Таможенные платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой, традиционно составляют существенную долю доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Эффективность реализации фискальной функции таможенных органов во многом определяет возможности государства по финансированию социально-экономического развития страны, обеспечению макроэкономической стабильности и реализации приоритетных национальных проектов [4].
Правоотношения в области установления и взимания таможенных платежей регулируются нормами Таможенного кодекса ЕАЭС, двусторонних международных соглашений, а в части, не урегулированной международным законодательством — национальным законодательством государств-членов ЕАЭС. В Российской Федерации к числу основных нормативно-правовых актов в данной сфере относятся:
— Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ [1],
— Налоговый кодекс Российской Федерации,
— Бюджетный кодексы Российской Федерации [2].
Ключевыми факторами, определяющими объем таможенных доходов федерального бюджета, являются динамика и товарная структура внешнеторгового оборота России, уровень цен на мировых сырьевых рынках, курс рубля к основным валютам внешнеторговых контрактов, ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Специфика НДС, взимаемого при ввозе, заключается в том, что он исчисляется по ставкам, аналогичным налогообложению операций на внутреннем рынке (20 % — общая ставка, 10 % — пониженная ставка по отдельным товарам), а налоговой базой является сумма таможенной стоимости ввозимых товаров, подлежащих уплате таможенных пошлин и акцизов. Как результат, размер НДС при ввозе товаров существенно больше, чем сумма самих таможенных пошлин [3].
В последние годы наблюдается тенденция к снижению как абсолютных, так и относительных показателей таможенных доходов федерального бюджета. Это вызвано комплексом внешних и внутренних факторов, среди которых:
неблагоприятная ценовая конъюнктура мировых рынков энергоносителей;
сокращение стоимостных объемов внешней торговли России вследствие девальвации рубля;
снижение ставок ввозных таможенных пошлин в рамках тарифных обязательств России перед ВТО;
введение экономических санкций против России и ответных российских контрсанкций;
реализация политики импортозамещения и локализации производств на территории России.
Важнейшей задачей таможенно-тарифного регулирования в современных условиях является обеспечение фискальной и регулятивной функций таможенных платежей в условиях нестабильности мировой экономики, колебаний внешнеторговой конъюнктуры, геополитических вызовов. Особую актуальность данная проблематика приобрела в период пандемии COVID-19 и последовавшего за ней кризиса глобальных цепочек поставок, а также в связи с введением рядом недружественных стран торгово-экономических санкций против России [4].
Таблица 1
Сводная таблица перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет РФ. ФТС (2022–2024 гг.)
Показатель |
2022 |
2023 |
2024 (12 месяцев) |
Общий объем таможенных платежей, трлн руб |
6,2 |
5,2 |
7,349 |
Доля в доходах федерального бюджета, % |
22,4 |
- |
- |
Структура таможенных платежей: |
|||
- От импорта, трлн руб |
3,3 |
- |
2,066 |
- От экспорта, трлн руб |
2,7 |
- |
0,467 |
Доля в структуре доходов ФТС, % |
|||
- Вывозные таможенные пошлины |
43,5 |
- |
18,4 |
- Ввозные таможенные пошлины |
53,0 |
- |
81,6 |
Динамика к предыдущему году, % |
-19 |
+12 |
+11,5 |
Эффективность контрольных мероприятий |
|||
- Доначислено по результатам контроля после выпуска, млрд руб |
28,0 |
- |
45,4 |
- Перечислено в бюджет по результатам контроля, млрд руб |
18,5 |
- |
- |
- Рост к предыдущему году, % |
+30 |
+24 |
+73 |
- Средняя эффективность таможенной проверки, млн руб |
9,6 |
+11 |
- |
Несмотря на существенные колебания объемов внешней торговли, изменение ее товарной и географической структуры в последние годы, таможенные платежи остаются одним из ключевых источников формирования доходной части федерального бюджета.
Рис. 1. Динамика таможенных платежей в федеральный бюджет РФ
В структуре таможенных доходов произошли ощутимые изменения. Поступления от импорта товаров составили 3,3 трлн рублей, снизившись на 30 % к уровню предыдущего года вследствие сокращения объемов ввоза импортной продукции. Одновременно поступления от экспортных операций достигли 2,7 трлн рублей, увеличившись на 8 % благодаря высоким мировым ценам на ключевые товары российского экспорта — углеводороды, металлы, минеральные удобрения, зерно. Как результат, доля вывозных таможенных пошлин в структуре доходов ФТС выросла до 43,5 %, тогда как доля ввозных пошлин снизилась до 53 % [5].
Результаты деятельности Федеральной таможенной службы в 2023 году подтверждают ключевую роль таможенных платежей в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации [6]. По итогам работы за 2023 год ФТС перечислила в бюджет более 5,2 трлн рублей таможенных платежей, продемонстрировав рост на 12 % по сравнению с 2022 годом. Прогнозное задание по импортным таможенным платежам на 2023 год уже выполнено на 101 %, а общий план по платежам на текущий год составляет более 6,4 трлн рублей.
Существенные усилия были направлены на обеспечение потребностей российских Вооруженных сил в ходе проведения специальной военной операции. Товары, предназначенные для нужд СВО, оформлялись незамедлительно, в первоочередном порядке. В целях организации таможенного контроля в новых регионах были созданы и укомплектованы Донецкая и Луганская таможни, Запорожский и Херсонский таможенные посты Крымской таможни.
Особого внимания заслуживает структура погашенной задолженности. Основную долю составляют таможенные платежи (92,8 % в 2021 году, 94,7 % в 2022 году и 89,6 % в 2023 году), в то время как доля пеней относительно невелика. Однако следует отметить тенденцию к росту доли пеней в общей структуре погашенной задолженности: с 7,2 % в 2021 году до 10,4 % в 2023 году, что может свидетельствовать о снижении платежной дисциплины участников внешнеэкономической деятельности и/или усилении контрольно-надзорной функции таможенных органов.
Таблица 2
Информация о погашении задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за январь-ноябрь 2024 года [7]
РТУ, таможни непосредственного подчинения |
Сумма погашенной задолженности по уплате таможенных платежей (руб.) |
Сумма погашенной задолженности по уплате пеней (руб.) |
Общая сумма погашенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней (руб.) |
ЦЭТ |
11,867,786,874.02 |
191,298,246.85 |
12,059,085,120.87 |
КОТ |
782,863,225.82 |
152,796,470.01 |
935,659,695.83 |
МТ |
4,718,792,128.69 |
869,498,818.31 |
5,588,290,947.00 |
ЦПТ |
225,611,132.56 |
13,929,395.51 |
239,540,528.07 |
ЦТУ |
28,644,548,127.86 |
4,327,141,316.28 |
32,971,689,444.14 |
СЗТУ |
5,656,815,264.89 |
823,089,989.03 |
6,479,905,253.92 |
ЮТУ |
1,762,870,235.23 |
133,496,609.69 |
1,896,366,844.92 |
ПТУ |
2,249,769,477.83 |
279,805,867.20 |
2,529,575,345.03 |
УТУ |
1,767,680,099.56 |
180,138,104.53 |
1,947,818,204.09 |
СТУ |
2,924,393,388.52 |
210,595,213.49 |
3,134,988,602.01 |
ДВТУ |
4,302,778,737.43 |
522,808,299.72 |
4,825,587,037.15 |
СКТУ |
876,558,760.38 |
36,457,461.64 |
913,016,222.02 |
Итого |
65,780,467,452.79 |
7,741,055,792.26 |
73,521,523,245.05 |
Анализ консолидированных данных за период 2021–2024 гг. показывает значительные колебания в объемах погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням. За 11 месяцев 2024 года общая сумма погашенной задолженности составила 73,52 млрд рублей, что приближается к максимальному показателю 2022 года (74,49 млрд рублей) и значительно превышает уровень 2023 года (49,32 млрд рублей).
В 2024 году отмечается рост объемов погашенной задолженности практически по всем региональным таможенным управлениям. Наиболее существенные темпы роста в сравнении с 2023 годом демонстрируют Сибирское таможенное управление (+49,0 %), Северо-Кавказское таможенное управление (+66,7 %) и Центральная электронная таможня (рост в 8,7 раза).
Рис. 2. Динамика и структура таможенных платежей в Российской Федерации в 2024 году
Некоторые статистические данные о таможенных платежах в 2024 году:
За первое полугодие 2024 года Федеральная таможенная служба (ФТС) перечислила в бюджет 3 трлн 361 млрд рублей налоговых сборов и платежей, что почти на 500 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По итогам девяти месяцев 2024 года сумма доначислений таможенных платежей составила 45,4 млрд рублей, что на 73 % больше, чем за предыдущий год (26,2 млрд рублей).
В структуре поступления таможенных платежей на импорт в 2024 году приходилось 2,066 трлн рублей, а на экспорт — 467 млрд рублей.
По итогам трёх кварталов таможня перечислила в бюджет 5,84 трлн рублей, что на 11,5 % больше, чем за предыдущий период.
Министр финансов Антон Силуанов анонсировал, что по итогам 2024 года в федеральную казну планируют перечислить более 7 трлн рублей таможенных сборов.
Несмотря на позитивную динамику, резервы повышения собираемости таможенных платежей далеко не исчерпаны. В условиях нарастающих бюджетных ограничений особое значение приобретают: дальнейшее упрощение и ускорение совершения таможенных операций с использованием цифровых технологий; совершенствование системы предоставления льгот и преференций отдельным категориям участников ВЭД; усиление контроля таможенной стоимости в целях противодействия ее занижению; борьба с контрафактом и контрабандой на каналах международной торговли [8].
Ключевым направлением таможенно-тарифной политики остается поддержка процессов импортозамещения и стимулирование развития отечественных обрабатывающих производств.
Таким образом, вклад таможенных платежей в доходы федерального бюджета в 2023 году не только сохранился, но и продемонстрировал тенденцию к росту, несмотря на беспрецедентное санкционное давление и необходимость оперативного реагирования на изменения внешнеторговой конъюнктуры.
Литература:
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.12.2024 N 536-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 32 (часть I). — Ст. 5082.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
- Арутюнян, Д. С. Таможенные пошлины как источник формирования федерального бюджета / Д. С. Арутюнян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 70–72. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117283/ (дата обращения: 27.02.2025).
- Кубанова, С. Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС / С. Кубанова, А. Старцева // Дневник науки. — 2022. — № 12(72). — EDN SRCOCC.
- Баташев Р. В. Специфика и механизмы применения таможенных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-mehanizmy-primeneniya-tamozhennyh-poshlin-v-regulirovanii-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.02.2025).
- ФТС собрала более 5,2 трлн рублей таможенных платежей // Регионы России. 25.10.2023. URL: https://www.gosrf.ru/news/53267/ (дата обращения: 27.02.2025).
- Статистика погашения задолженностей по уплате таможенных платежей и пеней [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: официальный сайт. — 2024. — URL: https://customs.gov.ru/activity/results/statistika-pogasheniya-zadolzhennostej-po-uplate-tamozhennyx-platezhej-i-penej?page=13 (дата обращения: 27.02.2025).
- Фролов В. Д. Анализ поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 3–3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-postupleniy-tamozhennyh-platezhey-v-federalnyy-byudzhet-rossii (дата обращения: 27.02.2025).