Роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 17.04.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Остапчук, М. Д. Роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации / М. Д. Остапчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124246/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



Таможенные платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой, традиционно составляют существенную долю доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Эффективность реализации фискальной функции таможенных органов во многом определяет возможности государства по финансированию социально-экономического развития страны, обеспечению макроэкономической стабильности и реализации приоритетных национальных проектов [4].

Правоотношения в области установления и взимания таможенных платежей регулируются нормами Таможенного кодекса ЕАЭС, двусторонних международных соглашений, а в части, не урегулированной международным законодательством — национальным законодательством государств-членов ЕАЭС. В Российской Федерации к числу основных нормативно-правовых актов в данной сфере относятся:

— Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ [1],

— Налоговый кодекс Российской Федерации,

— Бюджетный кодексы Российской Федерации [2].

Ключевыми факторами, определяющими объем таможенных доходов федерального бюджета, являются динамика и товарная структура внешнеторгового оборота России, уровень цен на мировых сырьевых рынках, курс рубля к основным валютам внешнеторговых контрактов, ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Специфика НДС, взимаемого при ввозе, заключается в том, что он исчисляется по ставкам, аналогичным налогообложению операций на внутреннем рынке (20 % — общая ставка, 10 % — пониженная ставка по отдельным товарам), а налоговой базой является сумма таможенной стоимости ввозимых товаров, подлежащих уплате таможенных пошлин и акцизов. Как результат, размер НДС при ввозе товаров существенно больше, чем сумма самих таможенных пошлин [3].

В последние годы наблюдается тенденция к снижению как абсолютных, так и относительных показателей таможенных доходов федерального бюджета. Это вызвано комплексом внешних и внутренних факторов, среди которых:

 неблагоприятная ценовая конъюнктура мировых рынков энергоносителей;

 сокращение стоимостных объемов внешней торговли России вследствие девальвации рубля;

 снижение ставок ввозных таможенных пошлин в рамках тарифных обязательств России перед ВТО;

 введение экономических санкций против России и ответных российских контрсанкций;

 реализация политики импортозамещения и локализации производств на территории России.

Важнейшей задачей таможенно-тарифного регулирования в современных условиях является обеспечение фискальной и регулятивной функций таможенных платежей в условиях нестабильности мировой экономики, колебаний внешнеторговой конъюнктуры, геополитических вызовов. Особую актуальность данная проблематика приобрела в период пандемии COVID-19 и последовавшего за ней кризиса глобальных цепочек поставок, а также в связи с введением рядом недружественных стран торгово-экономических санкций против России [4].

Таблица 1

Сводная таблица перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет РФ. ФТС (2022–2024 гг.)

Показатель

2022

2023

2024 (12 месяцев)

Общий объем таможенных платежей, трлн руб

6,2

5,2

7,349

Доля в доходах федерального бюджета, %

22,4

-

-

Структура таможенных платежей:

- От импорта, трлн руб

3,3

-

2,066

- От экспорта, трлн руб

2,7

-

0,467

Доля в структуре доходов ФТС, %

- Вывозные таможенные пошлины

43,5

-

18,4

- Ввозные таможенные пошлины

53,0

-

81,6

Динамика к предыдущему году, %

-19

+12

+11,5

Эффективность контрольных мероприятий

- Доначислено по результатам контроля после выпуска, млрд руб

28,0

-

45,4

- Перечислено в бюджет по результатам контроля, млрд руб

18,5

-

-

- Рост к предыдущему году, %

+30

+24

+73

- Средняя эффективность таможенной проверки, млн руб

9,6

+11

-

Несмотря на существенные колебания объемов внешней торговли, изменение ее товарной и географической структуры в последние годы, таможенные платежи остаются одним из ключевых источников формирования доходной части федерального бюджета.

Динамика таможенных платежей в федеральный бюджет РФ

Рис. 1. Динамика таможенных платежей в федеральный бюджет РФ

В структуре таможенных доходов произошли ощутимые изменения. Поступления от импорта товаров составили 3,3 трлн рублей, снизившись на 30 % к уровню предыдущего года вследствие сокращения объемов ввоза импортной продукции. Одновременно поступления от экспортных операций достигли 2,7 трлн рублей, увеличившись на 8 % благодаря высоким мировым ценам на ключевые товары российского экспорта — углеводороды, металлы, минеральные удобрения, зерно. Как результат, доля вывозных таможенных пошлин в структуре доходов ФТС выросла до 43,5 %, тогда как доля ввозных пошлин снизилась до 53 % [5].

Результаты деятельности Федеральной таможенной службы в 2023 году подтверждают ключевую роль таможенных платежей в обеспечении доходной части федерального бюджета Российской Федерации [6]. По итогам работы за 2023 год ФТС перечислила в бюджет более 5,2 трлн рублей таможенных платежей, продемонстрировав рост на 12 % по сравнению с 2022 годом. Прогнозное задание по импортным таможенным платежам на 2023 год уже выполнено на 101 %, а общий план по платежам на текущий год составляет более 6,4 трлн рублей.

Существенные усилия были направлены на обеспечение потребностей российских Вооруженных сил в ходе проведения специальной военной операции. Товары, предназначенные для нужд СВО, оформлялись незамедлительно, в первоочередном порядке. В целях организации таможенного контроля в новых регионах были созданы и укомплектованы Донецкая и Луганская таможни, Запорожский и Херсонский таможенные посты Крымской таможни.

Особого внимания заслуживает структура погашенной задолженности. Основную долю составляют таможенные платежи (92,8 % в 2021 году, 94,7 % в 2022 году и 89,6 % в 2023 году), в то время как доля пеней относительно невелика. Однако следует отметить тенденцию к росту доли пеней в общей структуре погашенной задолженности: с 7,2 % в 2021 году до 10,4 % в 2023 году, что может свидетельствовать о снижении платежной дисциплины участников внешнеэкономической деятельности и/или усилении контрольно-надзорной функции таможенных органов.

Таблица 2

Информация о погашении задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за январь-ноябрь 2024 года [7]

РТУ, таможни непосредственного подчинения

Сумма погашенной задолженности по уплате таможенных платежей (руб.)

Сумма погашенной задолженности по уплате пеней (руб.)

Общая сумма погашенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней (руб.)

ЦЭТ

11,867,786,874.02

191,298,246.85

12,059,085,120.87

КОТ

782,863,225.82

152,796,470.01

935,659,695.83

МТ

4,718,792,128.69

869,498,818.31

5,588,290,947.00

ЦПТ

225,611,132.56

13,929,395.51

239,540,528.07

ЦТУ

28,644,548,127.86

4,327,141,316.28

32,971,689,444.14

СЗТУ

5,656,815,264.89

823,089,989.03

6,479,905,253.92

ЮТУ

1,762,870,235.23

133,496,609.69

1,896,366,844.92

ПТУ

2,249,769,477.83

279,805,867.20

2,529,575,345.03

УТУ

1,767,680,099.56

180,138,104.53

1,947,818,204.09

СТУ

2,924,393,388.52

210,595,213.49

3,134,988,602.01

ДВТУ

4,302,778,737.43

522,808,299.72

4,825,587,037.15

СКТУ

876,558,760.38

36,457,461.64

913,016,222.02

Итого

65,780,467,452.79

7,741,055,792.26

73,521,523,245.05

Анализ консолидированных данных за период 2021–2024 гг. показывает значительные колебания в объемах погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням. За 11 месяцев 2024 года общая сумма погашенной задолженности составила 73,52 млрд рублей, что приближается к максимальному показателю 2022 года (74,49 млрд рублей) и значительно превышает уровень 2023 года (49,32 млрд рублей).

В 2024 году отмечается рост объемов погашенной задолженности практически по всем региональным таможенным управлениям. Наиболее существенные темпы роста в сравнении с 2023 годом демонстрируют Сибирское таможенное управление (+49,0 %), Северо-Кавказское таможенное управление (+66,7 %) и Центральная электронная таможня (рост в 8,7 раза).

Динамика и структура таможенных платежей в Российской Федерации в 2024 году

Рис. 2. Динамика и структура таможенных платежей в Российской Федерации в 2024 году

Некоторые статистические данные о таможенных платежах в 2024 году:

 За первое полугодие 2024 года Федеральная таможенная служба (ФТС) перечислила в бюджет 3 трлн 361 млрд рублей налоговых сборов и платежей, что почти на 500 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 По итогам девяти месяцев 2024 года сумма доначислений таможенных платежей составила 45,4 млрд рублей, что на 73 % больше, чем за предыдущий год (26,2 млрд рублей).

 В структуре поступления таможенных платежей на импорт в 2024 году приходилось 2,066 трлн рублей, а на экспорт — 467 млрд рублей.

 По итогам трёх кварталов таможня перечислила в бюджет 5,84 трлн рублей, что на 11,5 % больше, чем за предыдущий период.

 Министр финансов Антон Силуанов анонсировал, что по итогам 2024 года в федеральную казну планируют перечислить более 7 трлн рублей таможенных сборов.

Несмотря на позитивную динамику, резервы повышения собираемости таможенных платежей далеко не исчерпаны. В условиях нарастающих бюджетных ограничений особое значение приобретают: дальнейшее упрощение и ускорение совершения таможенных операций с использованием цифровых технологий; совершенствование системы предоставления льгот и преференций отдельным категориям участников ВЭД; усиление контроля таможенной стоимости в целях противодействия ее занижению; борьба с контрафактом и контрабандой на каналах международной торговли [8].

Ключевым направлением таможенно-тарифной политики остается поддержка процессов импортозамещения и стимулирование развития отечественных обрабатывающих производств.

Таким образом, вклад таможенных платежей в доходы федерального бюджета в 2023 году не только сохранился, но и продемонстрировал тенденцию к росту, несмотря на беспрецедентное санкционное давление и необходимость оперативного реагирования на изменения внешнеторговой конъюнктуры.

Литература:

  1. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.12.2024 N 536-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 32 (часть I). — Ст. 5082.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
  3. Арутюнян, Д. С. Таможенные пошлины как источник формирования федерального бюджета / Д. С. Арутюнян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 70–72. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117283/ (дата обращения: 27.02.2025).
  4. Кубанова, С. Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей в условиях функционирования ЕАЭС / С. Кубанова, А. Старцева // Дневник науки. — 2022. — № 12(72). — EDN SRCOCC.
  5. Баташев Р. В. Специфика и механизмы применения таможенных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-i-mehanizmy-primeneniya-tamozhennyh-poshlin-v-regulirovanii-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.02.2025).
  6. ФТС собрала более 5,2 трлн рублей таможенных платежей // Регионы России. 25.10.2023. URL: https://www.gosrf.ru/news/53267/ (дата обращения: 27.02.2025).
  7. Статистика погашения задолженностей по уплате таможенных платежей и пеней [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: официальный сайт. — 2024. — URL: https://customs.gov.ru/activity/results/statistika-pogasheniya-zadolzhennostej-po-uplate-tamozhennyx-platezhej-i-penej?page=13 (дата обращения: 27.02.2025).
  8. Фролов В. Д. Анализ поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 3–3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-postupleniy-tamozhennyh-platezhey-v-federalnyy-byudzhet-rossii (дата обращения: 27.02.2025).


Задать вопрос