В статье автор исследует различные арт-терапевтические методы, применительно к людям различного возраста.
Ключевые слова : арт-терапия, арт-терапевтические методы, поддержка, подход, терапия.
В ходе изучения определений понятия «арт-терапия», представленных различными авторами, было резюмировано, что арт-терапия — это особое терапевтическое направление, форма психотерапии, подразумевающая использование различных средств искусства, включающих музыку, изобразительную деятельность, литературные произведения и т. д. для воздействия на психоэмоциональное состояние пациента в лечебных и коррекционных целях.
Современный ритм жизни сопровождается высоким уровнем стресса, тревог и депрессий. Арт-терапия предлагает эффективный способ снижения напряжения, улучшения эмоционального состояния и повышения устойчивости к стрессу.
Многие люди испытывают сложности в осознании и выражении своих внутренних конфликтов и переживаний. С помощью арт-терапии возможно выявить скрытые эмоции и проработать их через творчество, минуя барьеры словесного выражения.
Арт-терапия интегрируется с другими направлениями психологии, медицины, педагогики и социальной работы, создавая синергию между разными методами поддержки и реабилитации.
Постоянно растущее количество научных исследований подтверждает эффективность арт-терапии в улучшении психоэмоционального состояния, повышении качества жизни и социальной адаптации.
Эти факторы подчеркивают важность изучения и внедрения арт-терапевтических практик в современную систему здравоохранения, образования и социальной поддержки, делая тему актуальной и востребованной в различных сферах общественной жизни.
Рассматривая определение арт-терапевтических методов, выделим, что толкование данного понятия по своей сути мало отличается от толкования понятия «арт-терапия». Итак, арт-терапевтический метод — это терапевтический подход, который использует различные виды искусства для улучшения психического и эмоционального состояния человека [7, с. 37].
Индивидуальные различия требуют персонализированного подхода в лечении и поддержке. Арт-терапия находит широкое применение в работе с детьми, подростками, пожилыми людьми, лицами с посттравматическими расстройствами. Творческие методики помогают таким группам людей преодолевать психологические и социальные барьеры. Арт-терапия адаптируется под нужды конкретного клиента, учитывая его интересы, способности и предпочтения.
Остановимся более подробно на исследовании арт-терапевтических методов применительно к людям разного возраста.
Например, для детей особенно важны игровые методы (игротерапия), а также сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия. Эти подходы позволяют детям выразить свои страхи, тревоги и радости, которые они часто не могут сформулировать вербально. Разберем особенности данных подходов.
Игровая терапия — это вид арт-терапевтического воздействия, применяемый к детям, в котором игра выступает ключевым инструментом. Основой различных подходов, объединенных этим понятием, является убеждение в том, что игра играет важную роль в формировании личности. Она способствует установлению теплых связей между участниками, помогает снять напряжение, беспокойство, страхи, связанные с общением, укрепляет уверенность в себе и дает возможность пробовать себя в разных коммуникативных ситуациях, минимизируя риск негативных последствий.
Детская игра обычно включает в себя:
— роли, которые берут на себя участники;
— игровые действия, служащие для реализации этих ролей; условное использование предметов — замену реальных вещей игровыми аналогами;
— реальные взаимоотношения между детьми [10, с. 3–4].
Сказкотерапия — относительно новое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорический язык сказок, помогает людям лучше понимать себя, раскрыть свой потенциал и выстроить доверительные, близкие отношения с окружающими.
Работа со сказкой имеет ориентацию на оказание помощи и поддержку ребенку. Арт-терапевт создает атмосферу, в которой клиент (в данном случае ребенок), взаимодействуя со сказкой (читая, сочиняя, разыгрывая, продолжая сюжет), находит решения своих жизненных проблем и сложностей.
В сказкотерапии выделяют два основных подхода: директивный и недирективный. При директивном подходе терапевт активно вовлекается в игру ребенка, чтобы выявить скрытые, подавленные тенденции в символической форме и помочь их проработать в соответствии с общепринятыми нормами и стандартами. Недирективный подход предполагает свободные, самостоятельно организованные сюжетно-ролевые игры, драматизации, кукольные представления, сочинение собственных сказок и другие формы творческой деятельности [1, с. 6–7].
Изотерапия — это терапия, основанная на изобразительном творчестве, прежде всего на рисовании, которая в настоящее время широко используется для психологической коррекции людей с невротическими и психосоматическими расстройствами, а также детей и подростков, испытывающих трудности в обучении и социальной адаптации, и переживающих внутрисемейные конфликты.
Рисование способствует развитию координации движений и чувств, поскольку требует согласованной работы различных психических процессов.
В изотерапии сам процесс создания изображения используется как средство достижения терапевтических целей. Важно понимать, что это не создание художественного произведения и не урок изобразительного искусства. Психокоррекционные занятия с использованием изобразительной терапии служат инструментом для исследования эмоций, идей и событий, развития коммуникативных навыков и отношений, а также для повышения самооценки и увеличения уровня уверенности в себе [4, с. 9–10].
Следует отметить, что, в то время как игровая и сказкотерапия чаще всего применяются к детям, терапия рисованием может быть полезна людям любого возраста и пола.
Особое внимание стоит уделить подросткам, которые часто переживают бурю эмоций и находятся в поиске своей идентичности. Арт-терапия помогает им справляться с внутренними противоречиями и находить свое место в жизни. Для подростков она является мощным инструментом самопознания, эмоциональной разгрузки и развития навыков саморегуляции. В этом возрасте особенно эффективны терапия рисованием, песочная терапия, танцевальная и двигательная терапия.
Песочная терапия — востребованное направление в психологии творчества (или арт-терапии), которое применяют как специалисты, так и сами клиенты. Суть метода заключается в диагностике и коррекции психологических проблем через игру с песком. Изначально песочная терапия была разработана для работы с детьми, но оказалось, что она полезна и подросткам, и взрослым. Игра с песком помогает подросткам освободиться от накопившегося эмоционального напряжения, улучшить эмоциональный фон и глубже понять себя. Безопасная обстановка, возникающая в процессе игры, дает возможность выразить внутренние конфликты и противоречия в символической форме, раскрыть творческий потенциал (особенно актуально для тех, кому в детстве не хватало возможности играть и творить), найти выход из трудных ситуаций и получить ответы на важные вопросы [9, с. 3].
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) — это вид арт-терапии, использующий танец и движение для гармонизации эмоционального и физического состояния человека. Упражнения и этюды, применяемые в ТДТ, способствуют личностному росту, принятию себя и партнера, позволяют проиграть различные модели поведения и наглядно увидеть собственные проблемы. В процессе танца человек учится прислушиваться к себе, своему телу, чувствам, ощущениям и эмоциям, реагировать на них и соответствующим образом менять свое поведение и движения.
ТДТ имеет ряд преимуществ для подростков: формируется позитивное представление о себе (подростки учатся осознавать свои ощущения и эмоции, реагировать на них, меняя поведение), снимается физическое напряжение, повышается самооценка, снижается тревожность и агрессия, развиваются навыки общения [3, с. 59–60].
Взрослым подходят различные формы арт-терапии, в их числе такие как изотерапия, библиотерапия и драматерапия. Эти методы помогают преодолевать профессиональное выгорание, справляться со стрессом и переживать личностные кризисы.
Библиотерапия — направление арт-терапии, которое базируется на целительной силе слова, то есть самовыражении через творческое письмо.
В современный период времени библиотерапия, в отличие от традиционных подходов, акцентирует внимание не на чтении литературных произведений, а на самостоятельном написании. При этом возможна как полная свобода самовыражения, так и работа с заданными темами. Терапевтический эффект в библиотерапии основан на принципе, известном как закон Геннекена, согласно которому главный герой любого произведения — это автор. Сюда же можно отнести автобиографическое письмо, создание драматических текстов, стихосложение, ведение дневников и написание писем (хотя эпистолярный жанр, к сожалению, постепенно теряет свою актуальность) [6, с. 23–24].
Драматерапия — это форма арт-терапии, использующая театральные приемы для решения эмоциональных проблем. Этот подход сочетает в себе элементы драмы, театральных игр и ролевых упражнений.
Драматерапия применяется в групповой терапии с взрослыми и детьми. В процессе работы могут разыгрываться жизненные ситуации, например, конфликт с ребенком, супругом или руководителем, а также рассматриваться сложные вопросы о смысле жизни. Примерив на себя разные роли, клиент может осознать и выразить подавленные чувства, по-новому взглянуть на болезненные события и изменить свои поведенческие стратегии [2].
Для пожилых людей арт-терапия помогает поддерживать когнитивные функции, улучшает настроение и облегчает состояние одиночества. Особенно полезны методы, связанные с воспоминаниями и созданием семейных альбомов (фототерапия). Также положительное влияние оказывает музыкальная терапия.
Фототерапия — это комплекс подходов и приемов, использующих фотографию в терапевтических и корректирующих целях для решения психологических задач, а также для личностного роста и обретения гармонии. В рамках фототерапии могут применяться как существующие изображения, так и создание и обработка собственных фотографий. Фотография по своей сути является социальным инструментом, поскольку предполагает взаимодействие между людьми и передачу широкого спектра эмоций, ощущений и представлений.
Для пожилых людей фототерапия особенно ценна, поскольку она стимулирует обмен жизненным опытом, пробуждает воспоминания, помогает осознать взаимосвязь различных этапов жизни и даже способствует подведению итогов прожитых лет [5].
Музыкотерапия — это метод, в основе которого лежит положительное воздействие музыки на физическое и психическое здоровье человека. Под руководством специалиста музыка используется в лечебных и реабилитационных программах для людей, страдающих от различных заболеваний — как соматических, так и психических. Музыка способна наладить контакт даже с теми, кто испытывает трудности в общении и предпочитает избегать диалога.
Применение музыкотерапии в работе с пожилыми людьми демонстрирует высокую эффективность, и в настоящее время активно изучается. Музыкально-терапевтические эффекты могут быть разнообразными: музыка способна тонизировать или успокаивать организм, оказывать влияние на психоэмоциональную сферу через ассоциации и эстетические переживания, воздействовать на обмен веществ, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы, вызывая эмоциональные реакции, которые приводят к гормональным и биохимическим изменениям. Кроме того, она активизирует центральную нервную систему, улучшает когнитивные функции и память, стимулирует умственную деятельность и способствует гармонизации биоритмов, обеспечивая баланс всех физиологических процессов [8, с. 162].
Подводя итоги, выделим, что арт-терапия представляет собой мощное и многогранное направление психотерапевтической практики, охватывающее широкий спектр творческих методов, направленных на улучшение психоэмоционального состояния и социальную адаптацию различных категорий населения. В условиях современного мира, характеризующегося высокими уровнями стресса и тревоги, арт-терапия становится важным инструментом для поддержания ментального здоровья и благополучия. Этот подход гибко адаптируется под индивидуальные потребности каждого человека, будь то ребенок, подросток, взрослый или пожилой человек, предоставляя уникальные возможности для самовыражения и самопонимания.
Эффективность арт-терапевтических методов подтверждается многочисленными научными исследованиями, демонстрирующими её позитивное воздействие на качество жизни, устойчивость к стрессу и когнитивное функционирование. Интеграция арт-терапевтических методов с традиционными подходами в медицине, образовании и социальной работе открывает новые горизонты для комплексного лечения и реабилитации.
Таким образом, изучение и внедрение методов арт-терапии является актуальным и необходимым направлением в современной практике здравоохранения и социального обеспечения. Арт-терапия не только помогает решать существующие проблемы, но и способствует профилактике эмоциональных и социальных трудностей, обеспечивая всестороннюю поддержку каждому человеку на пути к гармоничной и здоровой жизни.
Литература:
- Барабаш Е. Ю. Методическое пособие для специалистов по работе с детьми. — Ставрополь: «Ставропольская краевая общественная детская организация «Союз детей Ставрополья», 2022. — 25 с.
- Виды арт-терапии и примеры упражнений с доказанной эффективностью [Электронный ресурс] // URL: https://ippss.ru/blog/vidy-art-terapii-i-primery-uprazhnenij-s-dokazannoj-effektivnostyu#7 (дата обращения: 02.04. 2025).
- Ионина О. С. Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка // Вестник Костромского государственного университета. — 2017. — № 1. — С. 59–60.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2020. — 160 с.
- Коломийцев А. К. Новый подход в применении фототерапии // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 3 (45). [Электронный ресурс] // URL: https://research-journal.org/archive/3–45–2016-march/novyj-podxod-v-primenenii-fototerapii (дата обращения: 04.04.2025).
- Колошина Т. Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование / Т. Ю. Колошина, А. А. Трусь. –СПб.: Речь, 2020. — 189 с.
- Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие / А. И. Копытин. — М.: Инфра, 2022. — 526 с.
- Салихова Л. И. Возможности музыкотерапии в работе с пожилыми людьми // Вестник КазГУКИ. — 2023. — № 1. — С. 162.
- Сидорова В. Н. Песочное рисование с использованием метода «Sand-Art» / В. Н. Сидорова. — Пермь, 2016. — 26 с.
- Тишкова Ю. А. Методические рекомендации по использованию технологии «Игротерапия» / Ю. А. Тишкова. — Тамбов: Районный Дом детского творчества, 2017. — 36 с.