Некоторые общемировые тенденции регулирования технологий искусственного интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 17.04.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Головко, Е. Е. Некоторые общемировые тенденции регулирования технологий искусственного интеллекта / Е. Е. Головко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124263/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В представленной обзорной статье рассматриваются мировые тенденции в регулировании искусственного интеллекта. Автор выделяет три основных «тренда» и освещаются последние инициативы и законодательные акты, регулирующие ИИ в различных государствах. В статье также затрагиваются этические аспекты использования искусственного интеллекта. Настоящая работа представляет интерес для представителей юридических наук, политологов и экспертов в области искусственного интеллекта и всех, кто занимается вопросами правового регулирования технологии.

Ключевые слова: цифровизация права, искусственный интеллект, мировая тенденция, этические нормы, генеративный искусственный интеллект.

Говоря о технологиях искусственного интеллекта нельзя не отметить их стремительное развитие. Для того, чтобы любая технология функционировала эффективно, необходимо уделить существенное внимание системе ее регулирования. В настоящее время такую задачу ставят перед собой многие развитые государства. Однако, существует и ряд проблем, важнейшей из которых является отсутствие унифицированных стандартов, которые должны применяться на международном уровне.

Тем не менее, уже сейчас можно заметить формирование определенных международных трендов в регулировании технологий искусственного интеллекта. Именно о них и пойдет речь в настоящей статье.

1. Укрепление международного сотрудничества по вопросам регулирования искусственного интеллекта

Ввиду того, что новые технологии внедряются в жизнь всего человечества, проблема их регулирования не может ограничиваться рамками государственной границы. Международные организации принимают резолюции, конвенции, декларации, которые в перспективе будут способствовать сплоченному развитию правового регулирования такой инновационной технологии в целях получения максимальной полезности.

Так, в октябре 2023 года в Организации Объединенных Наций был создан Консультативный орган высокого уровня по искусственному интеллекту. В число ближайших задач Органа входит формирование глобального научного консенсуса по рискам и проблемам, связанным с ИИ, содействие использованию ИИ для достижения целей в области устойчивого развития и укрепление международного сотрудничества в области управления ИИ.

Кроме того, в июне 2024 года была принята Резолюция ООН «Об укреплении международного сотрудничества в области наращивания потенциала ИИ» (On Enhancing International Cooperation on Capacity-building of AI). Резолюция призывает международное сообщество создать «свободную, открытую, инклюзивную и недискриминационную» деловую среду как среди развитых, так и развивающихся стран для разработки и внедрения ИИ.

В Совете Европы основополагающим документом, регламентирующим международное сотрудничество в сфере ИИ, выступает принятая в мае 2024 года Рамочная конвенция Совета Европы «Об ИИ, правах человека, демократии и верховенстве закона». Указанная Конвенция открыта для присоединения также и для государств, которые не являются членами Совета Европы.

Рамочная конвенция закрепляет ключевые принципы работы систем ИИ, определяет средства правовой защиты, процессуальные права и гарантии в сфере ИИ, а также устанавливает требования по проведению оценки рисков и воздействия систем ИИ [1].

Вышеназванный тренд не обошел стороной и Содружество Независимых Государств. Так, в октябре 2024 года странами-участниками было принято «Заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения» [2]. В документе главы государств Содружества выступают за формирование международной системы регулирования искусственного интеллекта при центральной координирующей роли ООН на основе исключительного права государств на принятие решений в рамках равноправного и взаимоуважительного диалога в соответствии с международным правом [3]. Кроме того, в настоящее время в странами-участницами СНГ разрабатывается «Концепция проекта Модельного закона об ИИ СНГ».

Отметим, что на прошлой неделе посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй также заявил о намерениях Китая развивать международное взаимодействие с Россией в области ИИ [4].

2. Установление этических норм в качестве ведущего инструментария управления ИИ

Этические принципы играют ключевую роль в развитии безопасного искусственного интеллекта, защищая права граждан и общества. Внедрение национальных этических стандартов повышает общественное доверие к ИИ, обеспечивая справедливое использование технологий без дискриминации. Это способствует улучшению качества жизни и благосостояния людей.

Рекомендацию об этических аспектах ИИ, разработанную в 2021 г. ЮНЕСКО, поддержали 193 государства — члена ЮНЕСКО. Целый ряд стран на уровне саморегулирования разработали свои собственные нормы «мягкого» права — Национальные кодексы этики ИИ, а также сформировали комиссии (консультативные советы), реализующие положения соответствующих актов [5].

В Российской Федерации в 2021 году был разработан и открыт к подписанию «Кодекс этики в сфере ИИ», а в декабре 2024 года была презентована «Белая книга этики ИИ».

Отметим, что несмотря на то, что указанный Кодекс носит рекомендательный характер, данный документ является безусловным показателем нацеленности государства к включению этических принципов в перечень ключевых инструментов администрирования ИИ.

Кроме того, о необходимости адаптации этических норм к новой технологии говорится и в Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Так, Президент Российской Федерации отмечает, что одним из основных направлений создания комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, и обеспечения безопасности применения таких технологий является совершенствование этических правил в области искусственного интеллекта, распространение их действия на российские и иностранные организации, а также на органы публичной власти, проведение широкого общественного обсуждения для выявления и решения основных спорных этических вопросов, связанных с внедрением технологий искусственного интеллекта и взаимодействием человека с искусственным интеллектом [6].

3. Поиск путей к регулированию генеративного ИИ

Генеративный искусственный интеллект (GenAI) — это особый тип нейронных сетей, которые умеют создавать новый материал на основе изученной информации. К такому типу можно отнести, например, ChatGPT, Dall-E и другие.

Такие нейросети обрели особую популярность среди общества. Однако, существуют риски, сопровождающие масштабное внедрение генеративного ИИ, как то, дискриминация, дезинформация и создание дипфейков.

Для решения указанной проблемы в ряде государств приняты следующие нормативно-правовые акты, способствующие минимализации рисков при использовании генеративных нейронных сетей: «Временные меры по администрированию сервисов генеративного ИИ» (Китайская Народная Республика), Руководство «100 Практических применений и примеров использования генеративного ИИ» (Объединенные Арабские Эмираты), Декларация об «Ответственной разработке и использовании сервисов в сфере генеративного ИИ» (Российская Федерация), «Принципы ответственных, надежных и защищающих конфиденциальность генеративных технологий ИИ» (Канада). Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим.

Ключевая задача современного регулирования генеративного ИИ заключается в поиске оптимального баланса между поощрением технологического развития и защитой фундаментальных прав пользователей. При этом необходимо создать такую регуляторную среду, которая будет способствовать инновациям, не препятствуя развитию технологии, но одновременно обеспечивать надежную защиту интересов всех участников процесса взаимодействия с генеративным ИИ.

Таким образом, можно сделать вывод что международное регулирование искусственного интеллекта находится в стадии активного формирования. Большинство государств стремятся найти баланс между стимулированием развития технологий искусственного интеллекта и обеспечением безопасности их применения, что отражается в разрабатываемых национальных стратегиях и нормативных актах.

Прослеживается общая тенденция к формированию комплексной системы правового регулирования ИИ, основанной на принципах прозрачности, подотчетности и защиты прав человека, что создает основу для дальнейшего международного сотрудничества в данной сфере. Ввиду того, что большинство проблем, связанных с регулированием технологий искусственного интеллекта являются общими для всех государств, необходимо организовывать сотрудничество не только в рамках одной международной организации, но и в масштабах всего мира в целом.

Литература:

  1. Васильев Д. П. Формирование международных режимов управления искусственным интеллектом: ключевые тенденции и основные акторы // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 8 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhdunarodnyh-rezhimov-upravleniya-iskusstvennym-intellektom-klyuchevye-tendentsii-i-osnovnye-aktory.
  2. О Заявлении глав государств — участников Содружества Независимых Государств о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения: решение Совета глав государств СНГ от 08.10.2024г. [Электронный ресурс]. Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/].
  3. Главы государств СНГ приняли Заявление о развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения: сайт Пресс-службы Исполкома СНГ [Электронный ресурс]. URL: https://eccis.org/news/28271 (дата обращения: 14.04.2025 г.)
  4. КНР намерена развивать партнерство с РФ в сфере искусственного интеллекта: сайт Государственного информационного агентства ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/23675209 (дата обращения: 14.04.2025 г.)
  5. Васин Е. О., Гвоздырева А. Д., Дейнека А. П., Замулина А. Ю., Кривошеева А. В., Незнамов А. В., Фокина С. А., Чаче Э. Г., Черемных И. А., Чурилова Д. Ю. Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС / под ред. А. В. Незнамова. 3-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2024.
  6. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 490 от 10.11.2019 (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта до 2030 года»). (2019). Собрание законодательства Российской Федерации, 41, ст. 5700.


Задать вопрос