В настоящее время большое внимание уделяется активным методам обучения и развития персонала. Одним из таких методов является коучинг.
Коучинг представляет собой расширение сознания людей, способствует развитию и обучению, а также стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость клиента в достижении целей и изменении собственной деятельности, создает условия для самостоятельного понимания клиентом, что ему необходимо делать. Иными словами, коучинг помогает людям находить собственный уникальный способ достижения цели.
Коуч формирует особое пространство поиска альтернатив, креативную атмосферу, атмосферу доверия, в которой клиент чувствует, что его предложения и идеи не остаются без внимания. В отличие от педагога, коуч не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения, а стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость клиента в достижении целей и изменении собственной деятельности, создает условия для самостоятельного понимания клиентом, что ему необходимо делать [2, с. 204–208].
Одним из идеологов коучинга является Н. М. Зырянова, рассматривающая понятие коучинга в узком и широком смысле. Так, автор отмечает, что «в широком смысле коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, способствующую индивиду в достижении значимых для него целей в оптимальное время посредством мобилизации его внутреннего потенциала, формирования новых навыков и развития необходимых способностей. В узком смысле, коучинг является процессом выявления целей индивида и выработки оптимальных путей для их достижения. Ключевая обязанность коуча состоит в том, чтобы выявить лучшее в личности человека. Ключевая обязанность человека состоит в принятии на себя ответственности за решение поставленной задачи. Человек несет ответственность за собственные результаты» [7, с. 147].
Коуч не работает с прошлым человека, он работает с задачами, выбором и возможностями. Коуч способствует пониманию, почему люди не справились с поставленной задачей, помогает им предпринять действия, необходимые для нахождения оптимальных путей, научиться впоследствии поступать иначе. Коуч в работе стимулирует клиентов к более глубокому осознанию собственных целей, ресурсов и ограничений, способствует определению направления развития личности.
Коучинг помогает посмотреть на возникшие проблемы с разных сторон, увидеть положительные стороны и пути развития для достижения цели. Для успешного коучинга необходимо уметь поддерживать людей, стремиться к цели вместе с ними, но не делать работу за них.
Различными средствами коучинга можно добиться определенных успехов в достижении целей клиентов. Среди них:
- Групповые занятия, тренинги.
В формате тренинга коучинговые техники могут быть использованы тренером, на котором озвучиваются ожидания участников от программы, происходит постановка общей цели, задач, а также прояснение индивидуальных целей каждого участника. При возникновении в процессе групповой динамики конфликтных ситуаций, коучинг будет выступать эффективным инструментом в решении такой ситуации, посредством не оценивающей коуч-позиции тренера и коучинговых вопросов. На этапе выработки правил группой, коучинговые инструменты позволят сфокусировать группу и повысить ее осознанность. На основном этапе работы в тренинговом формате коучинг эффективно решает текущие задачи, не уходя в более глубинные психологические проблемы, позволяет сфокусироваться на настоящем, расширяя свои ресурсы, возможности и потенциалы. На заключительном этапе коучинг способствует эффективному закреплению полученных результатов и оценке проведенной работы.
Групповые занятия позволяют провести обучение лидерским навыкам и компетенциям, повышению мотивации, а также рассчитаны на коррекцию и развитие [10, с. 154].
- Арт-тренинг.
Арт-коучинг позволяет исследовать себя при помощи арт-объектов, созданных в творческом процессе. При этом прописывать шаги, опираясь на собственный материал, при помощи коучинговых технологий. Отличие арт-коучинга — масштабное использование метафор, образов и инструментов искусства. Использование элементов метафорического языка способствует развитию креативных качеств личности, самообладанию, уверенности в себе, помогает осуществлять творческий поиск оптимальных решений. Арт-направление выбрано с тем, что оно не имеет возрастных ограничений, не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается более «мягким» средством коучинга по сравнению с другими. Арт-тренинг также является здоровьесберегающим. В арт-коучинге есть 5 основных вопросов, которые мы можем задавать себе, прежде чем ставить цель:
— кто-то еще хочет, чтобы я достиг этой цели?
— было бы мне стыдно, если бы я не достиг этой цели?
— я действительно считаю, что это важная цель?
— будет ли эта цель приносить мне удовольствие?
— отражает ли эта цель меня и то, что я больше всего ценю в этой жизни?
Последовательно отвечая себе на эти вопросы, можно понять, действительно ли я хочу добиться именно этой цели, истинна ли она [5, с. 204–209].
В арт-коучинге есть такое понятие: «если человек ставит цель, то у него уже есть 50 % ресурсов для ее достижения, а остальные 50 включатся в момент пути» [9, с. 121].
В арт-коучинге используются такие техники, как рисование, лепка, сказка, танцевально-двигательные и др. Арт-коучинг позволяет обеспечить конструктивное перераспределение напряжений внутри человеческой психики, развитие его потенциала, целеустремленности, ресурсирование [4, с. 51–55].
- SMART-цели.
Это метод установления конкретных, измеримых, достижимых, релевантных и ограниченных по времени целей позволяет ориентироваться на конкретные результаты и измерять прогресс по достижению целей. Она способствует детальному описанию нужных результатов и подходит для формулировки краткосрочных и среднесрочных целей.
У SMART-целей 5 критериев, которые необходимо учитывать при постановке задачи. Именно благодаря им получится сформулировать цель чётко и понятно. Исходя из этой методики, цель должна быть:
- Specific — конкретная, определенная.
- Measurable — измеримая.
- Achivable — достижимая. Цель не должна быть размытой, обобщенной, сложной. Цель должна быть достигаемой.
- Relevant — значимая.
- Timed — привязанная ко времени.
Для личной или профессиональной сферы поможет постановка следующих вопросов:
- Сколько понадобится времени?
- Необходимо ли какое-то оборудование или дополнительная информация?
- Нужна ли помощь других людей?
- Есть ли уже какой-то опыт достижения подобных целей?
- Если опыт есть, то что нужно учесть исходя из него?
- Есть ли на данный момент энергия на выполнение этой цели?
Цель обязательно должна быть реальной, соотноситься с более крупными стратегическими целями и работать на их достижение. Метод постановки целей SMART легко использовать во всех сферах жизни. Ключевые показатели помогают сформулировать цель грамотно, чтобы она точно была достигнута [8, с.55–56].
- GROW.
Одна из наиболее широко признанных схем коучинга. Она включает в себя четыре ключевые фазы: Цель, Реальность, Варианты и Путь вперед. Коучи помогают клиентам сформулировать свои цели, оценить текущую ситуацию, провести мозговой штурм стратегий и создать планы действий. Эта модель делает акцент на утверждении и действии, позволяя клиентам разработать план действий с четкими шагами и сроками, а также регулярно проверять ход работы, чтобы выявлять препятствия и корректировать план по мере необходимости. Помогает структурировать коучинг-сессию и поддерживает клиента на пути к достижению его цели.
G (Goal) — этап постановки цели: «Что ты хочешь?»
R (Reality) — под наставничеством коуча клиент дает оценку нынешней ситуации, что в ней он хотел бы изменить и для чего.
O (Opportunity) — тщательно анализируются имеющиеся возможности. Какие действия возможны на данном этапе для продвижения к цели. Тут большое значение имеет количество, а уже потом приоритетность каждой из них.
W (Will) — разработка четкого плана дальнейшей работы для реализации ранее определенных этапов. Здесь происходит определение сроков и показателей успешности [3, с.129].
- Рефлексия и обратная связь.
Инструменты, которые помогают клиенту осознать свой прогресс, успехи и учебные моменты в процессе коучинга. Рефлексия позволяет клиенту обдумать свои мысли, чувства и действия, а обратная связь от коуча помогает клиенту получить объективную оценку и поддержку [1, с. 111].
Таким образом, коучинг, используемый в современном мире как инструмент развития и расширения сознания, позволяет руководителям укреплять партнерские отношения и атмосферу в команде, развивать лидерские компетенции сотрудников, способность принимать более обоснованные управленческие решения. Командный коучинг помогает сплочению коллектива, а также развивает эффективную коммуникацию внутри коллектива. Консультирование в стиле коучинга помогает корректировать собственные заблуждения и установки, увеличивается готовность к решению проблем, в которых были трудности, повышается продуктивность работы интеллекта как главного орудия выживания человека в современном мире. Главная роль коуча заключается в помощи каждому человеку находить свой уникальный путь к успеху, который наиболее соответствует его личности. А клиент таким образом принимает личную ответственность за собственные действия и обладает неограниченной свободой выбора наиболее подходящего для себя направления. В результате чего жизнь становится более осмысленной, продуктивной и насыщенной.
Литература:
- Анзорова, А. У. Коучинговое сопровождение профессионального развития руководителей школ в процессе курсовой подготовки / А. У. Анзорова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2023. — № 1(54). — С. 105–112.
- Герцен, А. А. Коучинг как инструмент управления развитием персонала / А. А. Герцен, М. А. Щуковская // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — 2020. — Т. 1. — С. 204–208.
- Дмитриев, А. Г. Модели, техники и инструменты организационного коучинга / А. Г. Дмитриев, А. Е. Белов // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: сборник статей XLVII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 30 января 2025 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2025. — С. 127–133.
- Доронина Н. Н. Арт-технологии в профилактике психологического стресса в студенческом возрасте // Психология обучения. — 2014. — № 7. — С. 51–55.
- Доронина Н. Н. Использование арт-терапии в работе со студентами / В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017. — С. 204–209
- Истюфеева, Ж. Н. Командный коучинг как технология психолого-педагогического сопровождения педагогического коллектива / Ж. Н. Истюфеева // Вестник педагогических инноваций. — 2022. — № 2(66). — С. 57–63. — DOI 10.15293/1812–9463.2202.07.
- Потоцкая, Н. А. Технология коучинга как средство преодоления кризиса среднего возраста / Н. А. Потоцкая // Наукосфера. — 2021. — № 6–1. — С. 145–148.
- Петухова, Я. Н. Постановка целей по методике smart в личной и профессиональной сферах / Я. Н. Петухова, М. В. Чукалова // Студенческий научный форум 2023: сборник статей VI Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 17 января 2023 года. Том Часть 2. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. — С. 55–57.
- Тертышная, А. К. Развитие лидерских качеств руководителей органов внутренних дел средствами коучинга / А. К. Тертышная // Профильное и профессиональное образование в условиях современного поликультурного пространства: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 10 февраля 2022 года / Отв. редактор В. Б. Шаронова. — Челябинск: Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2022. — С. 151–164.
- Чурсинова, О. В. Техники арт-коучинга в профессиональном становлениии и саморазвитии / О. В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 10–2(61). — С. 120–122. — DOI 10.24412/2500–1000–2021–10–2–120–122.