В статье рассматривается региональный рынок и сбыта и ассортимент производства. Как повысить эффективность по выявленным проблемам на производстве. Экономические расчеты по предлагаемым мероприятиям по решению проблем.
Ключевые слова: рынок сбыта, повышение эффективности, система распределения, логистика, управление.
Актуальность статьи обусловливается необходимостью дальнейшего развития теоретических и методических подходов, поиском направлений развития каналов сбыта, включая построение моделей и прогноз состояния маркетинговых систем производственных предприятий, виды стремления производителей организовать систему стратегического управления распределения продукции в условиях экспансии сетевого ритейла.
Ключевыми аспектами эффективным управлением производства является сбыт, потому что он завершает логистический процесс. От качества его организации будет зависеть его доходность, рентабельность, а также качество логистического сервиса компании [3, с.56].
В качестве методов исследования были выбраны такие методы как: методы экономико-математические расчеты, маркетинговые исследования. Компания использует прямой канал распределения.
В качестве объекта исследования в данной статье является предприятие ООО «ГАВ Пермь», которое специализируется на таких работах, как производство корпусной мебели по индивидуальным заказам, для офисов и предприятий торговли. Здесь делают всевозможную корпусную мебель по индивидуальным заказам: шкафы, комоды, мебель для спален, кухонь и детских комнат, офисов, магазинов, складов.
Рассмотрим удельный вес в реализации основных групп в ассортименте материалов компании ООО «ГАВ Пермь».
Рис. 1. Удельный вес в реализации основных групп ассортимента компании ООО «ГАВ Пермь»
По данным из диаграммы видим, что больший удельный вес обходится на лесоматериалы, который составил 81 %, так как этот материал широко применяется при конструкции и основы корпусной мебели. Самый маленький удельный вес обходится на комплектующим материал (замки и петли), он составил 0,4 %.
Сегментации рынка расходных материалов для производства корпусной мебели, большинство потребителей сосредоточенно в городе Перми. На региональном рынке сбыта присутствует небольшая доля потребителей, что определяет перспективы и возможности освоения данных рынков.
География рынка сбыта продукции покажет, какие города Пермского края успешно сотрудничают с компанией ООО «ГАВ Пермь» (рис. 2).
Рис. 2. Региональный рынок сбыта продукции компании ООО «ГАВ Пермь»
В части сбытовой деятельности являются положительными сегментами, такие как: рост объема продаж, поддержка связи с клиентами, подстраиваться под предпочтение клиента, оптимизация процессов и сокращение издержек.
На сегодняшний день проблемами компании является:
- низкая точность сборки и выполнение экстренных заказов товарополучателям;
- потребность в расширении регионального рынка сбыта.
Таблица 1
Проблемы компании и предлагаемые мероприятия
Выявленная проблема |
Предлагаемые мероприятия |
Планируемые затраты |
Ожидаемый эффект |
1. Низкая точность сборки и выполнение экстренных заказов товарополучателям. |
- Установка голосовой системы сборки заказов. |
- Закупка оборудования; — Лицензия и подключения системы. |
- Повышение уровня логистического сервиса. |
2. Потребность в расширении регионального рынка сбыта. |
- Исследование регионального рынка сбыта; — Наем регионального менеджера по продажам. |
- Оплата труда (заработная плата); — Затраты на ГСМ; — Затраты на сотовую связь. |
- Увеличение числа покупателей; — Увеличение объема продаж; — Выход на новые сегменты рынка. |
С качественной точки зрения, предлагаемые мероприятия позволят ООО «ГАВ Пермь»: увеличить число покупателей, приобрести новых партнеров, увеличить объём продаж, выйти на новые сегменты рынка, существенно повысить качество логистического сервиса и обеспечить высокую точность сборки заказов.
Основной комплекс предлагаемых мероприятий нацелен на низкую точность сборки и выполнение экстренных заказов. Голосовая система — это система, применяемая для быстрой и безошибочной сборки товаров на высоконагруженных складах без бумажных документов и терминалов сбора данных.
Эффективность ГС:
- Сократить время сборки заказов.
- Снизить количество ошибок при комплектовании заказа.
- Уменьшить количество бумажной документации на складе.
- Повысить эффективность складского персонала.
- Оперативно отслеживать ошибки инвентаризации.
- Увеличить производительность и пропускную способность склада.
- Повысить уровень качества сервиса.
Технология голосового управления позволяет достичь повышения производительности на 15–35 %, увеличения точности отбора до 99,98 %.
Также присутствует мероприятие по расширению регионального рынка сбыта. Анализ географии сбыта в компании ООО «ГАВ Пермь» показал, что реализация продукции осуществляется в таких городах как: Краснокамск, Чусовой, Лысьва, Верещагино, Губаха, Кудымкар, Нытва, Оса, Оханск.
Поскольку большая доля продаж приходится на индивидуальных предпринимателей (свыше 40 %), проведем исследование потенциала рынка в данном сегменте.
Таблица 2
Количество профильных организаций в крупных городах Пермского края
Город Пермского края |
Количество профильных предприятий |
Березники |
40 |
Соликамск |
36 |
Кунгур |
28 |
Чайковский |
20 |
ИТОГО: |
124 |
По данным таблицы можно сказать следующее, что количество профильных организаций в данных городах достаточно для освоения данного сегмента рынка. Таким образом, производство корпусной мебели по индивидуальным заказам, для офисов и предприятий торговли является качественно выгодным бизнесом и требующим выходом в крупные города Пермского края, такие как: Березники, Соликамск, Кунгур, Чайковский и т. д.
Для расширения рынков сбыта продукции компании ООО «ГАВ Пермь» необходимо привлекать новых покупателей, активизировать работу менеджеров по продажам, расширить штат менеджеров, принять в отдел закупки и сбыта 1 человека непосредственно для работы с региональными потенциальными клиентами.
Таким образом, отдел закупа и сбыта продукции предполагает выполнение таких обязанностей как:
- исследование состояния рынков сбыта, выявления действующих конкурентов и неудовлетворенного спроса;
- координация сбытовой политики;
- организация логистики.
Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию процесса продажи товаров в ООО «ГАВ Пермь» необходимо составить смету затрат. Основываясь на представленной программе мероприятий по оптимизации системы распределения продукции в ООО «ГАВ Пермь» может быть оставлена следующие статьи затрат.
Таблица 3
Смета затрат по предлагаемым мероприятиям
Выявленная проблема |
Предлагаемые мероприятия |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
1. Низкая точность сборки и выполнение экстренных заказов товарополучателям. |
- Установка голосовой системы сборки заказов. |
Закупка 5-ти комплектов оборудования для голосовой системы сборки заказов |
610 000 |
Покупка лицензии или установка программного обеспечения |
17 400 |
||
2. Потребность в расширении регионального рынка сбыта. |
- Наем регионального менеджера по продажам. — Исследование регионального рынка сбыта. |
Заработная плата менеджера |
417 600 |
Отчисления на социальные нужды |
62 400 |
||
ИТОГО: |
1 107 400 |
По расчетам сметы затрат можем сказать, что общая сумма затрат в месяц составит 667 400 руб. Из них предлагаемые мероприятия с единовременным вложением такие, как заработная плата менеджера, отчисления на социальные нужды. Разовыми вложениями будут являться закупка комплектов и покупка лицензии. Общая сумма затрат по предлагаемым мероприятиям за год составит 1 107 400 руб.
С качественной точки зрения, предлагаемые мероприятия позволят ООО «ГАВ Пермь»:
– увеличить число покупателей;
– приобрести новых партнеров;
– увеличить объем продаж;
– выйти на новые сегменты рынка;
– существенно повысить качество логистического сервиса и обеспечить высокую точность сборки заказов.
В заключение отметим что, не смотря на кризисные явления в экономике, производственные предприятия должны находить новые способы и подходы к расширению рынков сбыта с целью повышения эффективности логистической деятельности.
Литература:
- Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко. — Москва: Юрайт, 2021. — 454 с.
- Григорьев, М. Н. Логистика. Краткий курс лекций / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — Москва: Юрайт, 2019. — 208 c.
- Карапетян, А. Г. Сбытовая деятельность как важный фактор развития предприятия в современных условиях / А. Г. Карапетян // Информация и инновации. — 2021. — Том 16, № 1. — С. 56–59.
- Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок / В. С. Лукинский. — Москва: Юрайт, 2023. — 359 с.
- Сергеев, В. И. Логистика снабжения: учебник для вузов / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич; под общей редакцией В. И. Сергеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022 г. — 440 с.