Использование координационной лестницы в совместной работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 20.04.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Г. С. Использование координационной лестницы в совместной работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи / Г. С. Андреева, В. В. Колесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124267/ (дата обращения: 24.04.2025).



Использование координационной лестницы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР актуально и эффективно, так как направлено на стимулирование правого и левого полушарий мозга, а взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех психических процессов, в том числе и речи. Выполнение разнообразных заданий на координационной лестнице повышает интерес детей к коррекционным занятиям, способствует совершенствованию речевых навыков.

Ключевые слова: координационная лестница, межполушарное взаимодействие, развитие речи, нейропсихологический подход, упражнения.

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательной функции и речи. У детей с ТНР отмечаются задержки психомоторного развития в анамнезе, часто они пропускают какой-то этап (например, этап ползанья). Обследуя в начале учебного года таких детей, инструктор по физической культуре обращает внимание на их неловкость, неуклюжесть, отмечает нарушения тонуса мышц, координации и переключаемости движений, пространственной ориентировки. Такие проблемы моторики отмечаются и в развитии речи у этой категории детей. Расстройство всей двигательной сферы приводит к нарушениям фонетической стороны речи: страдает артикуляция другие просодические компоненты языка.

Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Развитие межполушарных связей является одним из направлений нейропсихологической коррекции. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, воображение, мышление и восприятие, а самое главное — речь.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов, речи и эмоционально-волевой сферы ребенка через движение. Сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей, так как они очень тесно связаны и дополняют друг друга. Каждое новое движение образует в мозге нейронные связи. Чем больше движений, тем больше нейронных связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Одновременное проговаривание звуков, слогов, слов, фраз и выполнение движений развивают взаимодействие левого и правого полушария.

И тут на помощь педагогам и специалистам приходит координационная лестница. Это универсальный тренажер для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости, устойчивости вестибулярных реакций, самоконтроль действий, двигательных представлений, ориентировку в пространстве и схеме тела. С помощью координационной лестницы можно развивать межполушарное взаимодействие и тренировать мозжечковую стимуляцию, а также решать задачи по развитию и коррекции речи. Ее можно использовать в индивидуальной или групповой работе, в помещении и на улице. Существует несколько вариантов лестниц. В нашем детском саду используются плоская и фиксируемая координационные лестницы.

Варианты игр и упражнений на развитие речи с использованием координационной лестницы

1. Дифференциация звуков в произношении.

Возле ячеек выкладываются цветные стрелки (например, желтые и красные) в разных направлениях. Дети шагают или прыгают в ячейки, согласно указанному стрелкой направлению, проговаривая речевой материал: желтые стрелки обозначают звук Л (придумать слово с данным звуком), красные — звук Р. На начальном этапе можно использовать предметные картинки. Речевой материал и цвет стрелок может быть разнообразным и зависит от этапа и задач коррекционной работы.

2. Дифференциация гласных и согласных звуков (твердых и мягких).

Возле ячеек выкладываются предметные картинки, шарики красного, синего и зеленого цвета. Ребёнок шагает по ячейкам, называет картинку, определяет первый звук в слове и выбирает шарик нужного цвета: красный шарик — гласный звук, синий шарик — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный звук. Шарик помещается в конус внутри ячейки.

3. Дифференциация твердости и мягкости согласных на слух.

Педагог называет слова, ребенок выделяет первый или последний звук в слове. Если звук твердый, то перешагивает в ячейку правой ногой, если звук мягкий — левой ногой. В этом упражнении можно использовать иллюстративный материал.

4. Игра «Один — много».

Детям раздаются предметные картинки. Продвигаясь по лесенке (шаги или прыжки), чередуя одну и две ноги, нужно называть слова в единственном и множественном числе. Можно использовать речевой материал по лексическим темам или для автоматизации звуков.

5. Определение количества слогов в слове.

Детям раздаются предметные картинки. Ребенок шагает или прыгает в ячейки и называет слово по слогам (определяет количество слогов). Можно использовать речевой материал по лексическим темам или для автоматизации звуков.

6. Дифференциация предлогов «над» и «под».

У детей в руках мячики малого диаметра или пластиковые шарики. Педагог называет предложно-падежные конструкции, например: «Самолет летит над лесом», «Мячик лежит под столом». Если в предложении есть предлог «над», то необходимо перешагнуть ячейку правой ногой, если предлог «под», то переложить мячик из руки в руку под планкой лестницы и перешагнуть ее левой ногой. Можно использовать речевой материал по лексическим темам и картинный материал. Если используется речевой материал для автоматизации звуков, то ребенок повторяет предложение, затем выполняет движение.

Такие игры и упражнения могут использоваться не только инструктором по ФК и учителем-логопедом в совместной коррекционно-развивающей работе, но и другими педагогами и специалистами ДОУ в различных видах деятельности детей, а также в качестве физминуток на занятиях.

Литература:

1. Беляева Ю. А. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга средствами кинезиологических упражнений у детей с нарушениями речи // Вестник дошкольного образования. — Екатеринбург, 2023. № 1 (219).

2. Колпащикова В.Д, Мещанинов Н. А. Координационно-скоростная лестница в работе с детьми // Инструктор по физической культуре. — М., 2025. № 1.

3. Михайловская Е. О. Использование координационной лестницы в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Методические рекомендации. — Краснодар, 2022. — 13 с.

4. Чернышева А. В. Технология «лестница» как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств: методические указания. — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 18 с.

Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос