Современное развитие института банкротства в России началось с 1992 года, когда был принят первый Закон «О несостоятельности (банкротстве)» [1]. Этот нормативный акт носил в основном общий характер и лишь частично регулировал вопросы банкротства кредитных организаций. Так, статья 11 закона предусматривала особенности рассмотрения дел о банкротстве банков, устанавливая, что необходимым условием подачи заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности кредитной организации является отзыв у неё лицензии на осуществление банковских операций. В связи с этим Зайцева В. отмечала, что «характерной особенностью рассмотрения дел о банкротстве банков является большое количество кредиторов, в том числе вкладчиков — физических лиц. Еще до отзыва лицензии на совершение банковских операций необходимо провести мероприятия по восстановлению платежеспособности банка, так как проведение указанных процедур после отзыва лицензии на совершение банковских операций невозможно» [2]. Это подчеркивало существующий в законе 1992 года пробел в правовом регулировании досудебных механизмов предупреждения банкротства кредитных организаций.
В 1998 году в России был принят второй Закон о банкротстве. Одним из ключевых изменений стало введение нового критерия несостоятельности, основанного на принципе неплатежеспособности. Согласно этому подходу, предприятие признаётся неплатежеспособным, если оно не в состоянии исполнять свои обязательства по мере наступления сроков их исполнения, что определяется через анализ встречных денежных потоков. Закон значительно упростил процедуру банкротства: организации, имеющей задолженность в размере 50 тыс. рублей, просроченную более чем на три месяца, фактически грозила процедура признания банкротом. В результате этого существенно снизились пороги для начала дел о несостоятельности [3].
При создании нового закона о банкротстве законодатель, учитывая экономический кризис того периода, признал необходимость в специальном регулировании процедуры несостоятельности кредитных организаций как особой категории должников. В связи с этим в статьях 141–143 были закреплены общие положения, регулирующие банкротство кредитных организаций. Эти нормы применялись в тех случаях, когда соответствующие вопросы не были урегулированы специальным законодательством.
В развитие указанных норм был принят специальный Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [4], который за 15 лет подвергался более чем 20 изменениям. Этот закон закреплял порядок и условия применения мер, направленных на предотвращение банкротства кредитных организаций, а также содержал особенности установления оснований и проведения процедур признания их несостоятельными с последующей ликвидацией в форме конкурсного производства. К мерам досудебного характера, направленным на предупреждение банкротства, относились: финансовое оздоровление; введение временной администрации, назначенной Банком России без отзыва лицензии; реорганизация кредитной организации. Также были закреплены специальные признаки несостоятельности.
С учётом особенностей деятельности кредитных организаций, значительное значение имеет подзаконное регулирование, осуществляемое Банком России в части мер по предупреждению их несостоятельности. Так, например, одной из ключевых задач для любого банка является эффективное управление ликвидностью. Показатель текущей ликвидности кредитной организации устанавливается Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков» [5]. По нашему мнению, нарушение данного норматива в определённой мере может рассматриваться как один из специальных признаков несостоятельности кредитных организаций.
В отличие от общего порядка, в отношении кредитных организаций в рамках дела о банкротстве суд применял лишь две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Однако в конце 2004 года процедура наблюдения была исключена. Авторы соответствующих поправок к Закону 1999 года указывали, что наблюдение в делах о банкротстве банков является избыточным, поскольку функции, возложенные на временного управляющего — в частности, анализ финансового состояния должника и представление заключений, — уже выполняются временной администрацией. Исключение данной процедуры, по их мнению, позволяло сократить сроки судебного рассмотрения и ускорить процесс расчётов с кредиторами [6].
Третий Закон о банкротстве в России был принят в 2002 году. Хотя он сохранил в целом «про-кредиторскую» направленность института банкротства, возникший ранее дисбаланс был частично устранён за счёт введения процедуры финансового оздоровления должника. Также была усложнена процедура подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным, а круг участников, вовлечённых в дело о банкротстве, значительно расширен. Помимо этого, появились новые механизмы регулирования деятельности арбитражных управляющих и меры их ответственности. В совокупности эти изменения, закреплённые в третьем законе о банкротстве, заметно повлияли на динамику банкротств в российской экономике [7].
С принятием нового Закона о банкротстве порядок его применения в отношении кредитных организаций остался прежним. Как и ранее, он действовал параллельно со специальным Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и применялся лишь в той мере, в какой его положения не противоречили нормам указанного специального законодательства. На протяжении длительного времени регулирование банкротства кредитных организаций осуществлялось с учётом приоритета последнего.
Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», вступивший в силу в конце декабря 2003 года, положил конец продолжительной дискуссии, начавшейся ещё в 1993 году, относительно допустимости и целесообразности внедрения системы страхования вкладов в России.
Финансовая нестабильность, возникшая в сентябре — октябре 2008 года, потребовала оперативного поиска эффективных решений для урегулирования проблем отдельных банков, в основном крупных, чьё возможное банкротство могло бы создать системные риски для всей банковской системы, нарушить интересы кредиторов и поставить под угрозу социальную стабильность.
В этой связи 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» [8], который предусматривал набор дополнительных инструментов для предотвращения банкротства банков. Главным приоритетом при их использовании стало сохранение активов проблемного банка в обороте, защита интересов кредиторов и обеспечение системной стабильности путём передачи банка (его активов и обязательств перед кредиторами) под контроль нового инвестора без отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
В соответствии с указанным Законом, новые функции по предупреждению банкротства банков и выполнение организационной работы были возложены на Агентство по страхованию вкладов, которое осуществляло свою деятельность в тесном взаимодействии с Банком России и под его контролем.
В дальнейшем действие дополнительных мер было продлено Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 381-ФЗ до 31 декабря 2014 года.
С принятием Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации)» [9], который дополнил Закон о банкротстве 2002 года параграфом 4.1 «Банкротство кредитных организаций», Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» утратил силу. Кроме того, были отменены и другие нормативные акты, регулирующие банкротство кредитных организаций.
Литература:
- Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 N 3929–1 (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1250/ (дата обращения: 14.04.2025);
- Фролова Е. Е., Ермаков С. Л. Управление ликвидностью коммерческого банка: теории, модели, методы / Фролова Е. Е., Ермаков С. Л. — Текст: непосредственный // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. — 2011. — № 1 (2). — С. 20–29.;
- Арбатская, А. Г. История гражданско-правового регулирования нестостоятельности (банкротства) / А. Г. Арбатская. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры.. — 2015.. — № 6(45). — С. 49–53.
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 N 40-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22147/ (дата обращения: 14.04.2025);
- Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 13.02.2017) «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139494/ (дата обращения: 14.04.2025);
- Бабкин, Э. Д. Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в Российской Федерации / Э. Д. Бабкин. — Текст: непосредственный // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 33–35. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12504/ (дата обращения: 15.04.2025).
- Созанов, В. В. нституциональная динамика российской модели банкротства / В. В. Созанов. — Текст: непосредственный // Пространство экономики. — 2014. — № № 3. — С. 184–189.
- Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/5761686/ (дата обращения: 14.04.2025);
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 22.12.2014 N 432-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172607/ (дата обращения: 14.04.2025).