Тема выбранного исследования приобретает большую актуальность в свете современных вооруженных конфликтов, в которых принимает участие Российская Федерация. В свою очередь, военнослужащие, выполняющие свой долг по защите Отечества, часто подвергаются нарушениям прав и законных интересов со стороны командиров воинских частей, органов управления и других лиц.
Врамкахнастоящейстатьибудет проанализирована роль органов военной прокуратуры в обеспечении прав и законных интересов военнослужащих в Российской Федерации, а также предложены возможные пути совершенствования данного механизма.
Ключевые слова: органы военной прокуратуры, военнослужащие, законные интересы военнослужащих, военные суды.
The topic of the chosen research is becoming more relevant in the light of modern armed conflicts in which the Russian Federation is involved. In turn, military personnel performing their duty to protect the Fatherland are often subjected to violations of their rights and legitimate interests by military unit commanders, government agencies, and others.
This article will analyze the role of the military prosecutor's office in ensuring the rights and legitimate interests of military personnel in the Russian Federation, as well as suggest possible ways to improve this mechanism.
Keywords: military prosecutor's offices, military personnel, legitimate interests of military personnel, military courts .
Военная прокуратура, выступая специализированным органом в данной области, имеет ключевое значение в защите прав военнослужащих, потому что обеспечивает соблюдение законодательства в сфере военной службы, а также контролирует законность действий командования воинских частей и других органов военного управления, которые нередко превышают должностные полномочия.
В последнее время наблюдается увеличение числа обращений военнослужащих и их семей в органы прокуратуры по вопросам защиты прав. Данная тенденция свидетельствует о необходимости более глубокого анализа эффективности работы военной прокуратуры. Необходимо выделить и очертить круг проблем, с которыми сейчас чаще всего сталкиваются военнослужащие и члены их семей, чтобы в дальнейшем выбрать приоритетные направления деятельности сотрудников военной прокуратуры. Именно органы военной прокуратуры обладают необходимой компетенцией и набором полномочий, могут защитить нарушенные права и интересы военнослужащих. Поэтому так важно, чтобы все действия и меры реагирования предпринимались своевременно и полноценно.
Кроме того, исследование данной темы позволяет выявить существующие проблемы и недостатки в деятельности органов военной прокуратуры, а также предложить пути их решения, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению правозащитной практики в сфере военной службы. Таким образом, исследование имеет большую практическую значимость для совершенствования механизмов защиты прав военнослужащих в нашей стране, что является важным аспектом обеспечения национальной безопасности и стабильности в стране.
В рамках изучения данной темы, считаем целесообразным сформулировать понятие прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих. Прокурорский надзор-это комплекс мероприятий, выполняемый сотрудниками органов военной прокуратуры и предназначенный для выявления нарушений прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей со стороны органов управления и других должностных лиц. Данный комплекс подразумевает обязательное принятия мер по устранению таких нарушений, с целью восстановления прав указанной категории граждан.
Основная задача военной прокуратуры — обеспечение соблюдения законности в сфере защиты прав и законных интересов военнослужащих. Указанная задача достигается путем постоянного контроля за соблюдением законодательства в военных организациях, включая анализ и проверку внутренних документов и приказов. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с правами и свободами военнослужащих, включая вопросы дисциплины, жилищных условий и трудовых отношений, а также социальной защиты членов их семей.
Необходимо отметить, что в рамках указанного надзора одним из важнейших направлений деятельности является анализ и рассмотрение жалоб и предложений, поступающих от военнослужащих, членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных сил РФ. Сотрудники органов военной прокуратуры наделены достаточно широким кругом полномочий в данной области, в сферу их деятельности входит надзор за соблюдением законов и прав военнослужащих в воинских частях и организациях, расследование преступлений и административных правонарушений.
Особое значение имеет защита прав военнослужащих в рамках судебного разбирательства. Так, прокуроры принимают участие в судебных процессах, обеспечивая справедливость в рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел в отношении военнослужащих.
Помимо этого, военная прокуратура осуществляет просветительскую работу в целях повышения правовой культуры военнослужащих. Проводится обучение, информирование о существующих правах и свободах, а также о порядке их защиты.
Проведенный анализ позволил выявить наиболее частные нарушения прав военнослужащих:
- Нарушения, связанные с денежным довольствием, а именно несвоевременная или неполная выплата денежного довольствия (окладов, надбавок, премий), а также неправильный расчет выслуги лет, ведущий к занижению выплат.
- Нарушения жилищных, прав в том числе непредоставление служебного жилья или его ненадлежащее состояние, неправомерное исключение из очереди на постоянное жилье, отказ в выплате компенсации за наем жилого помещения.
- Неправомерное увольнение с военной службы, а именно увольнение без законных оснований (например, по надуманным дисциплинарным причинам), а также отказ в восстановлении после незаконного увольнения.
- Нарушения при прохождении ВВК (военно-врачебной комиссии) включая необоснованное признание негодным к службе (или, наоборот, отказ в списании по здоровью) и отказ в направлении на дополнительное обследование.
- Нарушения при назначении пенсий и льгот, включая отказ в назначении военной пенсии из-за неправильного расчета выслуги и непредоставление льгот (например, по оплате ЖКУ).
Подводя итог, можно сказать, что военная прокуратура и суды чаще всего рассматривают дела, связанныесневыплатами денежного довольствия, пенсионных и социальных льгот, жилищными нарушениями, незаконными увольнениями и ошибками ВВК, а также злоупотреблениями командования при привлечении к ответственности.
С учетом анализа судебной практики, можно выявить ключевые направления для повышения эффективности работы органов военной прокуратуры, а именно необходимость улучшения взаимодействия с другими правозащитными органами, усиление правового просвещения среди военнослужащих и их семей, а также совершенствование механизмов реагирования на обращения граждан.
В ходе проведенного исследования была проанализирована роль органов военной прокуратуры в обеспечении прав и законных интересов военнослужащих в Российской Федерации. Результаты исследования подтверждают, что военная прокуратура выполняет ключевую функцию в системе правовой защиты, обеспечивая соблюдение законности в сфере военной службы и защищая права военнослужащих от возможных нарушений со стороны командования и других государственных органов. Однако, несмотря на существующие механизмы защиты, в практике наблюдаются проблемы, связанные с недостаточной информированностью военнослужащих о своих правах, а также с ограничениями в доступе к правовой помощи.
Необходимо помнить, что для повышения их эффективности требуется комплексный подход, подразумевающий практические меры по улучшению правозащитной деятельности. Результаты данного исследования могут служить основой для дальнейших научных разработок и практических рекомендаций, направленных на совершенствование системы защиты прав военнослужащих в Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»// Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 01 июля 2021 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 22. — Ст. 2331.