В данной статье выделяются ключевые аспекты осуществления валютного контроля, который осуществляется таможенными органами в свете действующих санкций, а также рассматривается деятельность таможенных органов, включая статистику по возбужденным делам, что позволяет комплексно оценить эффективность их работы.
Ключевые слова: санкции, валютное регулирование и валютный контроль, таможенные органы.
Актуальность настоящей статьи обусловлена стремительным распространением экономических ограничений, наложенных на Российскую Федерацию с 2022 года недружественными государствами, что ставит страну в лидеры по количеству вступивших в силу санкций. Эти меры значительно меняют не только макроэкономическую среду, но и затрагивают все сферы экономической деятельности, включая вопросы валютного регулирования и валютного контроля. Таможенные органы Российской Федерации, выступая в роли органа валютного контроля [6], занимают ключевую позицию в системе надзора за валютными операциями, осуществляя тщательный мониторинг перемещения товаров и валютных ценностей [4]. Следует подчеркнуть, что санкции послужили основанием для внесения изменений в законодательство РФ в области валютного регулирования и валютного контроля.
В частности, Указ Президента РФ от 1 марта 2022 года № 81 (с изм. от 20.05.2024) ввел дополнительные временные экономические меры, направленные на обеспечение финансовой стабильности страны. В рамках данных мероприятий с 02.03.22 года установлено ограничение на вывоз наличных средств в иностранной валюте и денежных инструментов в иностранной валюте, превышающих сумму в 10 тыс. долларов США.
В таблице 1 представлены данные о результатах деятельности таможенных органов в период с 2021 по 2024 год. Наблюдается общий рост числа возбужденных дел по статье 15.25 КоАП: количество дел увеличилось с 7205 в 2021 году до 10 324 в 2023 году. Это связано с ужесточившимися санкциями, что привело к значительному числу нарушений, среди которых наибольшее количество связано с несвоевременным представлением налоговым службам уведомлений об открытии зарубежных счетов как юридических, так и физических лиц, а также отчетов о движении средств.
Таблица 1
Результаты проверок таможенных органов за 2021–2024 гг. [11]
Показатель |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Предотвращен незаконный вывод денежных средств из РФ на сумму в рамках взаимодействия с ЦБ, млрд. руб. |
5,5 |
0,9 |
1,1 |
22,53 |
Сумма предотвращенного вывоза денежных средств ФЛ таможенными органами через границу, млрд. руб. |
1,4 |
2,1 |
1,9 |
1,8 |
Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ, тыс. |
5 |
5,2 |
5,1 |
4,1 |
Дела по административным нарушениям (по статье 15.25 КоАП РФ), тыс. |
7,2 |
9,2 |
10,2 |
8,5 |
В свою очередь одной из основных задач таможенных органов является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма [1]. Информация о декларациях на товары, а также о выявленных на этапе таможенного декларирования признаках возможных нарушений валютного законодательства передается в Центральный банк (ЦБ) [10]. Согласно информации, представленной ЦБ, значительная доля теневых финансовых услуг приходится на торговые сделки. В 2024 году сумма предотвращенного вывода денежных средств резко возросла до 22,53 млрд. рублей. Такое резкое увеличение может быть связано с несколькими факторами. Во-первых, с 1 октября 2024 года на сайте ЦБ появилась возможность проверки компаний и ИП на принадлежность к группе высокого риска, что также может способствовать повышению эффективности контроля и предотвращения незаконного вывода средств. А во-вторых, по данным ФТС России, в этом же периоде значительно возросло количество возбужденных уголовных дел, связанных с валютными операциями. Если в 2023 году таких дел было 170, то в 2024 году их число увеличилось до 240. Эти дела касаются переводов денежных средств в иностранной валюте или в валютах Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (193.1 УК РФ).
Также в 2022 году заметно увеличение попыток участников ВЭД незаконного вывоза денежных средств на 0,7 миллиарда рублей по сравнению с 2021 годом, что напрямую связано с введением указанных выше ограничений на вывоз наличных денежных средств.
Подобные показатели могут быть дополнительно подтверждены количеством дел, возбуждаемых таможенными органами в рассматриваемый период. В частности, на рис. 1 представлено количество дел, возбужденных по статьям 16.4 КоАП «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» и 200.1 УК РФ, касающейся «Контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». На этом рисунке также наблюдается увеличение числа правонарушений в данной области в 2022 году.
![Количество возбуждённых дел таможенными органами по статьям 16.4 КоАП и 200.1 УК РФ с 2021- 2024г.г. [12]](https://moluch.ru/blmcbn/124315/124315-1.png)
Рис. 1. Количество возбуждённых дел таможенными органами по статьям 16.4 КоАП и 200.1 УК РФ с 2021- 2024г.г. [12]
Изменения в законодательстве затронули и процесс репатриации валютной выручки, что подразумевает обязательство резидентов возвращать денежные средства, включая иностранную валюту, на территорию Российской Федерации [4]. Вследствие зарубежных санкций, наложенных на большинство российских банков, произошло блокирование платежей от иностранных контрагентов, что значительно усложнило выполнение обязательств по внешнеэкономическим контрактам. В этой связи был издан Указ Президента РФ № 529 [8], в пункте 4 которого указано, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности и/или при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не действуют требования частей 1 и 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. От 01.09.2024)». Так, с 16 октября 2023 года по 30 апреля 2025 года российские экспортеры, перечисленные в Перечне [10], обязаны зачислять выручку на свои счета в уполномоченных банках и реализовывать ее в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке России в установленные сроки и размер. Тем не менее, несмотря на отмену обязательной репатриации, валютный контроль для внешнеэкономических контрактов продолжает действовать: необходимо регистрировать контракты в уполномоченном банке и предоставлять соответствующие документы и информацию.
В связи с отменой репатриации можно говорить о снижении возбуждённых уголовных дел по статье 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации», что показано на рис. 2.
Рис. 2. Количество возбуждённых дел таможенными органами по статье 193 УК РФ [12]
Следует отметить, что вывоз капитала с нарушением действующих норм валютного законодательства не является целью само по себе, поскольку обходить их стало нецелесообразно.
В заключении следует подчеркнуть, что таможенные органы РФ играют ключевую роль в системе валютного контроля, обеспечивая соблюдение законодательства и защиту экономических интересов страны. Функции таможенных органов также включают в себя применение различных мер ответственности. Это позволяет таможенным органам по результатам проводимых проверок оперативно реагировать на любые попытки обхода законодательства и снижать риски, связанные с незаконной финансовой деятельностью. В целом, отмеченная динамика по возбуждению дел может быть связана с множеством факторов, среди которых как изменения в законодательстве, так и адаптацию субъектов к действующим правовым нормам.
Литература:
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons6/ (дата обращения: 11.04.2025).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 11.04.2025).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023– [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/c (дата обращения: 11.04.2025).
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция) — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 12.04.2025).
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3040/ (дата обращения: 11.04.2025).
- Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/ (дата обращения: 13.04.2025).
- Указ Президента РФ от 05.07.2022 N 430 (ред. от 18.12.2023) «О репатриации резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации» — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421212/ (дата обращения: 11.04.2025).
- Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями» — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_424001/ (дата обращения: 12.04.2025).
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 N 499 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1459". " — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443496/3b/
- Постановление Правительства РФ от 12.10.2023 N 1681 (ред. от 13.12.2024) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 771" — [Электронный ресурс] // справочная правовая система «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_460055/ (дата обращения: 12.04.2025).
- Федеральная таможенная служба. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 12.04.2025).
- Федеральная таможенная служба. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/ (дата обращения: 12.04.2025).