Дыхание в психоанализе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 21.04.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Балуева, Н. Ю. Дыхание в психоанализе / Н. Ю. Балуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 479-481. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124316/ (дата обращения: 24.04.2025).



В статье представлен психоаналитический взгляд на феномен дыхания в рамках психоаналитического дискурса на примере клинического случая.

Ключевые слова: психоанализ, дыхание, перенос, бессознательный образ тела, бессознательное.

The article presents a psychoanalytic view of the phenomenon of breathing within the framework of psychoanalytic discourse using a clinical case as an example.

Keywords: psychoanalysis, breathing, transference, unconscious body image, unconscious.

Не мы первые, кому приходится ждать,

пока начнут понимать их язык.

З. Фрейд, из письма Карлу Юнгу, 26 мая 1907 г.

Все дышащие существа покидают этот мир на выдохе, а приходят в него на вдохе.

Прямых обращений к дыханию как феномену в психоанализе мало и еще меньше психоаналитической литературы по этой теме. Может быть потому, что дыхание может рассказать о нас куда больше, чем мы готовы о себе узнать.

Что не смирится с несовершенством жизни, что «прокричит» вопреки всему, когда человек утратил надежду и веру в глубинном конфликте?

Дыхание.

Этот конфликт не нов и уже давно известен нам, как диссонанс. Но кого мы отчаянно не хотим услышать в этом диссонансе? Кто остается говорить с нами, не теряя надежду и веру до последнего вздоха?

Дыхание.

В терапии нередко можно ощутить и услышать, как пациент, почувствовав доверие, начинает дышать медленнее и ровнее, и наоборот, не чувствуя доверия, испытывая страх, старается бессознательно сдержать дыхание, в попытке защититься от неприятных чувств.

В переносе я как аналитик невольно замечаю, что вдруг начинаю дышать не свойственно себе, словно перенимая дыхание пациента, а когда мы приближаемся к травматическому событию, дыхание пациента и моё становится учащенным. Из практики предполагаю, что в этот момент самое главное в поведении психоаналитика не заглушить, не перебить разговор дыхания словом или действием.

Заметив этот феномен в терапии, я осмелилась применить новые знания в анализе пациента А. Пациент А обратился за помощью по вопросу принятия поставленного диагноза, не смертельного, но значительно ухудшающего качество жизни.

Наша первая сессия началась не с приветствия, а с просьбы: «Дайте мне, пожалуйста, листок бумаги и карандаш, я буду рассказывать вам о своей большой семье. На листке запишу их всех, чтобы никого и ничего не упустить». Не увидев необходимости ломать сценарий пациента, я положила перед ним чистый листок бумаги и карандаш, не комментируя происходящего, а лишь слушая дыхание пациента.

Дыхание А. было прерывистым, будто скованным. Он навис над бумагой, но не брал в руки карандаш. Архитектура тишины способствовала дыханию.

По прошествии нескольких минут к дыханию стали примешиваться хрипы, а на листке бумаги стали видны большие следы капель слез.

В переносе я чувствовала себя переполненным сосудом, стенки которого уже не могут сдерживать содержимое. А моё дыхание становилось напряженным, будто загоняемым в рамки. В этот момент мой опыт подсказал мне не вмешивать в терапевтическое пространство никакого действия и никакого слова, а лишь продолжать слушать дыхание пациента.

Через несколько минут нарастающего напряжения в дыхании кабинет был залит протяжным выдохом с криком, подобным животному реву. Пациент не разрыдался, а освобождающе прокричал: «Нет, я буду говорить только о ней!».

Д. С. Рождественский писал: «Мне нередко приходилось наблюдать загадочные трансформации изначального запроса, с которым пациент обращается к психоаналитической терапии; ситуации, в которых запрос этот со временем забывается им или, будучи удовлетворен, отступает на дальний план». [4, С.109].

Анализ моего дыхания в переносе дал мне возможность понять значимого для пациента человека и принес понимание того, как выстроить терапию, в которой желание быть принятым полностью изживет конфликт с невозможностью быть вобранным всецело.

Последующие сессии мы говорили о матери пациента и о том, какое она имела влияние на диагноз, а какого не имела. Дыхание на протяжении нашего пути изменилось от пульсирующего, до спокойного, текучего, сопровождающего каждый дальнейший звук абсолютным принятием. Терапия была успешной.

Через некоторое время пациент А сообщил, что в медицинском учреждении, в котором он проходил обследование, диагноз поставили под сомнение, но, что было для меня не менее ценно, пациент непринужденно высказал очень важную для меня обратную связь: «Не вмешавшись в начале, вы будто открыли какие-то шлюзы в моей душе, которые я все это время пытался пробить головой, и дали мне дышать самостоятельно!». В двусмысленности означающего «дышать самостоятельно» было одновременно и о свободном дыхании, как физиологической функции, и о приобретении пациентом внутренней свободы, ощущении в себе жизни.

Концепция бессознательного образа Ф. Дольто предполагает формирование бессознательного образа ребенка ещё в утробе матери, а дыхательный образ самым архаичным.

«Образ тела — это живой синтез нашего эмоционального опыта: отношений с людьми, пережитых через избирательные эрогенные ощущения, архаичные или актуальные» [1, С.16].

«Дыхательный образ — самый архаичный, поскольку воздух, которым мы дышим, — это общая для всех плацента» [2, С.18].

В утробе матери у младенца еще отсутствует легочное дыхание, дыхательная функция осуществляется плацентой.

Во вне утробной жизни первое и самое главное усилие, которое мы совершаем, это усилие сделать самостоятельный вдох, задышать самостоятельно.

Возможно, в случае пациента А, аналитику надлежало в «плацентарном» переносе помочь пациенту осуществить переход от дыхания с помощью плаценты (жизни на одном дыхании с матерью) к дыханию легочному (независимому и самостоятельному).

Помогая пациенту продышать трудный путь к осознанию того, что прорывается из бессознательного, мы становимся свидетелями рождения тех слов, которые не находились; тех ключей, которые ведут к успеху терапии.

«Процессы системы бессознательного находятся вне времени, то есть они не упорядочены во времени» [5, С.138]. Как и возникающие в бессознательном сны, наше дыхание наполнено сложными, исключительными проявлениями наших подлинных желаний, страхов и потребностей.

Лишь подступившись к вопросу дыхания, оставаясь исключительно в поле аналитического дискурса, лишь наметив вектор траектории движения исследования, мы открываем множество возможностей и трудностей рассмотрения дыхания в психоанализе. Но перед тем, как искать ответ на вопрос: «О чем нам говорит дыхание?», видится важным повторить главное: дыхание говорит.

Литература:

  1. Дольто, Ф. Бессознательный образ тела. Т. XVI / Ф.Дольто. — Ижевск: ERGO, 2006. — 376 с.
  2. Дольто, Ф. Ребенок зеркала / Ф.Дольто, Ж.-Д. Назьо. — Москва: ПЕР СЭ, 2004. — 96 с.
  3. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. — Москва: Высшая школа, 1996. — 623 с.
  4. Рождественский, Д. С. Психоанализ: перенос: учебное пособие для вузов/ Д. С. Рождественский. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2023. — 258 с.
  5. Фрейд, З. Собрание сочинений в 26 томах. Т. 13: Статьи по метапсихологии / З.Фрейд; пер. с нем. А.Боковикова. — Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 2020. — С. 384.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

психоанализ, бессознательное, дыхание, перенос, бессознательный образ тела

Похожие статьи

Задать вопрос