В статье рассматриваются правовые и нормативные аспекты обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, включая особенности применения роботизированных пожарных комплексов на закрытых спортивных сооружениях. Анализируются различные условия соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, предусмотренные законодательством РФ. Особое внимание уделяется вариативному подходу к выбору способов обеспечения пожарной безопасности, роли нормативных документов и специальных технических условий.
Ключевые слова: обеспечение пожарной безопасности. нормативные документы по пожарной безопасности. системный подход. субъекты правоотношений. роботизированные пожарные комплексы. специальные технические условия. стандарт организации.
The article examines the legal and regulatory aspects of ensuring fire safety for protected facilities, including the specific features of using robotic firefighting systems in enclosed sports facilities. Various compliance conditions for protected facilities with fire safety requirements, as stipulated by Russian legislation, are analyzed. Particular attention is given to the flexible approach in selecting methods of ensuring fire safety, the role of regulatory documents, and special technical conditions.
Keywords: fire safety assurance. regulatory documents on fire safety. systemic approach. subjects of legal relations. robotic firefighting systems. special technical conditions. organizational standards.
Роботизированные технологии в обеспечении пожарной безопасности спортивных объектов закрытого типа сложный механизм, требующий системного подхода. На данных объектах проведена автоматизация процессов обеспечения безопасности с непрерывным мониторингом, направленным на оперативное тушение пожаров с интегрированными системами управления. Поэтому вопрос обеспечения пожарной безопасности на таких объектах является инновационным, постепенно входит в повседневную жизнь и становится неотъемлемой частью всей системы пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности (далее — ОПБ) — это одно из важнейших и ключевых направлений государственной политики, что подтверждается Указом Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года». Целью данной политики является обеспечение защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров, что возможно только при совокупном подходе к вопросу. Для обеспечения пожарной безопасности необходимы меры правового, социального, организационного и научно-технического характера, направленные на пропаганду, надзор и контроль, профилактику пожаров, а также силы и средства, задействованные на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Из этого следует, что обеспечение пожарной безопасности возможно только при участии нескольких субъектов правоотношений, а именно федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
Органы федерального пожарного надзора, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляют надзор в области пожарной безопасности. Для ОПБ на объектах защиты необходимо выполнение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 123-ФЗ), а также одного из пяти условий:
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 [1];
- пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных [1];
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с порядком проведения расчетов по оценке пожарного риска согласно нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности.
Из этого следует, что в [1] предлагает объекту надзора вариативный подход к выбору способа ОПБ. Значит контролируемое лицо самостоятельно определяет, какое именно условие соответствия объекта защиты оно для себя устанавливает, одновременно с этим отражая это в декларации пожарной безопасности.
Переходя к ОПБ закрытых спортивных сооружений на базе роботизированных пожарных комплексов, стоит отметить, что здесь также есть несколько подходов. Конечно, стоит начинать с первого условия соответствия объекта защиты, с выполнения требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности.
Для начала необходимо отметить, какие именно документы относятся к нормативным и имеют юридическую силу. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относит: национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. [1] дает более развернутый перечень документов согласно ч. 3 ст. 4.
Но что, если объект уникален и нормативное регулирование еще не адаптировалось под современные запросы, тогда стоить обратиться к специальным техническим условиям (далее — СТУ). СТУ — это технические требования для конкретного объекта капитального строительства, иными словами, это индивидуальный нормативный документ. СТУ после согласования в установленном порядке являются приоритетными для процессов проектирования и строительства объектов, а другие нормативные документы не имеют силы, если они противоречат требованиям СТУ.
Но бывают случаи, когда необходимо одновременно применять несколькими условий ОПБ, так в своде правил [5] говорится о том, что при проектировании роботизированных установок пожаротушения необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов и стандартом организации (далее — СТО), согласованным в установленном порядке. СТО — это нормативный документ, разрабатываемый для конкретной организации, содержащий требования пожарной безопасности к объектам, к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, к элементам систем противопожарной защиты.
Также, установка роботизированных пожарных комплексов невозможна без результатов исследований, расчетов и (или) испытаний, подтверждающих обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, апробации и постоянной проверки с документами, свидетельствующими о работоспособности и обслуживании систем.
Таким образом, подход в ОПБ может быть различным, нормативная база предлагает вариативный способ решения вопроса. ОПБ предполагает системный подход и объединяет несколько субъектов правоотношений, преследующих общую цель — безопасность людей и имущества от пожара.
Литература:
- О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из информ.-правового портала «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 1 янв. 2018 г. № 2. Доступ из информ.-правового портала «КонсультантПлюс».
- О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из информ.-правового портала «КонсультантПлюс».
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «КонсультантПлюс».
- Свод правил СП 485.1311500.2020: утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2020 г. № 226/пр. Доступ из информационно-правового портала «КонсультантПлюс».
- Андреева, Е. С. Повышение пожарной безопасности производственных объектов на основе технологии информационного моделирования / Е. С. Андреева, Ю. Е. Актерский // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международного научно-практического семинара в рамках Международного форума, Санкт-Петербург, 25 октября 2024 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, 2024. — С. 122–124. — EDN RZVKSL.
- Актерский, Ю. Е. BIM-модель как инструмент снижения пожарной опасности объектов с массовым пребыванием людей / Ю. Е. Актерский, Г. Л. Шидловский, Ф. А. Дали // Пожарная безопасность объектов капитального строительства. Нормативы, проектирование, устройство и эксплуатация: Материалы научно-технической конференции, Санкт-Петербург, 25 марта 2021 года / Составители В.А, Онов [и др.]. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. — С. 36–42. — EDN BHCTMA.