Потенциал аутентичных художественных текстов в формировании лингвокультурной компетенции при обучении иностранному языку (английскому) старших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 19.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Грекова, А. А. Потенциал аутентичных художественных текстов в формировании лингвокультурной компетенции при обучении иностранному языку (английскому) старших школьников / А. А. Грекова, А. Г. Грекова, Ю. Г. Киктева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124319/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается роль аутентичных художественных текстов в формировании лингвокультурной компетенции при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется подбору современных произведений английской литературы (романов, рассказов, поэзии, эссе и драматургии), которые отражают актуальные социальные и культурные реалии. Предлагаются методические приемы работы с аутентичными текстами, включая групповые обсуждения, проекты, творческие задания и мультимедийные ресурсы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, критического мышления и межкультурного понимания.

Ключевые слова : аутентичные художественные тексты, лингвокультурная компетенция, методы и приемы формирования и развития лингвокультурной компетенции

The article considers the role of authentic fiction texts in the formation of linguocultural competence in learning a foreign language. Special attention is paid to the selection of contemporary works of English literature (novels, short stories, poetry, essays and drama) that reflect current social and cultural realities. Methodological techniques for working with authentic texts are offered, including group discussions, projects, creative assignments and multimedia resources that promote the development of communicative skills, critical thinking and intercultural understanding.

Современные образовательные стандарты (ФГОС) делают акцент на формировании не только языковых навыков, но и лингвокультурной компетенции, которая предполагает понимание культурных особенностей носителей языка, их традиций, ценностей и коммуникативных норм. Аутентичные художественные тексты являются мощным инструментом в достижении этой цели, так как они отражают реальный языковой узус, культурные коды и социокультурный контекст страны изучаемого языка. Согласно ФГОС, обучение иностранному языку должно способствовать:

— развитию межкультурной коммуникации;

— формированию толерантности и понимания культурного разнообразия;

— овладению социокультурными нормами и традициями.

Лингвокультурная компетенция включает:

— знание культурных реалий (история, литература, искусство);

— понимание коннотаций и идиоматики;

— способность интерпретировать культурные коды в речи.

В соответствии с ФГОС использование аутентичных текстов способствует:

— расширению социокультурного кругозора;

— развитию коммуникативных УУД (умение вести диалог культур);

— повышению мотивации к изучению языка через интересный контент.

Аутентичные художественные тексты представляют собой не только средство обучения языковым навыкам, но и мощный инструмент для погружения в культуру и историю страны изучаемого языка, что способствует более глубокому пониманию языка.

Лингвокультурная компетенция включает в себя знания о языковых и культурных особенностях, которые необходимы для успешной коммуникации на иностранном языке. Она охватывает: знание культурных контекстов и традиций, понимание социальных норм и моделей поведения, способность интерпретировать и правильно воспринимать культурные коннотации.

Аутентичные художественные тексты, такие как романы, рассказы, стихи и пьесы, могут сыграть важную роль в создании контекста для изучения языка. Их использование в обучении позволяет добиться эмоционального вовлечения учащихся, т. к. художественная литература часто вызывает сильные эмоции и интерес, что способствует лучшему запоминанию языковых конструкций и пополнению словарного запаса. Использование аутентичных текстов позволяет представить изучающим культурные реалии страны изучаемого языка. Тексты позволяют познакомиться с культурными и историческими аспектами жизни носителей языка, что помогает укрепить лингвокультурную компетенцию.

Использование аутентичных текстов современных английских писателей в образовательном процессе может значительно обогатить лингвокультурную компетенцию старших школьников. Вот несколько аспектов, которые стоит учесть при введении таких текстов в процесс обучения старших школьников английскому языку как иностранному:

  1. Выбор содержательных аспектов текстов — тексты должны быть актуальными и интересными для подростков, затрагивать проблемы, с которыми они сталкиваются в своей жизни и обществе. Это могут быть как художественные произведения (романы, рассказы, поэзия), так и публицистические статьи, эссе, блоги. Выбор текстов, отражающих актуальные темы и проблемы, может облегчить обсуждение и анализ в классе.
  2. Лингвокультурный анализ — тексты должны отражать современные культурные контексты. При подборе аутентичных текстов для изучения иностранного языка важно обращать внимание на культурные реалии, традиции, обычаи, а также исторические и социальные аспекты, отражаемые в выбранных произведениях. Кроме того, тексты должны содержать в себе материал, позволяющий провести сравнительный анализ культурных особенностей страны изучаемого языка, сопоставляя их с культурой учащихся, что помогает развивать критическое мышление. Сравнение культурных особенностей, представленных в текстах, с культурой учащихся способствует лучшему пониманию и инклюзии.
  3. Обеспечение развития языковых навыков — аутентичные тексты позволяют изучить новую лексику и грамматические конструкции в живом контексте, что способствует лучшему запоминанию. Многие современные тексты имеют аудиоверсии, что позволяет задействовать все каналы восприятия информации и способствует развитию навыков произношения и восприятия на слух.

Для развития лингвокультурной компетенции школьников можно использовать разнообразные тексты современных английских писателей, которые отражают культурные, социальные и исторические аспекты английского языка и жизни в англоязычных странах. Безусловным «первым выбором» аутентичных текстов для подростков в последние годы являются произведения Джоан Роулинг про Гарри Поттера. Эта серия книг не только популярна, но и содержит множество культурных отсылок, связанных с английскими традициями, историями о магии и жизни в школе. В книгах затрагиваются актуальные для подростков темы дружбы, преданности, справедливости и борьбы со злом. Однако, современная литература на английском языке обширна и разнообразна. Ниже приведем несколько примеров текстов современных английских писателей, которые можно использовать для формирования лингвокультурной компетенции школьников при изучении английского языка как иностранного.

1. Рассказы:

— The Things We Leave Behind by Sarah Hall — рассказ о том, как жизни разных людей пересекаются в современном мире. Автор исследует темы утраты и воспоминаний, что может вызвать интерес к культурным ценностям и традициям Великобритании.

— The British Museum — разные авторы — это коллекция рассказов и эссе о различных экспонатах и их значении в контексте британской истории и культуры. Произведения содержат много полезной лексики и интересных фактов. Эссе доступны всем пользователям на сайте Британского музея.

2. Современные романы:

— The Curious Incident of the Dog in the Night-Time by Mark Haddon — Роман, написанный от лица подростка с аутизмом, позволяет рассмотреть различные аспекты восприятия мира. Текст глубоко затрагивает темы семьи, восприятия окружающей действительности разными людьми и социальной интеграции.

— Pigeon English by Stephen Kelman — Роман о жизни мальчика-иммигранта в Лондоне, который позволяет исследовать темы культурной идентичности, ассимиляции и социальных проблем.

— The Quiet American by Graham Greene — это роман, он также может быть использован в учебных целях, т. к. о н затрагивает темы колониализма и культурных столкновений, что дает представление о британском восприятии мира.

3. Поэзия:

— Стихи и рассказы современных поэтов — Например, работы поэтов, таких как Бенедикт Тевен (Benedict Cumberbatch) или Саймон Армитидж (Simon Armitage) могут служить интересным материалом для анализа английской культуры и языка.

4. Эссе и статьи:

— Тексты периодических изданий, таких как «The Guardian» и «The Independent» — статьи из этих изданий охватывают широкий спектр тем, от искусства до социальных проблем, и могут быть использованы для обсуждений на актуальные темы. Оба эти британских издания публикуют множество эссе и статьей на культурные и социальные темы. Выбор материалов, связанных с культурными событиями, искусством и обществом, может быть полезен для практики языка и расширения кругозора.

— Artful by Ali Smith — Али Смит известна своими рассказами и эссе. Сборник «Artful» — это 4 лекции которые автор прочитала в Оксфордском университете, в которых она исследует связь искусства и литературы в контексте современного общества. Ее стиль написания и тематика помогут студентам понимать нюансы языка и культурные концепции. Следует принимать во внимание, что автор в целом опирается на богатый культурный багаж своих слушателей\читателей, поэтому данные эссе могут представлять сложность для неподготовленной аудитории.

— What is Britishness — Parliamentary debate — Палата Лордов Британского парламента рассматривала, что значит быть британцем в современном мире. Этот документ может использоваться для обсуждения тем идентичности и культурной принадлежности, что является важным аспектом изучения языка. Заметки находятся в свободном доступе на сайте Британского Парламента.

— The London Review of Books — этот журнал публикует множество статей и эссе современных авторов по различным аспектам культуры Великобритании. Чтение и анализ статей из этого источника может помочь улучшить навыки критического мышления и анализа текста на английском.

5. Отрывки из драматургии:

— Rosencrantz and Guildenstern Are Dead by Tom Stoppard — Экзистенциальная трагикомедия, которая переворачивает традиционное восприятие Шекспировского Гамлета с ног на голову.

— This House by James Graham — Искрометная пьеса о функционировании парламентской демократии в Великобритании, «подковерных» играх и «закулисной» политической борьбе двух партий, сражающихся за право изменять будущее нации.

Эти тексты помогут не только улучшить языковые навыки учащихся, но и развить их понимание различных культурных аспектов, а также позволят провести интересные и эффективные обсуждения тем.

Некоторые методические приемы применения аутентичных текстов на английском языке для формирования лингвокультурной компетенции.

  1. Работа в группах: Обсуждение текста в группах способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.
  2. Проекты и презентации: Создание проектов, основанных на прочитанных текстах, помогает углубить понимание темы и развивает навыки презентации.
  3. Дискуссии: Обсуждение сюжетов, персонажей и моральных дилемм произведений развивает критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения.
  4. Творческие задания: Написание собственных рассказов или эссе в стиле рассматриваемого автора стимулирует творческое мышление. Кроме того, писательская практика (Free writing) с использованием элементов прочитанных текстов развивает умения выражать мысли и чувства на иностранном языке, способствует лучшему усвоению лексических единиц
  5. Мультимедийные ресурсы: Поддержка текстов аудио и видеофайлами, интервью с авторами, а также интерактивные элементы могут сделать процесс обучения более увлекательным.
  6. Ролевые игры: Сценки из произведений могут стать основой для ролевых игр, что позволяет учащимся применять язык в практическом контексте.

Использование аутентичных художественных текстов в обучении иностранным языкам представляет собой эффективный способ формирования лингвокультурной компетенции. Они не только углубляют понимание языка, но и обогащают культурный опыт учащихся, что важно в современных условиях глобализации и межкультурной коммуникации.



Задать вопрос