Особенности финансирования малого и среднего бизнеса в Китае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 21.04.2025

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Сорокин, И. М. Особенности финансирования малого и среднего бизнеса в Китае / И. М. Сорокин, А. В. Кузьмичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124338/ (дата обращения: 23.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассматриваются особенности финансирования малого и среднего бизнеса в Китае. Анализируются основные источники капитала, включая банки, финтех-платформы и государственные фонды, а также акцентирует внимание на роли государственной поддержки и цифровизации финансовых услуг. Подчёркиваются ключевые проблемы и перспективы развития МСП в контексте экономической модернизации страны.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, Китай, финансирование, государственная поддержка, финтех, микрокредитование, инновации, региональная политика, цифровая экономика, устойчивое развитие.

Малые и средние предприятия (МСП) являются важнейшим элементом современной экономики. Во многих странах мира они служат двигателем инноваций, создают рабочие места и способствуют формированию конкурентной среды. По оценкам Всемирного банка, на МСП приходится до 90 % всех предприятий и более половины общей занятости в мире [5]. Несмотря на такую значимость, доступ к финансированию остается для малого бизнеса одной из самых сложных и острых проблем, особенно в развивающихся странах. Китай, как вторая экономика мира, демонстрирует уникальный подход к финансированию МСП, сочетающий рыночные механизмы с активной государственной поддержкой.

Китайская Народная Республика (КНР) представляет собой уникальный пример государства, в котором развитие малого и среднего бизнеса рассматривается как один из ключевых приоритетов в рамках национальной стратегии модернизации экономики. В условиях стремительного роста, структурных реформ и глобальной трансформации мировой экономики МСП Китая обеспечивают около 60 % валового внутреннего продукта, 70 % технологических инноваций, более 80 % занятости в городах и около 67 % экспорта страны по данным на 2019 год​ [2, с. 178]. Таким образом, они выступают не просто как экономическая категория, а как активный субъект структурной перестройки национальной экономики. Развитие МСП в Китае тесно связано с задачами модернизации промышленности, повышения устойчивости экономики и сокращения регионального неравенства.

Источники финансирования китайских МСП разнообразны, однако банки по-прежнему остаются основными поставщиками кредитных ресурсов. К концу 2024 года общий объём кредитов, выданных малым и микропредприятиям, достиг 81,4 трлн юаней (около 11,4 трлн долларов США), при этом кредиты с лимитом до 10 млн юаней составили 33,3 трлн юаней, увеличившись на 14,7 % по сравнению с предыдущим годом [10]. Несмотря на это, лишь четверть малых предприятий имеет стабильные отношения с финансовыми учреждениями, что значительно ниже, чем, например, в странах ОЭСР. К числу основных вызовов относятся высокие требования к залоговому обеспечению, недостаточная развитость механизмов прямого финансирования, недостаточная прозрачность финансовой отчетности, региональные различия в доступе к финансовым услугам и ограниченные возможности традиционного банковского сектора в обслуживании малых предприятий, особенно в отдалённых и слаборазвитых регионах страны [1, с. 10]. Такая ситуация приводит к тому, что многие МСП не могут получить кредиты в нужном объеме или вынуждены брать их под завышенные процентные ставки.

Особую роль в финансировании МСП играют малые и региональные банки, кооперативные и сельские кредитные объединения. Они часто являются единственным финансовым каналом в отдалённых и аграрных регионах страны. Однако даже эти учреждения сталкиваются с трудностями — нехваткой капитала, высоким уровнем невозвратных кредитов и ограниченным доступом к ликвидности. Это, в свою очередь, ведёт к сокращению кредитования на местах и замедляет развитие малого бизнеса в менее развитых провинциях.

В дополнение к традиционным банкам, с начала 2000-х годов в Китае начали активно развиваться микрофинансовые организации. Они ориентированы на поддержку микропредприятий и семейного бизнеса, особенно в сельских районах. Несмотря на свою гибкость, такие организации имеют ограниченные финансовые ресурсы и не всегда могут удовлетворить потребности в долгосрочном капитале. Частные инвестиционные фонды и государственные венчурные структуры в свою очередь поддерживают технологические стартапы и предприятия, реализующие задачи государственной индустриальной политики.

Развитие FinTech-платформ значительно расширило возможности финансирования для МСП. Платформы, такие как Ant Group и WeBank, предоставляют микрокредиты и услуги факторинга без необходимости традиционного залогового обеспечения. В 2023 году объём кредитов, обеспеченных интеллектуальной собственностью, вырос на 75 %, достигнув 854 млрд юаней, а в первой половине 2024 года увеличился ещё на 57 %, составив 419,9 млрд юаней [9]. Кроме того, компании, такие как WeLab, Dianrong и Qupital, предлагают альтернативные модели финансирования, включая peer-to-peer кредитование и факторинг, что особенно актуально для стартапов и инновационных предприятий.

Одним из наиболее острых вызовов для китайских МСП остается дефицит долгосрочного финансирования. Предприятия часто сталкиваются с нехваткой оборотного капитала и затруднениями при инвестициях в модернизацию. При этом географический фактор также играет значительную роль: компании в развитых восточных провинциях имеют доступ к более широкому спектру финансовых инструментов, в то время как фирмы в западных и центральных регионах сталкиваются с ограничениями даже в базовом банковском обслуживании [4, с. 236].

В Китае государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит системный и стратегически направленный характер, что отличает её от подходов, распространённых в рыночных экономиках западного типа. Китайское правительство последовательно позиционирует МСП не как вспомогательный элемент экономики, а как опору для инновационного и устойчивого развития. Это нашло отражение в ряде официальных документов, начиная с 1999 года, когда поправки к Конституции КНР признали негосударственный сектор (включая частные МСП) важной частью социалистической рыночной экономики [7, с. 150].

Чтобы преодолеть эти барьеры, государство активно внедряет меры поддержки. Одним из ключевых инструментов являются государственные фонды, направленные на развитие экспорта, технологическое обновление и международную сертификацию продукции. Национальный фонд гарантийного финансирования увеличил долю риска, покрываемого для технологических МСП, с 20 % до 40 %, что снижает риски для кредиторов и стимулирует выдачу кредитов [8]. В общем виде система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае показана на рисунке 1.

Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае (Источник: Левченко Т. А. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития [4])

Рис. 1. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае (Источник: Левченко Т. А. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития [4])

В Китае предоставляется системная поддержка и базовые гарантии для развития МСП: установлена многоукладная экономическая система, в которой на равных развиваются все формы собственности; поддержание благоприятной деловой среды, в рамках которой проводится дальнейшее упрощение и максимально возможное расширение доступа к рынку; инициативная помощь в дальнейшем продвижение реформы правовой базы предпринимательской деятельности; внедрение справедливой единой системы рыночного контроля [6, с. 20]. Кроме того, реализуются программы льготного кредитования, при которых процентные ставки по займам снижаются за счёт субсидирования из бюджета. Эти меры особенно важны для инновационных и стратегически значимых отраслей, где предприниматели часто не могут сразу продемонстрировать прибыль, но в долгосрочной перспективе обладают высоким потенциалом.

Существенное значение имеет и налоговая политика. Китайское правительство предоставляет налоговые льготы для МСП, особенно тех, которые занимаются НИОКР, цифровыми технологиями и зелёной экономикой. Такие стимулы включают снижение ставки налога на прибыль, освобождение от налога на имущество, а также преференции для компаний, зарегистрированных в специальных экономических зонах и научно-технических парках [1, с. 12].

Наряду с традиционными механизмами в последние годы в Китае активно развивается цифровое финансирование. Внедрение технологий больших данных, блокчейна и искусственного интеллекта в финансовую сферу позволяет упростить и ускорить процесс предоставления займов, снижая при этом риски для кредиторов. Например, уже сегодня некоторые платформы способны выдавать микрозаймы на основе анализа транзакционной истории предприятия, минуя необходимость предоставления залогов и громоздкой документации.

Особое внимание уделяется также развитию альтернативных рынков капитала. Китайская платформа STAR Market, созданная по примеру американской Nasdaq, предоставляет технологическим и научно-ориентированным МСП возможность привлекать инвестиции через первичное размещение акций (IPO). Это важный шаг к диверсификации источников финансирования и снижению зависимости от банковского сектора. Подобные меры позволяют предпринимателям укреплять свою финансовую устойчивость и ускорять инновационное развитие.

Перспективным направлением является также развитие устойчивого и «зелёного» финансирования. В условиях глобального климатического повестки предприятия, реализующие экологические проекты, получают приоритетное финансирование и доступ к специальным государственным программам.

Государство активно работает над снижением административных барьеров. За последние десять лет КНР реализовала масштабную реформу «одного окна» — с 2015 года регистрация малого бизнеса занимает не более 5 рабочих дней, а с 2022 года — переведена в онлайн-платформу. Кроме того, китайские МСП получают поддержку в рамках внешнеэкономических стратегий, таких как инициатива «Один пояс — один путь», когда малые предприятия объединяются по отраслям и регионам, создавая устойчивые производственно-логистические цепочки, что позволяет выходить на экспортные рынки даже без международного опыта. Эта инициатива открывает доступ к новым рынкам, снижает логистические издержки и способствует интеграции китайских компаний в глобальные цепочки поставок [3, с. 257–258].

Таким образом, модель финансирования малого и среднего бизнеса в Китае является многослойной и динамично развивающейся. Она сочетает в себе элементы рыночной экономики с мощной государственной поддержкой. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, такие как территориальная дифференциация доступа к капиталу, информационная непрозрачность и зависимость от банков, Китай демонстрирует стремление к структурным реформам и цифровой трансформации системы финансирования. В совокупности эти меры формируют устойчивую основу для роста МСП.

Литература:

  1. Волков, И. Л. Сравнительный анализ мер поддержки малого и среднего бизнеса в производственном секторе в России и Китае / И. Л. Волков. — Текст: непосредственный // Современная Азия: политика, экономика, общество. — 2024. — № 2. — С. 5–16.
  2. Вэй, Ц. Малый и средний бизнес в КНР в контексте реализации инициативы «Один пояс, один путь» / Ц. Вэй. — Текст: непосредственный // Международные отношения: история, теория, практика: материалы XI научно-практической конференции молодых ученых факультета международных отношений БГУ. — Минск: БГУ, 2021. — С. 176–182.
  3. Дун, Ч. Развитие малого и среднего бизнеса в КНР в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь» / Ч. Дун. — Текст: непосредственный // Опыт китайской политики реформ и открытости и его актуальность для белорусской модели устойчивого социально-экономического развития: сборник статей. — Минск: Издательский центр БГУ, 2020. — С. 256–258.
  4. Левченко, Т. А. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития / Т. А. Левченко. — Текст: непосредственный // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2017. — Т. 6, № 3(20). — С. 235–238.
  5. Тема 2024 года: ММСП и ЦУР. — Текст: электронный // Организация Объединённых Наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/observances/micro-small-medium-businesses-day (дата обращения: 17.04.2025).
  6. Турбан, Г. В. Малый и средний бизнес в экономике и внешней стратегии Китая / Г. В. Турбан. — Текст: непосредственный // Актуальные векторы белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества: сборник статей международной научно-практической конференции. — Минск: Издательский центр БГУ, 2022. — С. 18–23.
  7. Чжунь, Л., Ли, Ц. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае / Л. Чжунь, Ц. Ли. — Текст: непосредственный // Беларусь и мировые экономические процессы: сборник научных статей. Выпуск 5. — Минск: БГУ, 2009. — С. 149–155.
  8. China boosts financing support for smaller innovative tech companies. — Текст: электронный // Reuters: [сайт]. — URL: https://www.reuters.com/markets/asia/chinese-state-fund-increase-risk-sharing-with-smaller-tech-firms-2024–07–26/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 17.04.2025).
  9. China gets creative to boost lending to tech start-ups. — Текст: электронный // Financial Times: [сайт]. — URL: https://www.ft.com/content/1f358db3–293f-4a53-a58a-fd70b9cee065 (дата обращения: 17.04.2025).
  10. China sees robust growth in loans to small, micro firms. — Текст: электронный // The State Council of the People's Republic of China: [сайт]. — URL: https://english.www.gov.cn/archive/statistics/202502/22/content_WS67b9cb7fc6d0868f4e8efe39.html (дата обращения: 17.04.2025).


Задать вопрос