Проблемы влияния факторов семейной десоциализации на криминализацию современных подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 19.04.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Харин, В. Ю. Проблемы влияния факторов семейной десоциализации на криминализацию современных подростков / В. Ю. Харин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124341/ (дата обращения: 19.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается влияние семейной десоциализации на рост криминализации среди современных подростков. Анализируются ключевые факторы, способствующие деформации социальных норм и ценностей в семье, а также их связь с девиантным поведением несовершеннолетних. На основе данных социологических и криминологических исследований предлагаются меры профилактики и коррекции.

Ключевые слова: семейная десоциализация, криминализация подростков, девиантное поведение, социальная адаптация, профилактика преступности, семья.

Современное общество наблюдает увеличение случаев преступности среди подростков, что подчеркивает необходимость в исследовании её причин. Одним из основных факторов, способствующих криминализации несовершеннолетних, является десоциализация в семье — процесс утраты или искажения социальных норм и ценностей, вызванный неблагополучными отношениями в семье.

Влияние семейной среды на преступность среди молодежи освещается в многочисленных работах специалистов разных областей — юристов, психологов и социологов. К серьезным последствиям недостаточного семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, зачастую возникающие на фоне неблагоприятных условий, окружающих ребенка в семье.

Семья и школа нередко оказывают так называемое косвенное влияния на десоциализацию, в результате чего подростки, не адаптировавшиеся к обществу, перестают воспринимать моральные ценности, которые поддерживаются основными институтами социализации, и начинают ориентироваться на нормы и ценности неформальных криминальных групп. Поэтому такие группы в значительной степени влияют на формирование личности молодежных правонарушителей, выступая как их референтные группы и предпочтительная среда для общения. Неудивительно, что многие преступления совершаются несовершеннолетними именно в группах.

Л. И. Чиненова и Н. А. Перепёлкина отмечают, что социально уязвимые подростки с девиантным поведением становятся частью проблемы «трудного» подростка. В большинстве случаев проблема социальной незащищенности подростка в конечном итоге оказывается проблемой семьи, которая переживает кризис в современных условиях. Недостаток психологической и моральной поддержки в таких семьях приводит к появлению «трудных» детей с отклонениями в поведении от принятых социальных норм. Одна из характерных особенностей таких семей — психологическая несовместимость между членами семьи, излишняя эмоциональность общения и конфликты, которые часто становятся предпосылками для искажений в процессе социализации ребенка и приводят к девиантному поведению подростков [4].

Семья, безусловно, играет критически важную роль в формировании личности человека. Анализ данных криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований позволяет выделить несколько факторов, представляющих собой социальные риски, которые негативно влияют на репродуктивные функции семьи:

– Социально-экономические аспекты: недостаточный уровень материального благосостояния и неудовлетворительные жилищные условия.

– Медико-санитарные аспекты: неблагоприятная экологическая обстановка, наличие хронических заболеваний у родителей и наследственных проблем, а также негативные условия труда, особенно для матерей, включая антисанитарные условия и игнорирование санитарно-гигиенических норм; неправильные подходы к репродуктивному поведению.

– Социально-демографические аспекты: неполные или многодетные семьи, семьи с пожилыми родителями, а также семьи, в которых есть повторные браки и сводные дети.

– Социально-психологические аспекты: семьи с неустойчивыми, конфликтными отношениями между супругами, родителями и детьми, недостаточная воспитательная компетенция родителей и низкий уровень их образования, искаженные ценностные ориентиры.

– Криминальные аспекты: проблемы, связанные с алкоголизмом и наркоманией, аморальный образ жизни родителей, семейные конфликты, насилие, судимость членов семьи и их привязанность к преступным субкультурам [3].

Наличие определенных факторов социального риска не гарантирует, что у детей обязательно возникнут социальные девиации, однако указывает на повышенную вероятность таких отклонений. Некоторые факторы оказывают стабильное негативное воздействие, в то время как другие могут увеличивать или уменьшать свое влияние со временем.

Для предотвращения преступлений среди несовершеннолетних важно оказывать поддержку их семьям, так как часто антисоциальное поведение подростков связано с неблагополучной семейной обстановкой. Эффективная профилактическая работа требует полноценного изучения семейной ситуации. Необходимы знания и методики, разработанные специалистами в психологии и психиатрии, а также информация из других областей и практический опыт служб правопорядка для индивидуальной профилактической работы. Следует улучшать морально-психологический климат в семье, так как она играет ключевую роль в воспитании. Семья формирует восприятие внешнего мира и сознание человека, что, в свою очередь, влияет на его развитие как полноценной личности или, наоборот, личности с отклонениями. Безусловно, влияние семьи не единственное, на процесс формирования личности воздействует множество факторов, однако именно семья является основой, на которой строится личность.

Воспитание детей представляет собой как право, так и обязательство родителей. Согласно статье 63 Семейного кодекса, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и обязаны заботиться о их здоровье, а также физическом, психическом, духовном и нравственном росте [2]. Формирование личности ребенка и его всестороннее развитие имеют значительное значение не только для семьи, но и для общества в целом. Желание родителей вырастить духовно развитую личность, научить ребенка различать добро и зло, порядочность и нечестие, а также развить стремление к знаниям и умение общаться с окружающими — это основа для здорового функционирования гражданского общества. В статье 65 СК РФ указаны рамки осуществления родительских прав: «Родительские права не должны противоречить интересам детей. Основной заботой родителей должно быть обеспечение интересов их детей» [2]. Кроме уточнения этих рамок, СК РФ также указывает, что родители не имеют права: «При осуществлении родительских прав не следует причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Методы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое или уничижительное обращение, оскорбление и эксплуатацию детей» [2].

Ответственность родителей за воспитание детей также фиксируется в «Конвенции о правах ребенка», в частности в статье 18, которая гласит: «Родители или законные опекуны, при соответствующих обстоятельствах, несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, и наилучшие интересы ребенка должны быть их основной заботой» [1].

Таким образом, можно утверждать, что семейная десоциализация является одним из ключевых факторов, способствующих криминализации подростков. Комплексный подход, который включает социальную, психологическую и правовую поддержку, может помочь снизить уровень преступности среди подростков и способствовать их ресоциализации.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). — Текст: электронный // Консультант Плюс надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 15.04.2025).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025). — Текст: электронный // Консультант Плюс надежная правовая поддержка: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/a0ad3eae55e66a972e69d952db4a21a40b10d22a/ (дата обращения: 15.04.2025).
  3. Винокурова, Я. С. Семья как фактор формирования криминогенного поведения у несовершеннолетнего / Я. С. Винокурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 76–77.
  4. Чиненова, Л. И. Развитие эмпатии у девиантных подростков как механизм формирования социального поведения / Л. И. Чиненова, Н. А. Перепёлкина. — Текст: непосредственный // Защита детства: проблемы, поиски, решения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России. Под ред. Смагиной М. В. — 2019. — С. 585–590.


Задать вопрос