В статье автор исследует роль и функции прокуратуры РФ в координации деятельности правоохранительных органов и профилактике правонарушений на основе законодательства, включая анализ её полномочий, форм взаимодействия и принципов межведомственного сотрудничества.
Ключевые слова: прокуратура, профилактика правонарушений, координация деятельности, прокурорский надзор, предупреждение преступлений, взаимодействие правоохранительных органов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2] прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции (ст. 129). Прокуратура занимает особенное место в системе государственной власти России. Органы прокуратуры независимы от всех трех ветвей власти, что обусловлено ее особыми функциями, которые она осуществляет в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [3] закреплены полномочия органов прокуратуры Российской Федерации по профилактике правонарушений, обеспечению надзора за исполнением законов субъектами профилактики, которыми являются:
- федеральные органы исполнительной власти;
- следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
Приказом Генпрокуратуры России от 05.03.2018 № 119 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по исполнению требований Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» [6] Генеральным прокурором нижестоящим прокурорам приказано считать осуществление профилактики правонарушений одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, необходимым условием обеспечения законности. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений являются одним из основных элементов прокурорского надзора [7]. Ведется дискуссия о том, считать ли деятельность по предупреждению преступлений отдельной функцией прокуратуры, либо направлением функции надзора за исполнением законов [9].
Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») [4] закреплено, что в соответствии с Федерльным законом «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры (п. 3). Прокуроры обязаны обеспечивать должное взаимодействие и системный обмен информацией с иными субъектами профилактики правонарушений для осуществления приоритетного направления деятельности прокуратуры — надзор за исполнением законов о противодействии преступности (Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 № 7) [5].
Координационную деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступности можно охарактеризовать как «объединение усилий правоохранительных органов для совместного решения задач, которые не могут быть решены с использованием только полномочий прокурора или полномочий каждого органа в отдельности» [8].
Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в формах проведения координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмена информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместных выездах в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; создания следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений и др. Перечень форм взаимодействия органов прокуратуры с иными правоохранительными структурами в сфере противодействия преступности не является исчерпывающим.
Целью координации субъектов предупреждения преступлений является повышение эффективности в борьбе с преступностью путем осуществления действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение условий, способствующих их совершению [10].
Прокуратура разрабатывает во взаимодействии с правоохранительными органами и утверждает ежегодный план мероприятий, направленных на обеспечение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (план координационной деятельности).
В соответствии с вышеуказанным Положением основными принципами координационной деятельности являются:
- соблюдение законности;
- равенство всех участников координационной деятельности;
- самостоятельность каждого правоохранительного органа;
- гласность;
- ответственность руководителя каждого правоохранительного органа.
Таким образом, органы прокуратуры координируют работу всех правоохранительных органов. Межведомственная координация осуществляется путем тесного взаимодействия со всеми участниками правоохранительной системы, анализом статистических данных и оперативных сведений. Координационная функция прокуратуры — важный канал взаимодействия правоохранительных органов с прокурором и между собой.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 23.02.2025).
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 (ред. от 3.02.2025 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2025. — N 5. — Ст. 408.
- Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ (ред. от 8.08.2024 г.) «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. — 2016. –№ 26. — Ст. 3851; 2024. — № 33 (часть I). — Ст. 4928.
- Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 14.06.2024) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — N 17. — Ст. 1958; 2024. — № 25. — Ст. 3469.
- Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 N 7 (ред. от 25.11.2022) «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. — 2012. — N 3.
- Приказ Генпрокуратуры России от 05.03.2018 N 119 (ред. от 31.08.2023) «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по исполнению требований Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.04.2025.)
- Гулягин А. Ю., Богданова Т. В. Профилактика правонарушений и предупреждение преступности органами прокуратуры и другими правоохранительными органами // Российский следователь. — 2024. –N 6. –С. 49–53.
- Коршунова О. Н. Координация прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: учебное пособие для обучающихся по программам специалитета, магистратуры и дополнительного профессионального образования / О. Н. Коршунова, Е. Л. Никитин, Е. Б. Серова [и др.]. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридич, ин-т 2021. — 176 с.
- Насипов, Д. Д. Прокуратура Российской Федерации как субъект предупреждения преступности / Д. Д. Насипов // Наукосфера. — 2023. — № 6–1. — С. 390.
- Норкина, А. В. Прокуратура РФ и ее роль в системе предупреждения преступлений / А. В. Норкина, А. В. Майоров // Социальное управление. –2023. Т. 5. — № 1. — С. 15.