В статье автор рассматривает строительство бренда Российской Федерации через использование социальных медиа Министерства иностранных дел Российской Федерации. Были изучены основные социальные сети МИД России и их основные характеристики.
Ключевые слова: бренд, Министерство иностранных дел Российской Федерации, социальные медиа, Российская Федерация, социальные сети.
Российская Федерация обладает огромным количеством разнообразных ресурсов, что позволяет ей построить разносторонний общенациональный бренд. Путь развития бренда должен быть многовекторным и охватывать различные области: науку, спорт, искусство и другие стороны общественной жизни.
В. В. Путин не раз высказывался о том, что русский мир многолик и огромен, одна из миссий — развивать и укреплять его, делая его привлекательным для всего мира. В. В. Путин также упоминал о том, что важно продвигать бренд «сильной и богатой» России как для русских граждан, так и для иностранцев. Наша страна должна следовать бренду уверенной державы, у которой великое будущее и сильный народ.
Стоит отметить, что в последнее время бренд нашего государства ассоциируется с брендом «Президент». Политтехнологи эффективно работали над восприятием гражданами бренда «Президент», однако понятие «бренд страны» многограннее и шире, чем бренд отдельно взятой личности. В. В. Путин на различных встречах, конференциях часто упоминает про бренд государства и отмечает его приоритетное значение. Бренд государства он часто связывает с укреплением русского языка, продвижением имиджа нашей страны, умением органично войти в глобальное информационное сообщество.
Именно поэтому, упоминая про бренд государства, у россиян и иностранцев возникает образ президента нашей страны.
Главным внешнеполитическим ведомством, на которое возложено осуществление дипломатических отношений, является министерство иностранных дел Российской Федерации. МИД России является федеральным органом, относящимся к исполнительной ветви власти, которое реализует государственную политику в области международных отношений.
Министерство иностранных дел располагает хорошими возможностями для реализации задачи по строительству и продвижению бренда государства на мировой арене. Одним из главных направлений деятельности Министерства иностранных дел, получившее свое развитие недавно, является работа в сети Интернет. Создание официального сайта Министерства иностранных дел и сайтов представительств за рубежом улучшило коммуникацию между структурами, подразделениями и руководителями, что позволило более оперативно обмениваться информацией и более эффективно проводить системную работу. Информация стала более доступна для общественности. Стоит отметить, МИД России имеет серьезный и информативный сайт, но сайты представительств иногда обладают «скромными» ресурсами. Сеть Интернет постоянно развивается и сайтам требуется совершенствование, ведь сайт федерального органа, который осуществляет первичную коммуникацию с другими государствами, зачастую является первым контактом с Россией человека, который планирует ехать в страну жить, учиться или работать. Сайт должен визуально привлекать граждан других стран, быть простым в плане поиска информации, «богатым» на информационный контент. Из этих составляющих складывается первое впечатление о государстве, тем самым формируется бренд государства в глазах иностранной аудитории.
Активное развитие сети «Интернет» способствовало возникновению новой цифровой среды. Это связано с использованием социальных сетей, которые выступают как инструмент «мягкой силы», с помощью которого можно общаться с широкой аудиторией.
С 2012 г. работа в социальных сетях — одно из важных направлений МИД России, это задача была поставлена в ходе заседания послов и представителей министерства [1]. Социальные медиа выступали проводником между государством и гражданами для разъяснения позиций государства. С 2020 г. популярность социальных медиа МИДа России достигла широких размахов. Министерство и его представители присутствуют в сети «Интернет» и на известных площадках, таких как «Twitter», «ВКонтакте» и др. «YouTube» является одним из популярных видеохостингов в мире, здесь размещаются видеоматериалы с конференций и выступления представителей министерства.
Первой социальной сетью, где появилось МИД РФ, является «Twitter». Страницы велись на двух языках: русском и английском. Информация на сайтах была на 95 % идентична, было одно различие в том, что на страницу с иностранной аудиторией выкладывалась не вся информация с русскоязычного сайта. Основная задача, которую преследовали представили МИД России, при создании этой социальной сети — это отсечь всю информацию, которая понятна для СМИ, но является сложной в понимании для обычного пользователя. Это было сделано для удобства общения с аудиторией, официальные заявления стали более понятнее и в них не сложно разобраться широкому кругу лиц. Изначально эту сеть использовали для передачи коротких сообщений, имелось ограничение в количестве применяемых символов. Использование короткой и емкой информации — это преимущество для дипломатических отношений и удобство для читателей.
В 2013 г. МИД России вышло на новую площадку — Facebook (запрещен в РФ). На странице присутствовали как официальные сводки новостей, так и история развития российской дипломатии, необычные ироничные посты с яркими заголовками. В Facebook (запрещен в РФ) была представлена качественная и точная информация, т. к. публиковались только официальные сообщения министерства. На странице можно было встретить посты в юмористической форме для привлечения внимания. Приветствовалось слияние делового тона и подкрепления информации остроумными шутками.
Директор департамента информации и печати МИД России М. В. Захарова отмечает, что министерство занимается серьезными вопросами внешнеполитической деятельности государства и следить за социальными сетями довольно скучно, но обратная связь и высокие цифры читателей говорят об обратном. Аккаунты пользуются популярностью, показатели российских социальных сетей выше, чем аккаунты коллег из других стран [2].
С 2014 г. МИД России также владеет страницей в русскоязычной сети «ВКонтакте». В группе на постоянной основе публикуются новые фото- и видеоматериалы. Стоит отметить, что объем размещаемой информации огромен и очень разносторонен. В основном в группе, также как и в других социальных сетях, выкладывается информация о деятельности министерства, о визитах его представителей в другие страны. Также прикреплены ссылки, куда можно перейти, чтобы попасть на другие социальные медиа: «Телеграмм», «Инстаграм» и др.
В 2016 г. добавилась новая популярная платформа — Телеграмм. Это мессенджер с новостной лентой МИД России запустил на русском и английском языках. Ведение социальных сетей на двух языках было сделано для удобства читателей: для жителей России и иностранцев, которые интересуются внешнеполитической деятельностью нашей страны. Телеграмм — способ коммуникации как для представителей СМИ, так и всех желающих. Канал также богат выкладываемой информацией, там можно прочитать о деятельности министра, его визитах на различные мероприятия, официальные комментарии министерства, фото и видеоматериалы с совещаний и конференций.
Министерство иностранных дел не остановился на достигнутых социальных медиа и следующей площадкой стал TikTok. Мария Захарова — официальный представитель ведомства заявила, что создание аккаунта планировалось давно, но долго откладывалось. Она пояснила, что это не следование за популярностью сети, а как один из способ информационной работы [3].
Таким образом, МИД России имеет широкий охват в социальных медиа. МИД РФ имеет публичные страницы в 12 социальных сетях. Главным достоинством можно считать, что информация в социальных сетях публикуется на постоянной основе, в день может быть выложено от 10 и больше постов, которые сопровождаются яркими фотографиями и видеоматериалами. С выходом в социальные сети осуществляется прямой доступ к пользователям. Раньше все общение происходило с помощью СМИ, которые могли убрать важную часть интервью или неправильно воспроизвести информацию, то теперь донести ее можно в неформальном стиле, уйти от клишированный лексики и свободно выражаться.
Литература:
- Василенко, И. А. Имидж России: концепция национального брендинга / И. А. Василенко // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2012. — Выпуск № 4.
- Каленская, Н. В. Брендинг: учебное пособие / Н. В. Каленская, Н. Г. Антонченко. — Казань: «Абзац», 2019.
- Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mid.ru/
- Профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России о роли социальных сетей в дипломатической практике России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2482
- Брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой, Москва, 13 апреля 2022 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1809211/