Мотивация достижения в учебной деятельности младших школьников с разной самооценкой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 19.04.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, А. А. Мотивация достижения в учебной деятельности младших школьников с разной самооценкой / А. А. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — URL: https://moluch.ru/archive/567/124375/ (дата обращения: 23.04.2025).

Препринт статьи



Младший школьный возраст — важный период в становлении личности ребенка. Ученые не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Школа с первых дней ставит перед учениками задачи, не связанные с их опытом, и требует мобилизации интеллектуальных и физических сил.

В начальной школе успешность в овладении учебной деятельностью, программным содержанием учебных предметов, оценка педагога являются важнейшими критериями оценки себя у большинства детей. И это имеет немаловажное значение, ведь от того, как ребенок себя ощущает, зависят его внешние проявления к окружающему миру и к той социальной ситуации, в которой ребенок находится. Внутренняя уверенность помогает повысить работоспособность, стремление к освоению новых горизонтов.

Мотивация достижения в учебной деятельности младших школьников с разной самооценкой играет ключевую роль в формировании их учебных привычек и общей успешности. Важно отметить, что самооценка ребёнка существенно влияет на его мотивацию и подход к обучению. Дети с высокой самооценкой, как правило, легче справляются с трудностями и проявляют большее упорство в достижении поставленных целей. Они воспринимают проблемы как вызов, а не как преграду, что стимулирует их стремление к новым знаниям и навыкам [2].

В то же время дети с низкой самооценкой могут испытывать неуверенность и страх перед неудачей, что негативно сказывается на их мотивации. Они часто избегают сложных заданий, боясь не оправдать ожидания учителей и родителей. Такая самооценка может привести к замкнутому кругу, где страх неуспеха подавляет инициативу и желание учиться. Для таких детей крайне важна поддержка со стороны родителей и педагогов, которые могут помочь им поверить в собственные силы и возможности.

Эффективные стратегии для повышения мотивации могут включать в себя создание позитивного учебного окружения, акцент на индивидуальных достижениях и фиксацию прогресса, а также поощрение самостоятельности и ответственности за свой учебный процесс. Учителя могут применять различные игровые и проектные методики, которые стимулируют активное участие и интерес детей к изучаемым предметам. Родители, в свою очередь, могут способствовать этому процессу, формируя у ребёнка позитивное отношение к учёбе и поддерживая его инициативы.

Формирование мотивации достижения успеха, учебной мотивации тесно связано со всем ходом личностного развития в этот период, и, прежде всего, с формированием самооценки ученика. Именно поэтому мы считаем эту проблему весьма актуальной, требующей теоретического и практического подтверждения. Самооценку определяют, как сложные динамические личностные образования и личностные параметры умственного развития. Основные средства и приемы самооценки: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Адекватное самооценивание свидетельствует о степени соответствия объективных оснований представлений человека к этим представлениям. Показатели самооценки определяют степень реальной и идеальной, или желаемой, самооценки [1].

Существует прямая связь между мотивацией достижения и самооценкой младших школьников. Чем выше уровень самооценки, тем выше уровень мотивации достижения в процессе обучения.

По результатам исследования М. Ю. Шаблиевского, проведённого в 2024 году, «у 50 % детей наблюдается повышенный уровень мотивации достижения. Это может свидетельствовать о том, что школьники предпочитают средний уровень риска, а также обладают умеренным уровнем притязаний на успех. У 33 % младших школьников данной выборки был выявлен средний уровень мотивации среди детей. Это может значить, что дети имеют более низкую готовность к риску. Высокий уровень мотивации набрали 14 % респондентов в выборке. Такая мотивация может привести к снижению готовности к риску у детей. Лишь у 3 % младших школьников был обнаружен низкий уровень мотивации достижения. Такие дети предпочитают либо совсем не рисковать, либо имеют высокий уровень риска» [5, с. 527].

При этом детям с высоким и средним уровнем мотивации свойственен высокий и средний уровни самооценки, характеризующие её как адекватную. У детей с низким уровнем мотивации преобладает неадекватная самооценка, то есть низкая.

В исследовании Е. Ю. Мириной отмечалось: «Детям с высоким и средним уровнем мотивации свойственен высокий и средний уровни самооценки, характеризующие ее как адекватную. Учащиеся с завышенной и адекватной самооценкой имеют высокоразвитые познавательные интересы и положительную мотивацию к обучению. Так же можно пронаблюдать, что у детей с низким уровнем мотивации преобладает неадекватная самооценка, то есть низкая. Следовательно, можно сделать вывод, что у младших школьников уровень мотивации и уровень самооценки имеют непосредственную взаимосвязь. Учащиеся с заниженной самооценкой, часто ошибаются в своих выводах о степени сложности и способах достижения успеха в обучении, что негативно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах когнитивного развития, приводит к фрустрации, снижению мотивации и активности в обучении» [4, с. 44].

Связь между самооценкой и мотивацией достижения можно объяснить через теорию самооценочного самоподкрепления. Дети с высоким уровнем самооценки стремятся подтверждать и укреплять своё положительное восприятие себя через успехи в учёбе. Они чаще выбирают более сложные задачи, поскольку верят в свою способность справляться с трудностями. В свою очередь, успешное выполнение таких задач подкрепляет их самооценку, создавая позитивный цикл самоподдержки. В то время как дети с низкой самооценкой могут избегать сложных заданий, опасаясь неудач, предпочтительно выбирая задачи, которые гарантируют успех, чтобы минимизировать риск снижения собственного восприятия.

Учителям и родителям важно учитывать эту взаимосвязь для создания поддерживающей образовательной среды. Поощрение даже небольших успехов, признание индивидуальных достижений и вера в потенциал каждого учащегося может значительно повысить их самооценку и, как следствие, мотивацию. Также важно формировать у детей адекватное восприятие ошибок как естественной части образовательного процесса, обучая их анализировать и извлекать уроки из неудач. Такой подход поможет детям развить устойчивую мотивацию достижения, основанную на уверенности в собственных силах и стремлении к личностному росту.

Литература:

  1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. — М.: Мысль, 2018. — 264 с.
  2. Бакурадзе, А. Ведущий мотив — достижения успеха / А. Бакурадзе // Директор школы. — 1992. — № 6. — С. 20–24.
  3. Кручинин, В. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова; Нижегород. гос. архит. строит. ун-т. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. — 155 с.
  4. Мирина, Е. Ю. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших школьников / Е. Ю. Мирина. — Балашов, 2022. — 122 с.
  5. Шаблиевский, М. Ю. Связь мотивации достижения в учебной деятельности и самооценки личности в младшем школьном возрасте / М. Ю. Шаблиевский // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 526–529.


Задать вопрос