Влияние денежно-кредитной политики на развитие финансовых рынков Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 22.04.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Асанкул, Азамат Серикулы. Влияние денежно-кредитной политики на развитие финансовых рынков Казахстана / Азамат Серикулы Асанкул. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124415/ (дата обращения: 25.04.2025).



В статье исследуется воздействие денежно-кредитной политики на финансовый рынок Казахстана. Особое внимание уделяется дисбалансам в развитии экономики и социальной сферы проблемных регионов. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на финансовые рынки в различных областях страны, проблемы и предлагаются сценарии их нивелирования. По анализу выдвигаются рекомендации для областей по эффективному выполнению денежно-кредитной политики.

Ключевые слова : денежно-кредитная политика, финансовый рынок, экономические дисбалансы, региональные риски, Казахстан.

The article examines the impact of monetary policy on the financial market of Kazakhstan. Special attention is paid to the imbalances in the economic and social development of the problem regions. The factors influencing the banking and stock markets in various regions of the country, problems, and scenarios for their leveling are considered. Based on the analysis, recommendations are made for the regions on the effective implementation of monetary policy.

Keywords : monetary policy, financial market, economic imbalances, regional risks, Kazakhstan.

Введение. Финансовый рынок является ключевым элементом экономической системы, обеспечивая распределение капитала между экономическими субъектами. Денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком Казахстана, существенно влияет на развитие финансового рынка. Однако в условиях значительных дисбалансов в развитии экономики регионов страны влияние этих мер неоднородно. Проблемные регионы сталкиваются с ограниченным доступом к финансовым ресурсам, что усиливает их отставание.

Целью исследования является анализ влияния денежно-кредитной политики на финансовый рынок Казахстана с учетом региональных различий. Особое внимание уделяется выявлению факторов дисбаланса, их оценке и разработке рекомендаций для смягчения негативных последствий.

Обзор литературы. Денежно-кредитная политика оказывает влияние через кредитно-депозитный трансмиссионный канал. В Алматы и Астане высокая конкуренция среди банков приводит к умеренно высоким ставкам по депозитам. В Алматы больше доля крупных вкладчиков и институциональных клиентов, что снижает среднюю ставку. В Астане влияние оказывают государственные программы и корпоративные депозиты. Рассматривая Карагандинскую и Северо-Казахстанскую области, ставки по депозитам могут быть выше, так как банки стремятся привлекать средства в менее развитых регионах. Однако уровень вкладов ниже из-за низких доходов населения [1].

Кредитный рынок в городах Алматы, Астана, а также в Карагандинской и Северо-Казахстанской областях характеризуется разнообразием финансовых программ [2], направленных на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ), а также на предоставление ипотечных кредитов для населения. В указанных регионах действуют региональные программы кредитования, разработанные в сотрудничестве с Фондом развития предпринимательства «Даму» и различными финансовыми институтами. Эти программы предлагают льготные условия для предпринимателей, включая сниженные процентные ставки и длительные сроки кредитования.

Доступность финансовых услуг [3] и количество банков дает непосредственно возможность начать и развивать бизнес для МСБ [4]. Алматы — самый развитый финансовый рынок, максимальное число банков и филиалов, высокая конкуренция между банками и небанковскими организациями. Астана — активное развитие банковского сектора, но уровень конкуренции ниже, чем в Алматы. Караганда и Северо-Казахстанская область — меньшее число банков, ограниченный доступ к финансовым услугам, особенно в сельской местности. Финансовая грамотность населения ниже, чем в крупных городах.

Уровень развития бизнеса играет важную роль в развитии регионов, так как они пользуются кредитами и депозитами, что задействует механизмы трансмиссионных каналов. Также они своими ожиданиями влияют на инфляцию. Алматы и Астана — крупнейшие центры бизнеса, высокий уровень предпринимательской активности, большое количество компаний, привлекающих инвестиции. Карагандинская и Северо-Казахстанская области — экономика больше ориентирована на промышленность и сельское хозяйство. Доступность кредитов для малого и среднего бизнеса ограничена.

Методология. На основе данных, собранных Национальным банком Казахстана [5], Бюро национальной статистики [6], будет произведен анализ ключевых факторов, влияющих на региональное развитие, эффективность денежно-кредитной политики в регионах, сценарный прогноз.

Статистический анализ: рассмотрение проблемных регионов с низким уровнем развития финансового рынка. Основным инструментом составления прогноза является эконометрические модели: построение моделей регрессии для оценки влияния ключевых параметров денежно-кредитной политики на региональные финансовые рынки. По прогнозам эконометрических моделей проведен сценарный анализ: моделирование возможных сценариев развития на основе текущих экономических показателей.

Выбор Алматы, Астаны, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей обоснован стремлением охватить разные типы регионов Казахстана — от финансовых и административных центров до промышленного и аграрного регионов, что позволяет провести сравнительный анализ влияния денежно-кредитной политики. Алматы — финансовый центр страны, где сосредоточены банки, биржа KASE, инвестиционные компании. Лидер по объему ВРП, кредитов и вкладов. Астана — политико-административный центр, активные госинвестиции, высокий рост финансовых показателей. Карагандинская область — промышленный регион с развитым корпоративным сектором и активным кредитованием предприятий. Северо-Казахстанская область — аграрный регион, пример периферийной экономики с низкой плотностью финансовых услуг.

Такой выбор позволяет сравнить, как монетарная политика влияет на разные по уровню развития и структуре экономики регионы.

Результаты. Анализ текущего состояния:

Таблица 1

Показатели развития финансового сектора по регионам Казахстана за 2023 год

Показатели

Алматы

(ALA)

Астана

(AST)

Карагандинская область (KRG)

Северо-Казахстанская область (NKO)

ВРП на душу (млн тенге)

9,3

11,5

6,8

4,1

Объем производства МСБ (трлн тенге)

20,0

12,4

2,9

1,1

Индекс реальной заработной платы

104,9

102,5

103,9

99,9

Безработица (%)

4,8

4,5

4,1

4,8

Примечание — Составлено по данным stat.gov.kz

График развития регионов

Рис. 1. График развития регионов

По анализу регрессионных моделей основной эффект на развитие региональных финансовых рынков оказывает объем производства МСП при 10 % уровня значимости.

Таблица 2

Показатели коэффициентов значимой переменной объем производства МСП

коэффициент

значение p

Карагандинская область

1,56

0,063

Северо-Казахстанская область

3,48

0,014

Астана

0,75

0,021

Алматы

1,06

0,003

— Банковский рынок Казахстана демонстрирует высокую концентрацию в экономически развитых регионах (г. Алматы, г. Астана). В менее развитых регионах отмечается недостаток кредитных организаций и ограниченный доступ к финансовым услугам.

Влияние денежно-кредитной политики:

— Снижение базовой ставки в 2023 году способствовало росту доступности кредитов, однако данный эффект был ограничен в регионах с низким уровнем банковской активности.

Факторы дисбалансов:

— Низкий уровень финансовой грамотности населения в некоторых регионах.

— Ограниченные возможности для привлечения инвестиций в инфраструктуру.

— Высокий уровень безработицы и низкие доходы населения в проблемных областях.

Сценарии и прогнозы:

— Пессимистичный сценарий: сохранение текущей политики приведет к усилению региональных диспропорций и рисков социального напряжения.

— Оптимистичный сценарий: введение адресных программ поддержки банковского сектора в проблемных регионах снизит дисбалансы.

— Сценарий умеренного роста: постепенное расширение доступа к финансовым услугам благодаря цифровизации и образовательным инициативам.

Прогнозы:

— Рост ставок возможен при ужесточении денежно-кредитной политики. В Алматы и Астане депозиты останутся важным инструментом для населения и бизнеса, в то время как в регионах могут потребоваться дополнительные стимулы (например, государственные программы).

— Цифровизация банковских услуг позволит частично нивелировать разрыв между регионами, но физическая доступность банковских офисов в Карагандинской и Северо-Казахстанской областях останется ниже.

Вывод. Рост бизнеса в регионах возможен при улучшении доступа к финансированию и привлечении инвесторов. Государственные программы поддержки могут сыграть ключевую роль.

Ставки по депозитам могут колебаться в зависимости от политики Нацбанка. В Алматы и Астане их динамика будет умеренной, а в регионах ставки могут оставаться выше для привлечения вкладчиков.

Доступность финансовых услуг увеличится благодаря цифровизации, но физическая сеть банков в регионах останется ограниченной.

Развитие бизнеса в регионах будет зависеть от доступности кредитов, инвестиций и государственных программ поддержки.

Заключение и рекомендации. Для выравнивания дисбалансов в развитии финансового рынка Казахстана необходимо:

1. Усилить меры поддержки банковского сектора в проблемных регионах через субсидирование кредитов и налоговые льготы.

2. Повысить финансовую грамотность населения путем образовательных программ.

Эффективная денежно-кредитная политика, адаптированная к региональным особенностям, станет ключевым фактором устойчивого развития экономики Казахстана.

В Алматы и Астане — продолжать развитие фондового рынка и привлечение инвесторов.

В Карагандинской и Северо-Казахстанской областях — улучшать доступ к банковским услугам, стимулировать малый и средний бизнес.

В целом — использовать цифровые технологии для сокращения финансового разрыва между регионами.

Литература:

  1. Экономика стран Центральной Азии: позитивная динамика — долгосрочные риски, Эксперт РА, 2023. — URL: https://raexpert.ru/researches/regions/economic_central_asia_2023/
  2. Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025», EGov, 2022. — URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/road_business_map
  3. Условия финансовой доступности: анализ и оценка востребованности услуг на финансовом рынке, КиберЛенинка, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-finansovoy-dostupnosti-analiz-i-otsenka-vostrebovannosti-uslug-na-finansovom-rynke/viewer
  4. Годовой отчет казахстанского фонда устойчивости за 2023 год, КФУ, 2023. URL: https://kfu.kz/opublikovan-godovoj-otchet-kazahstanskogo-fonda-ustojchivosti-za-2023-god/
  5. Агентство РК по статистике. Регионы Казахстана: 2020–2023 года по безработице, ВРП. — URL: https://stat.gov.kz/ru/
  6. Национальный банк Казахстана. Ежегодный отчет за 2023 год. URL: https://www.nationalbank.kz/ru/news/godovoy-otchet-nbk
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

финансовый рынок, Казахстан, денежно-кредитная политика, экономические дисбалансы, региональные риски

Похожие статьи

Задать вопрос