Правовые основы цифровизации здравоохранения в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 22.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Роденко, Ю. И. Правовые основы цифровизации здравоохранения в России / Ю. И. Роденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — URL: https://moluch.ru/archive/568/123982/ (дата обращения: 23.04.2025).

Препринт статьи



Постановка проблемы: В условиях стремительного развития общества и глобализации международных отношений все большую актуальность приобретает цифровизация общества и различных государственных процессов. Существующая законодательная база в России, к сожалению, не всегда успевает за цифровыми трансформациями, поэтому на сегодняшний день нормативно-правовые акты недостаточно регулируют вопросы развития цифровизации в России. Главной целью цифровизации является осуществление цифровой трансформации существующих секторов и создание новых отраслей экономики, а также преобразование различных сфер жизнедеятельности в более эффективные и современные.

Урегулирование правоотношений в сфере цифровизации посредством принятия новых и внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты предоставит возможности для развития демократического общества, обеспечения кибербезопасности и информационного благополучия населения.

Основной материал: Влияние цифровизации на правовую сферу, включая законодательство России, является многогранным и требует глубокого анализа. Исследования отечественных и зарубежных ученых подчеркивают значимость этого воздействия на разные сферы общественной жизни, включая право, экономику и здравоохранение.

Проблематику составляет введение информационных технологий в медицинскую практику с целью дистанционно оказывать медицинскую помощь, поскольку ввести это можно не всюду. Дистанционные хирургические вмешательства и обезболивание до сих пор ассоциируются с чем-то фантастическим. Дистанционная диагностика является синонимом телемедицины, а иногда и отождествляется с ней. С практической точки зрения преимущества телемедицины являются как для пациентов, так и для врачей. В частности, первые могут избегать расхода топлива, времени с помощью телефонных консультаций и видеоконференций; в сельской местности, где есть возможность доступа к мобильным и веб-приложениям, проводить консультации со своим терапевтом или психиатром; запланировать консультацию при перерыве на работе или даже после рабочего времени; возможность помочь пациентам пожилого возраста и детям без необходимости посещать больницу. А врачи, согласно своих обязанностей могут, например, оценивать историю болезни пациента с помощью интерактивной медицины, предоставить неотложную, первичную помощь, общаться со специалистами, которые находятся в другом месте, нежели они. До этого, пожилые люди с большей вероятностью забывают принимать свое лекарство, поэтому врачи-консультанты могут использовать телемедицинские технологии для мониторинга, когда их пациенты принимали лекарства.

На сегодня в мире не существует единого подхода к определению понятия цифровизации. Так, Д. Тапскотт рассматривает цифровизацию как смену парадигмы, происходящую в обществе благодаря широкому применению информационно-коммуникационных технологий, которые постоянно развиваются и совершенствуются [1, с. 345].

Р. Кац определяет цифровизацию как социально-экономическую трансформацию, вызванную массовым внедрением и использованием цифровых технологий, которые включают создание, обработку, обмен и передачу информации [2].

Хотя в российском законодательстве отсутствует четкое определение термина «цифровизация», оно охватывает многие аспекты, связанные с цифровыми технологиями, через различные нормативно-правовые акты. Одной из основных целей цифровой трансформации в здравоохранении является защита и увеличение продолжительности жизни населения.

Многие страны активно внедряют цифровые решения, что позволяем им оптимизировать управление ресурсами здравоохранения. Согласно данным MarketsandMarkets Research, в 2024 году мировой рынок IT в области здравоохранения продолжит активно расти благодаря цифровизации. Прогнозируется, что к 2028 году рынок цифрового здравоохранения достигнет 549,7 миллиардов долларов США, с среднегодовым темпом роста (CAGR) 25 %. Этот рост обусловлен повышенным спросом на экономичные медицинские решения и внедрением телемедицины. Например, в Индонезии правительство начало программу создания системы электронных медицинских записей (EHR) для 2,7 миллиона медицинских работников, что повышает доступность и качество медицинских услуг.

Аналогичная ситуация наблюдается в Индии, где в 2021 году было выпущено Руководство по телемедицине, устанавливающее стандарты для этих услуг. Ожидается, что к 2025 году рынок телемедицины в Индии вырастет до 5.4 миллиардов долларов, что связано с увеличением спроса на дистанционное медицинское обслуживание.

Азиатско-Тихоокеанский регион также демонстрирует быстрый рост в данной области, где правительства стран, таких как Австралия и Южная Африка, реализуют национальные программы по интеграции цифровых медицинских систем [3].

Для России важно следовать этим мировым тенденциям, чтобы интегрироваться в глобальное цифровое пространство, повысить эффективность системы здравоохранения и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом уровне.

Сектор IT в здравоохранении продолжает развиваться в таких направлениях, как телемедицина, искусственный интеллект и блокчейн для медицинских записей, что обещает революционные изменения в сфере медицинского обслуживания в ближайшие годы.

В рамках общей цифровой трансформации в России активно развивается электронное здравоохранение (eHealth), охватывающее ключевые технологии, такие как электронные медицинские карты и защита персональных данных.

Для внедрения и ускорения диджитализации в России необходимо усовершенствовать ее правовое обеспечение с учетом того, что, прежде всего, должны создаваться такие базы данных и системы, которые будут устойчивыми к любым случайным сбоям или умышленным преступным действиям. Для удачного процесса диджитализации необходимо обеспечить реализацию следующих мер: различение медицинских и персональных данных во избежание их идентификации; отсутствие накопления в системе критического объема персональных медицинских данных во избежание их несанкционированного изъятия и использования; предоставление доступа пользователям только к той информации, которая может быть им полезна и необходима по функциональным обязанностям, с возложением на каждого самостоятельной ответственности за такую информацию.

В целях удовлетворения потребностей пациента и врача медицинского учреждения и создания электронной системы взаимосвязи более надежной и легкой для поддержки и использования следует четко определить необходимый функционал системы для ее должного применения, избегая обширного функционала, что может быть лишним для некоторых пользователей и несет лишнюю нагрузку на систему. Важной функцией электронных систем взаимосвязи пациента и врача является их интеллектуализация с целью принятия оптимальных и эффективных решений, то есть в процессе взаимодействия с системой лицо может принять, отвергнуть или по своему усмотрению скорректировать предложенное системой решение, а следовательно, таким образом ответственность за принятие решения всегда возлагается на конкретное лицо — пользователя.

Согласно статье 41 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на получение медицинской помощи и охрану здоровья [4].

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2022 г.) является основополагающим нормативным актом, который регулирует отношения в сфере охраны здоровья граждан. Несмотря на то, что он не включает термина «цифровизация», однако регулирует вопросы применения телемедицинских технологий. В рамках закона описаны информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие между медицинскими работниками и пациентами. Эти технологии позволяют проводить консультации, консилиумы, дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, а также документировать все действия, выполняемые медицинскими работниками.

В 2017 году закон был дополнен статьей 36.2, которая детализирует порядок оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий [5].

Приложения службы телемедицины являются популярными среди всех типов медицинских программ. Благодаря им географическое расстояние между врачом и пациентом больше не имеет значения для консультаций и своевременного лечения.

Чтобы реализовать все положения Закона, необходимо обеспечить оснащение каждого медицинского учреждения соответствующими информационными системами. Кроме того, требуется, чтобы медицинский персонал был обучен работе с этими системами. Также важным аспектом является вопрос ответственности за качество оказываемых медицинских услуг, предоставляемых с использованием таких технологий.

Отмечу так же, Федеральный закон «О персональных данных» (ФЗ № 152 от 27 июля 2006 г.) регулирует обработку персональных данных, включая медицинскую информацию. Он устанавливает принципы защиты данных пациентов, что особенно актуально в условиях внедрения цифровых технологий, таких как электронные медицинские карты и системы дистанционного мониторинга здоровья. Закон гарантирует конфиденциальность и безопасность персональных данных, что способствует повышению доверия граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и минимизации рисков утечек информации [6, ст. 3451].

Основную роль в создании цифрового пространства и цифровизации медицины в России играет Президент РФ, который с помощью указов инициирует разработку программ в различных областях, включая здравоохранение. Согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» перед которой поставлена очень важная цель — цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности в более эффективные и современные, что повысит конкурентоспособность России на мировом уровне [7, ст. 2901].

Стратегия подразумевает широкое внедрение цифровых решений, таких как Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), электронные медицинские карты, телемедицина и системы мониторинга здоровья. Это создает более удобные условия для пациентов и улучшает взаимодействие между медицинскими учреждениями.

Что касается ЕГИСЗ, то основой для ее создания стал Федеральный закон № 242-ФЗ от 29 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», который регулирует правовые аспекты функционирования ЕГИСЗ. Необходимо отметить основные положения этого закона: обязательное включение всех участников системы здравоохранения (врачей, медицинских организаций, фармацевтов и пациентов) в ЕГИСЗ, что обеспечит прозрачность взаимодействия всех сторон; применение электронных документов вместо бумажных для передачи и хранения медицинской информации; обеспечение безопасности и конфиденциальности персональных медицинских данных, рамках ЕГИСЗ реализуются меры защиты информации, что помогает сохранить врачебную тайну; ЕГИСЗ позволяет собирать и анализировать данные о состоянии здоровья населения в реальном времени [8, ст. 4815].

К тому же, в Указе Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» обозначены основные направления для совершенствования системы здравоохранения, в частности, внедрение систем экстренного реагирования на изменения в состоянии здоровья пациентов из групп риска с помощью индивидуальных электронных устройств, развитие и применение новых медицинских технологий. Кроме того, акцент сделан на электронном обмене медицинскими документами для упрощения процесса установления инвалидности без личного участия граждан [9].

На основе вышеуказанных актов 24 декабря 2018 года президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утвердил паспорт национального проекта «Здравоохранение». Этот проект нацелен на улучшение качества медицинской помощи, доступности услуг и повышение эффективности системы здравоохранения в России. В рамках проекта предусмотрены меры по модернизации медицинской инфраструктуры, внедрению цифровых технологий и улучшению подготовки медицинских кадров [10].

В заключение следует отметить, что правовая основа играет ключевую роль в успешной цифровизации здравоохранения. Правильное законодательное регулирование способствует внедрению передовых технологий, обеспечивая при этом защиту прав пациентов и безопасности их персональных данных. Законы, такие как Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующие цифровые медицинские системы, и Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных», направленный на защиту конфиденциальной информации, создают прочную платформу для развития.

В то же время, для дальнейшего совершенствования системы требуется постоянная адаптация законодательства к изменяющимся условиям и технологиям. Например, развитие телемедицины и искусственного интеллекта в здравоохранении требует уточнения нормативных актов, связанных с дистанционными медицинскими услугами и обработкой больших данных.

Таким образом, будущее цифровой медицины в России зависит от грамотного регулирования, улучшения существующих правовых норм и внедрения новейших технологий для повышения качества и доступности медицинских услуг.

Литература:

  1. Tapscott D. The Digital Economy. Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence / D. Tapscott. — New York: McGraw –Hill.1995. — 345 p.
  2. Katz R. The transformative economic impact of digital technology / R. Katz. Режим доступа: https: // unctad.org/meetings/en/Presentation/ecn162015p09_Katz_en.pdf (дата обращения: 11.02.2025г.).
  3. MarketsandMarkets Research. Digital Health Market — Global Forecast to 2027. Режим доступа: https://www.marketsandmarkets.com/ (дата обращения: 14.02.2025г.).
  4. 4.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 1 июля 2020 г., в ред. от 6 октября 2022 г.) // Российская газета. — 1993. — 1 дек. — Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.02.2025г.).
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья: федер. закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  6. О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1). — Ст. 3451.
  7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 20. — Ст. 2901.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья: федер. закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 31. — Ст. 4815.
  9. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 24. — Ст. 2997.
  10. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорт национального проекта «Здравоохранение», утвержден 24 декабря 2018 г. Москва // СПС «КонсультантПлюс».


Задать вопрос