Формирование читательской грамотности у школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 20.04.2025

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Попкова, Н. А. Формирование читательской грамотности у школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий / Н. А. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — URL: https://moluch.ru/archive/568/124383/ (дата обращения: 23.04.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается читательская грамотность как компонент функциональной грамотности. Анализируются составляющие читательской грамотности и исследуется использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности у школьников.

Ключевые слова качество общего образования, метапредметные результаты, читательская грамотность, цифровизация образования, дети младшего школьного возраста, начальное образование.

Использование информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в процессе формирования читательской грамотности у школьников в условиях цифровизации всех сфер общественной жизни является перспективным направлением. В связи с тем, что дети младшего школьного возраста (дети от 7 до 10 лет, учащиеся в I-IV классах начальной школы) достаточно много времени проводят в цифровом пространстве, использование ИКТ в обучении позволяет повысить интерес детей к чтению, способствовать развитию критического мышления и подготовить учеников к жизни в современном информационном обществе. Кроме этого, требования федерального государственного образовательного стандарта требуют от педагога искать новые средствам обучения, которые соответствуют его целям и условиям. При этом необходимо понимать, что ИКТ — это инструмент, который должен использоваться целенаправленно и эффективно, чтобы достичь поставленных образовательных целей. Ключевую роль в этом процессе играет учитель, который должен грамотно интегрировать ИКТ в учебный процесс и создавать условия для развития читательской грамотности у каждого ученика.

Как отмечает О. А. Щербакова, «читательская грамотность — компонент комплексного понятия «функциональная грамотность», важнейший планируемый результат обучения в общеобразовательной школе. Имея метапредметную природу, читательская грамотность способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем учебным дисциплинам. Это обусловливает необходимость координации работы всех учителей по развитию и совершенствованию читательской грамотности учащихся» [5, с. 26]. К основным компонентам читательской грамотности относятся: понимание текста как способность уловить основные факты, события и идеи текста и, при его наличии, скрытый смысл (эмоциональную окраску, подтекст); практическое использование текста как способность обучающегося применить прочитанную информацию для решения задач в реальной жизни, принятия решений, достижения целей; критическая оценка текста как способность читателя оценить достоверность, надежность и актуальность информации; формирование выводов как способность сопоставлять прочитанное с собственным опытом, знаниями, убеждениями, формулировать собственные выводы и мнения, обсуждать текст с другими людьми, делиться своим мнением, аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других [2]. В условиях цифровизации и обилия информации компонентом читательской грамотности становится умение вести поиск и отбор знаний, а также на первый план выходит критическая оценка прочитанного [3, с. 246].

Значение читательской грамотности в процессе обучения младших школьников сложно переоценить: учащиеся с развитой читательской грамотностью лучше понимают и осваивают учебные материалы, демонстрируют более развитое мышление. Читательская грамотность напрямую влияет на развитие памяти и воображения учащегося, улучшает качество восприятия информации. Школьники с хорошо сформированной читательской грамотностью имеют широкий кругозор и повышенную мотивацию к учебе [4, с. 193].

Использование ИКТ в повышении читательской грамотности соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Для целей повышения читательской грамотности представляется пригодным использование интерактивных платформ. Так, М. И. Морозова, С. В. Николаев, Т. И. Чупина в своем исследовании Сайт «ГуманитариУм» (гуманитариум.рф), который «разработан в результате экспериментального проекта, объединяет передовые методики преподавания гуманитарных наук, применяемые образовательными учреждениями Санкт-Петербурга. Данный ресурс предлагает учебные материалы, направленные на развитие и оценку читательских навыков, используемые учителями, учениками и родителями. Учащиеся применяют ресурс для совершенствования отдельных компонентов читательской грамотности. Оценка осуществляется автоматически согласно установленным критериям, полученные результаты подвергаются обработке и интерпретации. Создаются отчеты для четырех категорий пользователей (руководство школы, учителя, классные руководители, родители и ученики). Данные проведенного исследования свидетельствуют о высокой эффективности сайта в формировании и проверке уровня читательской грамотности школьников» [3].

Интерактивные платформы помогают сделать обучение увлекательным и интересным процессом: школьники могут самостоятельно выбирать интересующие их темы и типы текста, проходить тесты на проверку понимания прочитанного, обсуждать содержание текста с виртуальным собеседником или одноклассниками.

Другим инструментом использования ИКТ повышении читательской грамотности учащихся выступает работа с электронными библиотеками, которые предоставляют доступ к огромному количеству книг различного жанра и тематики. Сеть Интернет предоставляет поисковые системы для быстрого нахождения нужных книг в электронных библиотеках. Учителя и ученики могут создавать собственные электронные коллекции и каталоги ссылок, облегчая себе доступ к необходимой литературе. Электронные тексты удобны для обработки и адаптации, позволяя учащимся составлять авторские сборники произведений. Для эффективного использования ресурсов педагог может предоставить учащимся инструкции по поиску, оформлению и представлению материалов библиотеки. Навыки сбора, анализа и представления информации, приобретённые на уроках информатики, полезно применять в учебной и проектной деятельности по литературе. [1, с. 35, 36]

Еще одним инструментом повышения читательской грамотности с помощью ИКТ является создание мультимедийных проектов. Учебные презентации с цифровым контентом существенно отличаются от традиционных бумажных аналогов. Они могут объединять различные типы информации (текст, изображения, звук, видео) в единое целое. Содержание слайда воспринимается визуально и поэтому не должно быть перегружено текстом. Объемы цифрового контента позволяют педагогам подбирать и адаптировать учебные материалы под любые образовательные задачи. Визуальная составляющая мультимедийных презентаций и проектов привлекательна и может быть улучшена с помощью программного обеспечения [1, с. 43–44]

Перспективным направлением формирования читательской грамотности посредством ИКТ является организация онлайн-дискуссий и обмена мнениями в режиме реального времени в цифровой среде. Это стимулируют активное участие школьников в учебном процессе, развивает их коммуникативные способности и формируют умение аргументированно выражать свою точку зрения. В качестве примера можно привести форумы и чаты образовательных платформ, а также проведение занятий в форме видеоконференций и вебинаров.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют интегрировать современные технологии в образовательный процесс, делая его более эффективным и привлекательным для современных школьников.

Педагогам необходимо осваивать ИКТ и активно использовать их для формирования читательской грамотности учащихся. Обучение должно соответствовать реальности учеников, которые живут и активно действуют в цифровой среде. Использование ИКТ в обучение сделает его более интерактивным, интересным и мотивирующим. Возможности использования гиперссылок, разных форматов контента (фото-, видео, аудио) делает образовательных продукт современным и привлекательным. Кроме этого, использование ИКТ помогают автоматизировать рутинные задачи педагога, позволяют отслеживать прогресс учеников и персонализировать обучение.

Литература:

  1. Беляева Н. В. Информатизация школьного литературного образования М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. — 108 с.
  2. Минжулина Е. Н., Моргулец Г. Г. Формирование читательской грамотности как основа формирования грамотности функциональной // Инновационные технологии в обучении и производстве: Материалы XVII Всероссийской заочной научно-практической конференции. В 3-х томах, Камышин, 23–25 ноября 2022 года. Том 3. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2022. С. 90–91.
  3. Морозова М. И., Николаев С. В., Чупина Т. И. Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2022. № 2. С. 243–263.
  4. Пеньков С. В. Технология формирования навыков смыслового чтения у младших школьников как необходимое условие формирования читательской грамотности // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 8. С. 191–195.
  5. Щербакова О. А. Читательская грамотность: проблемы и теоретические основы формирования // Сахалинское образование XXI век. 2022. № 2. С. 26–31.


Задать вопрос