Законодательный орган субъекта Российской Федерации как субъект регионального законодательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 21.04.2025

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Кубеев, А. А. Законодательный орган субъекта Российской Федерации как субъект регионального законодательного процесса / А. А. Кубеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — URL: https://moluch.ru/archive/568/124406/ (дата обращения: 24.04.2025).

Препринт статьи



Исследование особенностей правового статуса законодательного органа субъекта Российской Федерации является важным аспектом анализа регионального законодательного процесса, предопределяя выявление его ключевой роли и основных полномочий в законодательном процессе. Анализ правового статуса законодательного органа субъекта Российской Федерации позволит глубже понять механизмы функционирования региональной власти, их взаимодействие с другими ветвями власти и влияние на социально-экономическое развитие региона. Это исследование способствует выявлению проблем и поиску путей их решения, что является важным для повышения качества регионального законодательства.

Ключевые слова: законодательный орган, законодательный процесс, полномочия, разделение властей.

The study of the features of the legal status of the legislative body of a constituent entity of the Russian Federation is an important aspect of the analysis of the regional legislative process, determining the identification of its key role and main powers in the legislative process. An analysis of the legal status of the legislative body of a constituent entity of the Russian Federation will allow for a deeper understanding of the mechanisms of functioning of regional authorities, their interaction with other branches of government and their impact on the socio-economic development of the region. This research helps to identify problems and find ways to solve them, which is important for improving the quality of regional legislation.

Keywords: legislative body, legislative process, powers, separation of powers.

Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» закрепляет, что законодательный орган субъекта Российской Федерации является представительным и единственным законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, установлен открытый перечень полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, который включает такие полномочия, как, например, принятие конституции (устава) субъекта Российской Федерации и поправок к ней; законодательное регулирование по вопросам, установление которых отнесено к ведению субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации; законодательная инициатива в Федеральном Собрании Российской Федерации и другие.

При этом, данный перечень является открытым, что следует, в частности, из пп. «12» п. 2 ст. 8 «регулируются иные вопросы …»; пп. «8» п. 3 ст. 8 «оформляет иные решения» данного закона. Данные полномочия конкретизируются в иных федеральных законах, и в первую очередь в конституциях (уставах) и законах субъекта Российской Федерации.

К примеру, ст. 72 Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. определяет конкретный полномочия Государственного Совета Республики Татарстан, например, полномочия по установлению административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения; согласованию кандидатуры на должность Прокурора Республики Татарстан; назначению представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Татарстан и другие.

Однако, преимущественно копируются полномочия, закрепленные в Законе № 414-ФЗ. В частности, ст. 34–36 Устава Оренбургской области от 20 ноября 2014 г. также определен перечень полномочий, который в большинстве своем копирует перечень, установленный пп. 1–4 ст. 5 Закона № 184-ФЗ.

Полномочия регионального парламента в системе высших органов государственной власти субъекта Российской Федерации предопределяется не только осуществляемыми им функциями, но и сложившейся системой организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которая раскрывает: способы формирования (образования); принципы управления; структуру высших органов государственной власти; модели разграничения компетенции между высшими органами государственной власти; степень участия населения в формировании высших органов государственной власти; ответственность субъекта, наделенного верховной властью, перед населением [2].

Однако, главное предназначение законодательного органа сводится к законодательным полномочиях. Принцип разделения властей, положенный в основу взаимоотношений законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, обеспечивает сбалансированность полномочий и исключает сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица [1].

Законодательный процесс в субъектах — сложное многогранное правовое явлением, осуществляемое в разных процессуальных формах [3]. Данное направление деятельности представлено двумя важными полномочиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

— полномочие по принятию конституции (устава) субъекта Российской Федерации и поправок к ней (к нему);

— полномочие по осуществлению законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В данном случае необходимо уточнить, что органы законодательной власти субъектов Российской Федерации обладают самостоятельностью при решении вопросов, которые законодательно отнесены к их компетенции, и которая, в то же время, не может быть неограниченной [4].

При этом, ст. 12 Закона № 414-ФЗ определяет основы правотворческой деятельности регионального уровня. В частности, определен порядок принятия парламентом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов. В п. 4 ст. 12 Закона № 414-ФЗ конкретизированы особенности рассмотрения проекта закона субъекта Российской Федерации (не менее чем в двух чтениях).

Кроме того, федеральный законодатель распределяет полномочия, по которым региональный парламент принимает законы и постановления. К примеру, законом субъекта Российской Федерации утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации и другие. В свою очередь, постановлением парламента субъекта Российской Федерации принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности; назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской и т. п. При этом законотворчество является лишь частью деятельности законодательного органа государственной власти на уровне конкретного региона.

Таким образом, конституционно-правовой статус регионального парламента включает в себя элементы, которые предопределяют не только его правовое положение в системе государственной власти региона, но и позволяют определить те или иные сущностные свойства функциональной деятельности органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Литература:

  1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. С. 656.
  2. Лебедева, Н. В. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Проблемы права. 2013. № 2 (40). С. 38–42.
  3. Кравченко, Л. А. Парламент как институт представительной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 2. С. 23.
  4. Ситников, Е. С. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ: полномочия и структура // NOVAUM.RU. 2016. № 1. С. 17.


Задать вопрос