Понятие и сущность интересов ребенка в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 22.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Юфина, П. В. Понятие и сущность интересов ребенка в семье / П. В. Юфина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — URL: https://moluch.ru/archive/568/124421/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



В статье затрагиваются аспекты сущности интересов ребенка в России. Автор приводит специфические особенности прав ребенка, а также выделяет их основные признаки. Поднимается вопрос важности интересов ребенка.

Ключевые слова: интересы ребенка, права ребенка, несовершеннолетние, законные представители, защита прав.

Интересы ребенка находятся в тесной взаимосвязи с его правами. При этом первое понятие значительно шире второго. Если права находят четкое закрепление в законодательстве, то интересы охватывают различные потребности ребенка. К примеру, в законе отсутствует закрепленное право ребенка на воспитание в счастливой семье и т. д.

Юридическая наука включает в понятие прав несовершеннолетних следующие составные элементы:

— неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;

— возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;

— пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;

— формы защиты человека от глобальных угроз его существованию [1].

Учитывая составные элементы рассматриваемого понятия, можно выделить следующие его признаки:

— права ребенка являются производными от прав человека с учетом достоинства и неповторимости ребенка как личности;

— каждому праву ребенка корреспондирует соответствующая обязанность государства обеспечить эффективную реализацию этого права, его защиту;

— права ребенка, как и права человека, ограничиваются в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе для обеспечения интересов государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц, что прямо предусмотрено законодательно;

— закрепленное законом право ребенка требует наличия действенного механизма его реализации. Иначе оно становится декларативной нормой, что недопустимо для правового государства.

Права ребенка является специфической категорией, отличающейся рядом особенностей:

— имеют естественный характер и возникают непосредственно из факта рождения человека, что обусловливает их неотчуждаемый, неотъемлемый характер. Соответственно, права ребенка являются непосредственно действующими и признаются высшей ценностью в обществе;

— содержание прав ребенка определяется условиями социально- экономического, политического и культурного развития общества;

— права детей отражают отношения личности с государством и международным сообществом;

— права ребенка складываются объективно, независимо от государственного признания;

— права ребенка закреплены нормами международного и национального права;

— защита прав ребенка предусматривает механизм, включающий средства внутригосударственной и международной защиты [2].

Важность соблюдения прав несовершеннолетних подчеркивается наличием установленных государством гарантий, закрепленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где отражены основные направления обеспечения прав ребенка, перечислены меры, направленные на эффективную защиту указанных прав и законных интересов.

При этом права и законные интересы должны соблюдаться в рамках любого правового спора, где ребенок выступает в качестве наиболее незащищенного участника.

Таким образом, ребенок является полноценным субъектом права, наделенным рядом субъективных прав, отличающимся собственными законными интересами, нуждающимися в защите, в том числе благодаря силе государственного принуждения. При этом права ребенка и его интересы — не тождественные категории. Интересы ребенка состоят в наличии условий для жизни, благоприятных для его всестороннего физического и духовного развития. Однако соответствуют ли условия данному критерию, определить можно лишь условно, ввиду оценочности самой формулировки «благоприятные». В то же время права ребенка — это правовая категория, включающая в себя совокупность прав несовершеннолетнего, закрепленных действующим международным и национальным законодательством. Вместе с тем, оба понятия находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено особенностями главного субъекта — несовершеннолетнего, который в силу возраста не может самостоятельно отстаивать свои права и законные интересы, нуждаясь в дополнительных гарантиях, помощи со стороны законных представителей и органов опеки и попечительства.

При этом понятие «законный интерес ребенка», несмотря на частоту его использования в законодательстве и научной литературе, не имеет четкого определения. Безусловно, улучшение правового положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и воспитание детей составляют не только интерес самих детей, но и является приоритетом государственной политики. Именно со становлением и дальнейшим совершенствованием правового статуса ребенка, гарантированностью реализации его прав и свобод, приоритетом интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства связываются надежды на создание в России истинного демократического общества.

На основе вышеизложенного интересы ребенка определены как жизненно важные потребности лица, не достигшего совершеннолетия и не эмансипированного, реализация которых законными представителями при участии органов опеки и попечительства способствует обеспечению нормальной жизни и гармоничного развития (как физически, так и духовно) ребенка вне зависимости от того, имеется ли прямое закрепление подобного интереса в законодательстве.

Литература:

  1. Носова И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 24. С. 18–22.
  2. Карпеева Е. В. Приоритетный характер защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // МНИЖ. 2024. № 6 (144). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnyy-harakter-zaschity-prav-i-zakonnyh-interesov-nesovershennoletnih (дата обращения: 19.04.2025).
  3. Ювенальное право / под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 400 с.


Задать вопрос