Повышение конкурентоспособности является стратегической целью для каждого предприятия. Многие фирмы, предприятия как крупные, так и малые непрерывно осуществляют стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это решения и действия по их осуществлению, имеет целью разработку стратегии предприятия. Стратегия предприятия — это системный комплекс действий, направленный на реализацию миссий и целей компании, которые направлены на улучшение эффективности предприятия. В связи с этим, для определения наиболее подходящей стратегии проводится анализ конкурентоспособности с оценкой всех факторов внешней среды, влияющих на деятельность компании.
Ключевые слова: конкуренция, стратегия, цель, миссия, проблемы, планирование, тактика.
Increasing competitiveness is a strategic goal for every company. Many firms and enterprises, both large and small, continuously carry out strategic planning. Strategic planning is about decisions and actions to implement them, with the goal of developing an enterprise strategy. An enterprise's strategy is a systematic set of actions aimed at achieving the company's missions and goals. Which are aimed at improving the efficiency of the enterprise. In this regard, to determine the most appropriate strategy, a competitiveness analysis is carried out, with an assessment of all environmental factors affecting the company's activities.
Keywords: competition, strategy, goal, mission, problems, planning, tactics.
Конкурентная стратегия представляет собой набор методов привлечения и удовлетворения потребителей, а также методов укрепления собственных позиций на рынке за счёт противостояния существующим конкурентам [1]. Конкурентная стратегия имеет своей целью превосходство фирмы относительно её конкурентов в предложении товаров и услуг. Иными словами, конкурентная стратегия нацелена на желание фирмы обойти своих конкурентов с помощью создания товаров и услуг, которые пользуются спросом у потребителей, и захватить, а в дальнейшем закрепить за собой позицию лидера на рынке. Конкурентная стратегия включает в себя наступательные и защитные приёмы, работу с ресурсами, поддерживающими долгосрочную эффективность и удачную конкурентную позицию. Внутренняя деятельность по предоставлению потребительской ценности — это основа конкурентной стратегии.
Конкурентная стратегия организации практически всегда уникальна, так как она напрямую зависит от особенностей положения фирмы на рынке и текущей ситуации в отрасли. Однако, не вдаваясь в подробности, можно выявить два фактора, на которых основываются различия конкурентных стратегий:
- цели, преследуемые фирмой на рынке;
- низкие издержки. При выборе конкурентной стратегии всегда учитывается текущая и будущая конкурентная позиция организации, её нынешние и потенциальные возможности и условия внешней среды конкуренции.
К внешней среде организации относятся потребители, посредники (торговые, транспортные и посредники сбыта), фирмы конкуренты, финансовые организации (банки, страховые компании), рекламные агентства и др. Также элементами внешней среды являются экономическая и политическая ситуация в стране, уровень научно- технического развития, нормы права и морали. Данные элементы являются неуправляемыми и неподдающимися контролю фирмой.
Контролировать фирма может только свою внешнюю среду, включающую в себя организационную структуру, производство, разработку товарного ассортимента, сбытовую деятельность и др. В связи с этим конкурентная стратегия должна быть направлена на согласование возможностей фирмы и рыночной ситуации. Немаловажно, чтобы при этом фирма была гибкой к изменениям во внешней среде.
Таким образом, конкурентная стратегия фирмы представляет собой процесс перехода от нынешней конкурентной позиции организации к желаемой. Среди безграничного множества конкурентных стратегий можно выделить пять типов основных конкурентных стратегий:
- Лидерство по издержкам. Данная стратегия основана на ориентировании фирмы на широкий рынок и производство товаров при минимальных затратах, что обуславливает снижение цен для потребителей. Стратегия лидерства по издержкам предполагает максимальный контроль за расходами, инвестирование прибыли в производство, понижение издержек по сбыту и рекламе.
- Широкая дифференциация. Стратегия широкой дифференциации представляет собой привлечение внимания покупателей благодаря различию товаров фирмы от подобных товаров фирм-конкурентов. Товар должен обладать уникальными свойствами, которые дифференцируют его, что зачастую позволяет установить более высокую цену товару и усилить приверженность потребителей к торговой марке фирмы.
- Оптимальные издержки. Стратегия оптимальных издержек предполагает сочетание сниженных издержек и дифференциального товара. Оптимальные издержки достигаются путём придания товарам потребительной ценности при уровне затрат более низком, чем у конкурентов. Проще говоря, фирма должна обладать ресурсами и возможностями, способными обеспечить такое же качество, как у конкурентов, но с меньшими затратами, такие же характеристики товаров, но с ценами, ниже, чем у конкурентов.
- Рыночная ниша. Стратегия рыночной ниши имеет место при выборе узкой области внутриотраслевой конкуренции. Данная стратегия фокусируется на строго очерченном круге покупателей в обособленном (возможно, единственном) сегменте рынка.
Как правило, стратегию рыночной ниши выбирают небольшие предприятия, однако стоит учитывать возможность конкуренции в виде крупных предприятий, которые применяют эффект масштаба производства.
- Наступательная и оборонительная стратегия. Наиболее популярная наступательная стратегия — предложение такого же товара, но по более низкой цене, что помогает увеличить рыночную долю в условиях невозможности снижения цен со стороны конкурентов. Также к наступательной стратегии относится выгодное использование недостатков конкурентов, усиление рекламы, привлечение потребителей за счёт бесплатной раздачи образцов продукции и проведения политики скидок [2].
Оборонительная стратегия имеет два основных направления деятельности: перекрытие возможных путей атаки и демонстрация способности к ответным действиям. Подытоживая вышесказанное, конкурентная стратегия — это набор методов привлечения потребителей, удовлетворения их потребностей, совмещенных с противоборством конкурентам и сохранением своих рыночных позиций.
Целью любой конкурентной стратегии является превосходство над конкурентами в предложении товаров и услуг. Конкурентная стратегия выбирается на основе внимательного анализа внешней среды фирмы и её внутренних ресурсных возможностей. Удачно выбранная конкурентная стратегия помогает не только закрепить за собой долю на рынке, но и завоевать новые доли.
Существует множество способов повышения конкурентоспособности организации. Самыми распространенными среди них являются:
— рост объёмов реализации продукции;
— улучшение качества выпускаемой продукции;
— уменьшение расходов;
— бенчмаркинг.
Одним из стандартных путей повышения конкурентоспособности предприятия является рост объёмов реализации продукции. Объём реализации продукции может измеряться в следующих показателях:
— натуральные показатели (штуки, тонны, метры и т.д.);
— стоимостная оценка (при использовании оптовых цен в рублях или другой валюте);
— условно-натуральные показатели (для обобщенной оценки объёма выпускаемой продукции, то есть для оценки общего объёма производства разносортной продукции без относительной оценки).
Основными показателями объёма реализации продукции являются следующие показатели:
— валовая продукция — стоимость произведенной продукции и исполненных работ с учетом незавершенного производства;
— товарная продукция — стоимость готовой к реализации продукции (товарная продукция отличается от валовой продукции величиной остатков незавершенного производства и внутризаводского оборудования);
— внутризаводской оборот — товары и услуги, которые были произведены для собственных производственных нужд;
— реализованная продукция — тот конечный продукт, который уже отгружен и оплачен потребителями.
Во время организации производственного процесса необходимо решить вопрос об определении объёма реализации продукции, который бы обеспечивал безубыточную производственную деятельность. Стоит отметить, что важно учитывать такие показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и другие, иначе есть риск, что повышение объёмов реализации не принесёт никаких результатов.
Рост объёмов реализации продукции является основой повышения прибыльности предприятия, а значит должен стать главной целью внутрикорпоративного управления. При долгосрочном планировании приоритетным фактором будут инновационные технические и технологические изменения, способствующие снижению издержек [3]. Следующий метод повышения конкурентоспособности организации- это улучшение качества выпускаемой продукции. Основными принципами системы качества служат:
- ориентированность на нужды потребителя, которая облегчит продвижение товара на рынок, за счет удовлетворения основных потребительских запросов;
- работа над качеством на всех стадиях жизненного цикла товара;
- оценка полученной информации, обратной связи от потребителей, мониторинг их удовлетворённости товаром;
- сопоставление физического и планового результатов, что помогает оценить и уменьшить затраты, стабилизируя уровень качества товара;
- разработка модели объекта, позволяющая выявить закономерности процесса формирования качества товара на всех этапах его изготовления (используются метод регрессионного анализа, корреляции и планирования эксперимента);
- постоянное обновление ассортимента продукции, с учётом выполненной «работой над ошибками».
Улучшение качества выпускаемой продукции помогает в освоении новых рынков, увеличении экспорта, поднятии имиджа у потребителей, а следовательно, увеличение прибыли. Ещё одним способом повышения конкурентоспособности является уменьшение расходов. Расходы по обычным видам деятельности включают в себя:
— расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и прочих материально-производственных запасов;
— расходы, которые возникают в процессе переработки/доработки материально-производственных запасов, расходы на продажу/перепродажу товаров (содержание и эксплуатация основных средств и других внеоборотных активов, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие).
Уменьшение расходов является самым традиционным и популярным методом повышения конкурентных преимуществ. Конкурентным преимуществом будет обладать то предприятие, которое, проведя определённый комплекс мер, достигло затрат меньших, чем конкуренты. Реализация метода уменьшения издержек требует координации работы сотрудников по совершенствованию производственных технологий, логистики, НИОКР, менеджмента персонала и организационной культуры.
Для успешного уменьшения расходов необходимо непрерывно анализировать затраты на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукции. Основную роль в стратегии уменьшения расходов играют маркетологи, которые вынуждены постоянно заниматься мониторингом состояния рынка, производить функционально стоимостной анализ, отслеживать проводимые научных исследований и появление новейшего технологического оборудования, а также следить за подобными расходами у конкурирующих предприятий.
Самыми доступными для оптимизации затратами являются следующие:
— затраты труда (то есть возможность сократить численность персонала);
— затраты на сырьё и материалы (возможно оптимизировать за счет поиска новых поставщиков, пересмотр условий договора по поставкам, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Стоит отметить, что при стремлении к уменьшению расходов, большое значение имеет экономия сырья, материалов и топлива за счет внедрения безотходной и малоотходной технологии. Также, сильным конкурентным преимуществом является возможность полного использования вторичного материального ресурса.)
— производственные расходы (возможна сдача арендуемого помещения в субаренду, экономия на энергоресурсах, самостоятельный ремонт и техническое обслуживание оборудования);
— транспортные расходы (ограничение парка служебных автомобилей);
— затраты на рекламу (анализ эффективности рекламной кампании и выявление возможностей сокращения бюджета на рекламу).
Помимо перечисленных способов снижения затрат, любому предприятию следует чётко соблюдать финансовую дисциплину, эффективно организовывать учёт и систематически осуществлять проверки с анализом затрат. Еще одним традиционным способом повышения конкурентоспособности является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг — это система постоянного исследования опыта ведущих компаний и компаний смежных отраслей для улучшения собственной работы на основе уже имеющихся примеров эффективного функционирования компаний. Отличие бенчмаркинга от обычного анализа и сравнения показателей эффективности конкурентов состоит в постоянстве и продолжительности исследования.
С помощью бенчмаркинга можно выяснить, каким образом лидирующее предприятие завоевало и удерживает свою позицию на рынке. Далее происходит внедрение подобных действий и процессов в собственное предприятие, ориентируясь на стандарты лучших предприятий. Основными этапами бенчмаркинга являются:
— непрерывное и систематическое сравнение эффективности и результативности продуктов, услуг, процессов и технологий;
— анализ и оценка сильных и слабых сторон предприятия в сравнении с эталонным стандартом;
— определение наилучшего опыта лидирующих компаний, а также выявление причин различий результативности у компаний конкурентов;
— формулирование, планирование и реализация мероприятий, обеспечивающих непрерывное повышение результативности.
Вывод: Повышение конкурентоспособности предприятия возможно лишь при долгосрочном, непрерывном и комплексном совершенствовании всех детерминантов конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, отражающее уровень реального или потенциального удовлетворения им какой-либо потребности в сравнении с подобными предприятиями на данном рынке.
Анализ конкурентоспособности необходим для успешной коммерческой деятельности и выживания на рынке в условиях конкуренции. Чёткого алгоритма анализа конкурентоспособности не существует, для каждого отдельного предприятия создаётся собственный уникальный алгоритм, включающий в себя следующие этапы: поиск лидирующих организаций-конкурентов; определение экономических драйверов в данной отрасли; выявление конкурентных преимуществ других организаций; прогнозирование перспектив развития рынка. Анализ конкурентоспособности предприятия имеет своей целью определение собственного положения на занимаемом рынке.
Существуют следующие виды методов оценки конкурентоспособности предприятия:
— матричные;
— аналитические;
— графические;
— комплексные.
Самыми точными из них являются аналитические, самыми глубокими и многосторонними являются матричные, а самыми наглядными — графические. Так как каждый вид анализа конкурентоспособности имеет свои преимущества и недостатки, то наиболее эффективно использовать комплекс данных указанных методов для составления полной и точной картины состояния организации, её внутренней и внешней среды, тенденций развития отрасли и рынка, в которой она существует.
По результатам анализа конкурентоспособности предприятия на основе её сильных и слабых сторон, с учётом возможностей развития, а также выявленных угроз выбирается конкурентная стратегия организации, которая направлена на привлечение новых покупателей, удовлетворение их потребностей, а также укрепление и сохранение существующих позиций предприятия на рынке за счёт противостояния основным отраслевым конкурентам.
Иными словами, конкурентная стратегия нацелена на повышение конкурентоспособности предприятия с учётом всех его внутренних особенностей и среды, его окружающей. Конкуренция является не только неотъемлемой часть любой рыночной системы, но и наиболее действенным механизмом развития современной экономики, так как борьба за лидирующие позиции вынуждает предприятия стремиться к улучшению качества продукции, созданию и применению новых технологий, совершенствованию внутренних структур предприятия.
Именно в попытках обойти своих конкурентов, а в дальнейшем сохранить позицию на рынке, организация приближается к своему пику эффективной и успешной деятельности.
Подведем итоги. Конкурентоспособность компании — это, прежде всего, способность вести прибыльную экономическую деятельность в высококонкурентной среде. Конкурентоспособность компании также подразумевает её способность поддерживать эффективные экономические контакты с потребителями, поставщиками и конкурентами. В научных исследованиях отражено, что конкурентоспособность — это сложное и многоуровневое понятие, исследование которого должно быть, так сказать, строго привязано к конкретной конкурентной сфере и, в частности, её уровню. В этом контексте можно с уверенностью сказать, что базовый уровень обеспечения конкурентоспособности является макроэкономическим и определяет основные условия функционирования всей экономической системы.
Далее следует важный мезоуровень, на котором, в свою очередь, формируются перспективы развития конкретной отрасли или определенной. На микроуровне конкурентоспособность принимает окончательную форму, так сказать, в форме соотношения цены и качества товаров. Причём, эти отношения, безусловно, зависят от условий, возникших на двух предыдущих уровнях, а также от сотрудников компании, их способности использовать свои собственные ресурсы, а также от национальных, общих и отраслевых сравнительных экономических преимуществ.
Итак, на основе проведённых исследований различных авторов понятий конкурентоспособности, можно выделить следующие важнейшие особенности:
— во-первых, что это показатель привлекательности продукции для потребителя, так сказать определенная характеристика возможности продаж;
— во-вторых, это такая величина, которая задаётся при создании новой продукции или услуг;
— в-третьих, в полной мере отражает удовлетворённость потребителя;
— в-четвертых, это такая относительная величина, которая получается при сравнении за одинаковый промежуток времени с похожей продукцией основных конкурентов по основным характеристикам: техническим, экономическим и эксплуатационным;
— в-пятых, это математически прогнозируемая величина. Многочисленные исследования внешних факторов позволяют сформировать конкурентную среду для компаний.
Однако на все внешние факторы компания может влиять только косвенно, поэтому необходимо подробно исследовать внутренние факторы, оказывающие прямое воздействие на конкурентоспособность компаний, в частности, рыночную эффективность и политику управления издержками.
Литература:
- 1 Хандамова Э. Ф. Управление интегрированными коммуникациями. — Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2021. — 234 с.
- Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг. — М.: Дашков и К, 2020. — 324 с.
- Шевченко Д. А. Интегрированные коммуникации. — М.: Дашков и К, 2022. — 298 с.
- Шевченко Д. А. Основы маркетинга и маркетинговых коммуникаций. — М.: Директ-Медиа, 2022. — 194 с.
- Щербакова Д. В. Современные концепции развития городов [Электронный ресурс] // SSRN. — URL: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=4215346. — (дата обращения: 11.04.2025).
- Armoniene A. Integrated Communication — Pursuing a Harmony of Persuasive Voices [Электронный ресурс] // NordMedia. — URL: https://nordmedianetwork.org/latest/news/integrated-communication-pursuing-a-harmony-of-persuasivevoices/. — (дата обращения: 11.04.2025).