В статье автор анализирует психолого-педагогические походы к понятию «внимание», рассматривает его характеристики и свойства.
Ключевые слова: внимание, характеристика внимания, свойства внимания.
Одна из ключевых психологических характеристик человека — внимание. Ученые различных областей, такие как психологи, педагоги, неврологи и другие, активно изучают этот аспект человеческой психологии.
Внимание — это психическое состояние, отражающее сосредоточенность на определенном объекте. Различают избирательную направленность восприятия и универсальное внимание, которое выполняет дополнительные функции. Различают произвольную и непроизвольную направленность внимания на объекты психической деятельности. В. А. Дроздовойфункция внимания включает контроль и регулирование деятельности, выбор воздействий и удержание деятельности до завершения. [4].
Специалисты считают, что ребенок, используя внимание, выбирает нужную информацию и контролирует свое поведение. Внимание — это сосредоточенность на объекте в определенный момент времени. У внимания есть разные свойства и качества, связанные между собой и имеющие сложную структуру.
Внимание может быть разделено на первичные качества (объем, концентрация, устойчивость, распределение, сосредоточенность) и вторичные качества (переключаемость). Основные виды внимания — произвольное и непроизвольное.
С. Л. Рубинштейн считает, что основное различие между видами внимания заключается в его биологическом происхождении. Произвольное внимание является преднамеренным, активным и волевым, в то время как непроизвольное внимание более пассивно и не требует энергии и напряжения человека.
У. С. Крюкова и Н. А. Пешков определяют произвольное внимание как состояние, когда человек ставит перед собой цели и прилагает определенные усилия для их достижения.
Согласно А. С. Крамаренко и М. Е. Клименко, произвольное внимание — это управляемое и целенаправленное внимание, сосредоточенное на определенной деятельности или объекте.
Произвольному вниманию характерны: устойчивость, выражающаяся в продолжительности внимания на протяжении всего процесса деятельности, длительность которого зависит от задач деятельности; организованная деятельность в процессе которой внимание направляется на определенный объект; целенаправленность, обусловленная поставленными перед деятельностью задачами.
Свойства произвольного внимания включают объем, концентрацию, распределение, устойчивость и переключение. Объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены одновременно. Концентрация — фокусировка на определенном объекте. Распределение — способность удерживать внимание на нескольких объектах. Устойчивость — длительность внимания на одной деятельности. Переключение — гибкость перемещения внимания между объектами.
Дошкольное образование — первая ступень обучения, которая способствует развитию ребенка и подготовке к школе. Важно развивать внимание в старшем дошкольном возрасте для успешного обучения.
Л. С. Выготский утверждал, что развитие поведения ребенка связано с историей его внимания, и ключ к пониманию этого процесса следует искать за пределами личности ребенка.
У дошкольников старшего возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным, однако с возрастом развивается произвольное и послепроизвольное внимание. Перцептивные действия, такие как выделение предмета из фона и сопоставление с эталоном, способствуют развитию внимания.
Интерес дошкольника к предметам и действиям меняется быстро. Дети не задерживаются над одним занятием долго, поэтому важно учитывать, что они могут сосредотачиваться на задании не более 10–15 минут.
По словам Е. А. Куркиной, иногда деятельность, которая изначально требовала усилий воли, превращается в увлекательное занятие для ребенка. Происходит переход от произвольного внимания к послепроизвольному, где сочетаются черты обоих видов внимания. Послепроизвольное внимание подобно произвольному по энергичности и целеустремленности, но, в отличие от непроизвольного, не требует усилий воли для поддержания.
Л. И. Божович считает, что формирование внимания у детей дошкольного возраста зависит от убеждений взрослых и эффективности организации занятий. Распорядок дня также играет важную роль в развитии внимания, помогая детям лучше переключаться и концентрироваться.
Внимание помогает человеку сосредоточиться на конкретной задаче или цели, играет важную роль в обучении и повседневной жизни. внимание у детей способствует развитию сосредоточенности и сдержанности, что полезно для успешного обучения в школе.
Исследования показывают, что у старших дошкольников с возрастом значительно улучшается сосредоточенность, объем и устойчивость внимания. Формируются произвольные компоненты контроля над вниманием на основе развития речевой деятельности и познавательных интересов. Внимание становится более опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания.
Проблемы с концентрацией внимания у ребенка могут проявляться различными способами: от неспособности сосредоточиться на задаче до повышенной отвлекаемости и низкой избирательности внимания.
Понятие «внимание» сложное и неоднозначное в психологии и педагогике. Внимание — психический процесс, направленный на определенные объекты. Развитие внимания важно для дошкольников, нарушения могут привести к патологиям. Диагностика и развивающая работа по вниманию у детей старшего дошкольного возраста — актуальная задача.
Литература:
- Дормашов Ю. Б. Психология внимания. М.: Флинта, 2002. 376 с.
- Макарова Н. Г. Внимание и память: значение психических процессов для личности в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxvii/32641 (дата обращения 14.02.2021)
- Немов Р. С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2001. Т1. 688 с.
- Дроздова В. А. Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2776 (дата обращения: 14.02.2021).
- Крамаренко А. С. Сущность понятия «внимание»: виды, критерии, свойства // Вопросы науки и образования. 2018. № 29 (41). С. 136–138.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 713 с.
- Крюкова У. С. Изучение произвольного внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Перспективы развития науки в современном мире. 2018. С. 138–143
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.
- Цодикова И. С. Особенности внимания у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 48.1 (234.1). С. 41–42.
- Куркина Е. А. Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики. 2017. № 9 (32). С. 55–56.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2009. 400 с.