В статье автор исследует вопросы организации управленческого учета в научно-исследовательских организациях.
Ключевые слова: научно-исследовательские организации, управленческий учет, опытно-конструкторская деятельность, управленческие решения
Сегодня особую актуальность приобретает выработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование методики внутренней управленческой отчетности научных организаций. Следует отметить, что повышение эффективности управления научной организацией связано с принятием обоснованных экономических решений на базе достоверной информации, сформированной в рамках учетно-аналитического обеспечения управления, использованием регламентации процессов управленческого учета.
Дирекция научно-исследовательской организации (НИО) осуществляет комплексное отражение сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, выполняемых НИО, а также данных о результатах этих работ в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 327, обязательной регистрации в ЕГИСУ НИОКТ подлежат сведения о НИОКР гражданского назначения, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, работ, выполняемых в рамках государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), соглашений о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), контрактов (договоров) на выполнение работ, оказание услуг, включая государственные контракты, в отношении работ, финансовое обеспечение которых осуществляется фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности в рамках соглашений о предоставлении грантов физическим и (или) юридическим лицам на реализацию научных, научно-технических программ и проектов [1].
Внедрение и автоматизация управленческого учета в НИО и образовательных учреждениях сопряжены с рядом сложностей, варьирующихся от технической неподготовленности до недостаточной квалификации персонала.
Управленческий учет, как инструмент, применим как в государственных, так и в частных организациях. При этом, частные образовательные организации демонстрируют большую готовность к внедрению, что обусловлено более простой организационной структурой, облегчающей интеграцию системы учета. Управленческий учет способствует рационализации управления активами НИО и образовательных учреждений и повышает их адаптивность к изменениям рыночной конъюнктуры. Результаты управленческого учета являются ценным ресурсом при формулировании миссии НИО, разработке стратегического плана и анализе достигнутых результатов.
Цели управленческого учета определяются каждой НИО самостоятельно, что определяет круг задач, стоящих перед ним. К числу стандартных задач относятся:
— расчет себестоимости подготовки кадров с учетом квалификации, специальности и состава кафедр (для ВУЗов);
— расчет себестоимости работ, выполняемых НИО (проведение конференций, образовательных мероприятий, выдача грантов и т. п.);
— определение оптимальных цен на образовательные услуги;
— управление накладными расходами;
— оптимизация налоговых платежей;
— анализ эффективности программ, проектов и деятельности подразделений.
Следует учитывать, что НИО представляет собой сложную структурную единицу, включающую следующие основные объекты управленческого учета:
— все ресурсы, обеспечивающие функционирование НИО и деятельность сотрудников и преподавателей;
— потребители образовательных услуг: абитуриенты, студенты, выпускники;
— все организационные и управленческие процессы учреждения: научная, производственная, образовательная деятельность;
— результаты деятельности НИО.
Бюджет НИО позволяет осуществлять планирование инновационной деятельности на основе различных показателей. Иерархическая структура бюджета обеспечивает проведение анализа, сопоставление фактических показателей с плановыми, выявление отклонений и причин, обусловивших эти отклонения. Для устранения выявленных отклонений предусмотрены корректирующие действия, обеспечивающие внесение необходимых изменений в бюджет. Многоуровневое построение бюджета обеспечивает формирование динамических отчетов для внутренних пользователей.
С 1 января 2024 года нематериальные активы (НМА) стали значимым элементом учета для большинства компаний, тогда как в НИО они присутствовали и ранее. К ним относятся, в частности, неисключительные права и лицензии [3]. Следовательно, даже в случае отсутствия таких активов в учете организации до указанной даты, необходимо внести соответствующие положения в учетную политику. В первую очередь, следует определить способ перехода на новые стандарты. Согласно общему правилу, переход на новый стандарт по НМА осуществляется ретроспективно, как если бы новые правила применялись организацией всегда. Однако ФСБУ 14/2022 допускает применение упрощенного варианта, позволяющего не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному [4].
При использовании данного способа новые правила учета капитальных вложений применяются только к затратам, возникшим после 1 января 2024 года (п. 26 ФСБУ 26/2020). Корректировка остатков по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» на конец 2023 года не требуется. Перспективный переход на ФСБУ 26/2020, в отличие от ФСБУ 14/2022, доступен любой организации, независимо от права на упрощенный бухгалтерский учет. Кроме того, необходимо четко определить критерии отнесения объектов к НМА. Новые критерии могут затруднить классификацию отдельных объектов. В состав НМА входят неисключительные права (в том числе на пользование произведениями) и лицензии [5], при условии соответствия пяти признакам (п. 4, 6 ФСБУ 14/2022):
— отсутствие материальной формы;
— возможность использования в хозяйственной деятельности;
— срок использования более 12 месяцев;
— способность приносить экономическую выгоду в будущем;
— возможность отделения от других активов компании.
Для признания актива таковым организация должна контролировать получение выгоды от него. В случае с неисключительными правами контроль выгоды может быть ограничен, например, в отношении доступа к справочным системам или электронным изданиям. Аудиторы считают, что критерий контроля выгоды не выполняется, если компания получила доступ к системе или электронному изданию через интернет (решение СРО аудиторов ассоциации «Содружество» от 22.12.2023 № 657). Следовательно, расходы на подписку не следует учитывать как НМА. В отсутствие официальных разъяснений регулирующих органов по учету таких объектов рекомендуется руководствоваться разъяснениями аудиторов и закрепить правила учета спорных активов в учетной политике организации. Стоимость подписки следует отражать как аванс, выданный на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», с последующим ежемесячным списанием на расходы, например, на счет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу». При несущественности затрат, согласно учетной политике, допускается их немедленное списание на счета расходов. В-третьих, следует установить лимит стоимости НМА. Стандарт может не применяться к нематериальным активам, стоимость единицы которых ниже установленного лимита. Такие активы могут быть списаны в расходы и учтены за балансом. Ранее аналогичные правила применялись только к основным средствам.
Стандарт не устанавливает предельный размер лимита, оставляя его определение на усмотрение организации. Для упрощения работы бухгалтерии может быть установлен лимит, аналогичный применяемому в налоговом учете, а именно 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Однако фиксированный лимит в 100 тыс. руб. подходит не всем компаниям [2].
Таким образом, расходы на НИОКР, связанные с проведением исследований, Минфин предлагает признавать в бухгалтерском учете в момент их осуществления и не включать в стоимость внеоборотного актива. Для определения момента начала включения затрат в стоимость актива следует руководствоваться признаками, свидетельствующими о вероятности получения экономической выгоды от результатов работы. Затраты на НИОКР, не включенные в стоимость внеоборотного актива (затраты на исследования), учитываются в качестве расходов по обычным видам деятельности или прочих расходов в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации.
Литература:
- Дроздова, Е. А. Повышение результатов научной деятельности в образовательных и научных учреждениях / Е. А. Дроздова // Социально-политические науки. 2018.- № 5.- С. 294–296.
- Ленкова М. И., Кузина А. Ф. Развитие управленческого учета и отчетности в отечественных организациях: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки; научный журнал — 2017(2). — С. 1 –6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-upravlencheskogo-ucheta-i-otchetnosti-votechestvennyh-organizatsiyah-problemy-i-perspektivy
- Расходы на НИОКР в бухучете с 2024 года учитываются по-новому/ Текст: электронный // https://www.buhgalteria.ru/article/raskhody-na-niokr-v-bukhuchete-s-2024-goda-uchityvayutsya-po-novomu-?ysclid=luwjvwo9ok11370726
- Рекомендация Р-155/2023-КпР «Переход на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://bmcenter.ru/Files/RKpR_Perehod_na_FSBU-14.
- Учетная политика: изменение и способы перехода / Н. А. Байкалова, М. А. Плесцова // В сборнике: Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности. Сборник научных статей XI международной научной конференции. — Казань, 2021. — С. 137–138.