Туристско-краеведческая деятельность старших школьников как средство их социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 23.04.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Поздникина, Е. А. Туристско-краеведческая деятельность старших школьников как средство их социализации / Е. А. Поздникина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — URL: https://moluch.ru/archive/568/124451/ (дата обращения: 26.04.2025).

Препринт статьи



В статье показывается роль туристско-краеведческой деятельности в социализации старших школьников. Приведен опыт применения рабочей программы туристско-краеведческой направленности.

Ключевые слова: организация туристско-краеведческой деятельности, воспитание и социализация личности.

Проблема социализации личности является одной из ключевых в современной психолого-педагогической науке. Особую актуальность она приобретает в подростковом возрасте, который характеризуется интенсивным развитием самосознания, становлением мировоззрения, активным включением в различные социальные отношения. Именно в этот период закладываются основы будущей жизненной позиции человека, формируются ценностные ориентации и модели поведения [4].

Одним из эффективных средств социализации старших школьников выступает туристско-краеведческая деятельность, обладающая значительным социализирующим потенциалом. Она предоставляет широкие возможности для приобретения социального опыта, развития коммуникативных навыков, формирования активной жизненной позиции и ценностных ориентаций личности.

Социализация подростков представляет собой сложный и многоаспектный процесс, от успешности которого во многом зависит благополучие как самой личности, так и общества в целом. Важную роль в позитивной социализации подрастающего поколения призвана сыграть продуманная психолого-педагогическая деятельность, предусматривающая включение школьников в различные виды социально значимой активности. Значительными возможностями в этом плане располагает туристско-краеведческая работа, выступающая эффективным средством расширения социального опыта, развития коммуникативных навыков, формирования активной жизненной позиции подростков.

Туристско-краеведческая деятельность выступает эффективным средством расширения социального опыта подростков и развития у них навыков общения и взаимодействия. Участвуя в экскурсиях, походах, экспедициях, школьники не только знакомятся с историей и культурой родного края, но и учатся работать в команде, проявлять самостоятельность и инициативу, преодолевать трудности [1]. Кроме того, такая деятельность способствует патриотическому воспитанию, формированию любви к малой родине и экологической культуры.

Школьные традиции и мероприятия, такие как праздники, собрания, спортивные события и культурные мероприятия, создают условия для вовлечения учащихся в активную социальную деятельность. Эти традиции помогают подросткам осознавать себя как часть более широкого коллектива, что, в свою очередь, способствует их социализации и укреплению социальных связей. Кроме того, педагогическое взаимодействие также является неотъемлемой частью внешней среды образовательного учреждения, которое оказывает значительное влияние на процесс социализации старших школьников. Педагоги, выступающие в роли наставников и социальных моделей, создают атмосферу доверия, сотрудничества и поддержки, что важно для формирования личных и социальных качеств у подростков. Важно, чтобы взаимодействие с педагогами включало не только передачу знаний, но и формирование таких навыков, как разрешение конфликтов, командная работа, а также развитие коммуникативных и лидерских способностей.

Участвуя в походах и экспедициях, учащиеся включаются в систему социальных отношений, осваивают различные социальные роли — лидера, исполнителя, организатора и др. Они учатся сотрудничать, принимать совместные решения, согласовывать свои действия с действиями других людей.

Кроме того, туристско-краеведческая деятельность способствует формированию у старшеклассников важных социальных качеств — самостоятельности, ответственности, инициативности. В непривычных «полевых» условиях школьникам приходится самим заботиться о своем быте, распределять обязанности, преодолевать трудности. Все это способствует развитию их волевой и эмоциональной сферы, закаляет характер.

Немаловажное значение имеет и то, что туристско-краеведческая деятельность позволяет учащимся глубже познакомиться с природным и культурным наследием родного края. Изучение местной истории, фольклора, традиций воспитывает у школьников чувства патриотизма и любви к малой родине. Краеведческий материал дает возможность лучше понять закономерности общественного развития, ощутить свою сопричастность к судьбе страны.

Наконец, туристско-краеведческая деятельность выполняет важную профориентационную функцию. Участие в экспедициях и походах позволяет старшеклассникам увидеть мир профессий как бы «изнутри», попробовать себя в различных социальных и профессиональных ролях. Многие школьники именно в туристических кружках и клубах впервые задумываются о выборе жизненного пути, делают первые профессиональные пробы.

Реализация рабочей программы туристско-краеведческой деятельности для старших школьников в рамках экспериментального исследования прошла в общеобразовательных школах Москвы и Московской области. Участниками программы стали 250 учащихся в возрасте от 14 до 18 лет и 20 педагогов. Программа была направлена на их эффективную социализацию через активные туристско-краеведческие мероприятия, и включала ряд этапов, которые обеспечили целостное и системное внедрение данного образовательного процесса.

Обучение проводилось в формате курсов и занятий, которые были разделены на теоретическую часть и практическую подготовку. Реализация программы позволила не только значительно повысить уровень социальной компетентности школьников, но и укрепить их личностные и социальные качества, что является важным аспектом социализации в старшем школьном возрасте. Активное вовлечение учащихся в туризм и краеведение не только улучшило их физическую подготовленность, но и способствовало развитию их лидерских и организационных способностей, а также укреплению духа коллективизма.

В рамках исследования было проведено анкетирование, которое позволило оценить изменения в социальных навыках участников программы. Анкеты включали вопросы, направленные на самооценку коммуникативных и лидерских качеств, а также готовности к выполнению социальных ролей. Анкетирование проводилось дважды: до начала программы для фиксации исходного состояния участников и по её завершению для оценки изменений.

На рисунке 1 представлены сравнительные показатели выраженности социальных навыков у участников программы до и после ее реализации, выявленные в ходе проведения анкетирования.

Сравнительные результаты анкетирования участников программы до и после ее реализации

Рис. 1. Сравнительные результаты анкетирования участников программы до и после ее реализации

Результаты анкетирования показывают, что программа туристско-краеведческой деятельности значительно способствовала улучшению ключевых социальных навыков участников. Повышение коммуникативных навыков, улучшение способности работать в команде, рост уверенности в решении задач в коллективе, а также повышение интереса к социальной активности и улучшение навыков общения с новыми людьми подтверждают гипотезу о положительном влиянии программы на социализацию старших школьников.

Литература:

  1. Гаджибеков Муратхан Исакович, Акавова Гозель Калсыновна, Алиев Шарафудин Магомедович, Атаев Загир Вагитович Туристко-краеведческое образование как средство гармоничного развития детей: задачи, направления, формы, функции // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-kraevedcheskoe-obrazovanie-kak-sredstvo-garmonichnogo-razvitiya-detey-zadachi-napravleniya-formy-funktsii (дата обращения: 21.02.2025).
  2. Гришина Н. В. Роль педагогического взаимодействия в социализации старших школьников // Современные проблемы образования. — 2020.
  3. Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
  4. Скаткин Н. С. Социализация школьников в условиях современного образования // Вопросы педагогической психологии. — 2018.


Задать вопрос