В статье рассматриваются ключевые стратегии развития современных мировых электронных торговых площадок, также анализируются современные факторы и тенденции, которые влияют на конкурентоспособность в современном рынке. Также особое внимание уделяется инновационным бизнес-моделям, персонализации пользовательского опыта и анализа больших данных. Помимо этого, были рассмотрены успешные кейсы не только всемирно известных маркетплейсов (Amazon, AliBaba, Ebay), но и российских (Ozon, Wildberries). Рассматриваются перспективы дальнейшего развития данной отрасли в условиях растущих требований аудитории и цифровой трансформации экономики.
Ключевые слова: электронная торговля, цифровая трансформация, персонализация, большие данные, маркетплейсы.
Развитие электронных торговых площадок напрямую связано с двумя основными факторами: рост электронной коммерции и цифровизация торговли. В определённый момент, когда информационные технологии достигли определенного уровня развития, стало понятно то, что торговля с использованием интернета и компьютерных сетей имеет больше преимуществ, чем традиционные способы ведения торговли, стоит отметить влияние развития мобильного интернета. С каждым годом электронная коммерция стала занимать всё большую долю рынка. Электронной коммерцией являются все сделки купли и продажи, и иные бизнес-процессы, в которых были использованы интернет и онлайн-платформы [6, с. 241].
За период последних 9 лет мировой объем розничных продаж с использованием электронных каналов связи выросла более чем в 4 раза с 1 400 трлн $ США до 5 800 трлн $ США. Помимо активного и стабильного роста также отмечается, что электронная коммерция вытесняет традиционные способы предоставления продаж и услуг. Если в 2014 году доля рынка электронной коммерции составляла 7 % от общего объема розничной торговли, то в 2022 году эта отметка достигла почти 20, что сопоставимо с ростом доли рынка в 3 раза [11]. Опираясь на представленным данные, электронная коммерция в современной экономике является одной из самых быстро растущих отраслей экономической деятельности.
Если рассматривать российский рынок, то электронная коммерция также развивается крайне быстро, и Российская Федерация сегодня является одним из лидеров по росту данной экономической отрасли. Современному российскому потребителю невозможно представить свою жизнь без тех онлайн-сервисов, которыми он пользуется каждый день. За 12 лет развития рынка объем продаж вырос более чем в 24 раза, а именно: 0, 25 трлн рублей в 2011 году и 6 трлн рублей в 2022 году [10]. Особый рост можно отметить в 2020, 2021 и 2022 годах, когда началась масштабная глобальная пандемия COVID-19. Полный локдаун и введенные ограничения привели к мощному росту рынка электронной торговли [1].
Помимо этого, рост доли электронной торговли от общей доли розничных продаж в Российской Федерации примерно сопоставим с общемировым уровнем и составляет 16 %. Что более чем в 3 раза больше, чем в 2018 году, когда этот показатель составлял всего лишь 5 % [10]. Несмотря на тот факт, что нынешний уровень примерно сопоставим с мировым, темпы роста представленного показателя оказался выше, чем в среднем по миру, что говорит об ускоренной цифровизации торговли в Российской Федерации.
Согласно прогнозам, то в контексте ежегодного прироста стоимости рынка электронной коммерции Российская Федерация находится на 6 месте в мире, стоит учитывать и преодоленный эффект малой базы, поскольку уже сегодня в России эта отрасль довольно развита. Средний ежегодный прирост стоимости рынка в России с 2023 по 2027 годах составит почти 14 % [9].
Для дальнейшего анализа необходимо отметить основные плюсы и издержки от данных трансформаций и развития электронной коммерции. К основным издержкам можно отнести такие факторы, как:
— высокая конкуренция: на рынке электронной коммерции существует высокая конкуренция, что актуально и на территории Российской Федерации. На мировом рынке существуют монополисты рынка: Google, Amazon, AliBaba и Ebay. В России к таким платформам можно отнести: Ozon, Wildberries, Купер (бывший Сбермегамаркет и Яндекс Маркет). Представленные компании являются не только высоко развитыми, но и работают в разных отраслях экономической деятельности, потому конкурентная борьба представляется крайне сложной с данными представителями рынка;
— отсутствие глубоко проработанной законодательной базы, регулирующей деятельность в сфере электронной коммерции: рынок электронной коммерции является относительно новым и появился недавно, потому законодательная база формируется медленно и некачественно, поскольку отсутствует достаточное количество юридических прецедентов для создания проработанной законодательной базы.
— риски нарушения работы: электронная коммерция непосредственно связана с интернет-связью и рядом технического, и программного обеспечения. В случае выхода из строя представленного оборудования торговля перестает осуществляться, что с учётом масштабов приводит к серьёзным убыткам со стороны компаний.
— неравномерность развития: с точки зрения мировой динамики, успешное развитие таких платформ возможно только в тех регионах, где достаточно развита соответствующая инфраструктура и имеется беспроблемный доступ к сети Интернет. Интернет на сегодняшний день не имеется в каждой стране, и ни у каждого человека есть свой собственный смартфон или ноутбук [14]. Также сам разрыв между развитыми и развивающимися государствами достаточно высок [13].
Основными преимуществами ведения электронной торговли можно считать:
— развитие рынка цифровых товаров: электронная коммерция стала поводом дальнейшего развития цифровых товаров, как пример: видеоигры, электронные книги, сервисы для прослушивания музыки и многое другое. Появились новые фирмы, рабочие места, капитализация ряда новых отраслей, а следовательно новый толчок развития экономики и уровня жизни, а также комфорта людей;
— анализ данных: данная отрасль имеет мультипликативный эффект. Развитие электронной торговли стимулирует развитие индустрии. Развитие торговли способствует росту компьютерной индустрии. Также это позволяет анализировать большой объем данных для расчетов и рекомендаций конечному пользователю, что позволяет улучшить финансовые показатели;
— сокращение расходов: отсутствие необходимости тратить средства на содержание или аренду помещения и зарплаты сотрудникам. Однако, в современной перспективе эти затраты идут на зарплаты курьерам и сотрудникам, занимающимся выдачей заказов. Также имеются затраты на содержание пунктов выдачи заказов, но они гораздо меньше, чем затраты на содержание целого специализированного магазина;
— ведение торговых операций без посредников: снижение затрат на посредников, при совершении ряда сделок. При создании собственного онлайн-магазина покупатель работает непосредственно с фирмой, что может снизить издержки фирмы;
— доступ к новым рынкам сбыта: электронная торговля не имеет множество ограничений для работы в иных регионах. Новые рынки сбыта позволяют увеличивать прибыль компании. Также это способствует развитию иной инфраструктуры, необходимой для доставки товаров. Помимо этого, это касается и развитию внутреннего рынка страны, поскольку онлайн-платформы позволяют работать со всеми регионами и людьми внутри страны, что особенно актуально для крупных государств;
— увеличение числа клиентов: при онлайн-торговле и правильно таргетированной рекламе удается увеличивать потенциальное число новых клиентов, поскольку магазин имеет больший обхват на аудиторию, это связано с тем, что общее количество пользователей интернета и потенциальных клиентов больше, чем в одном единственном регионе. Увеличение клиентов приводит к увеличению количества продаж, а это становится источником новой прибыли компании.
Подробно рассмотрев вопрос электронной коммерции, необходимо изучить вопрос цифровизации современной экономики, которая напрямую связана с бурным развитием различных платформ и площадок. На рубеже XX–XXI веков начинается новая четвертая промышленная революция [7], которая связана с широкомасштабным использованием современных информационно-коммуникационных технологий, которые изменили не только современную мировую экономику, но и все отрасли человеческой жизнедеятельности. Как итог, изменилось всё: маркетинг, транспорт и логистика, торгово-сбытовая деятельность, а также экономические, и социальные процессы. Также именно развитие информационно-коммуникационных средств связи стало важным катализатором процессов глобализации, изменивших мировую экономику [8, с. 15]. Все эти процесс привели к созданию новой отрасли — цифровой или электронной экономики, где электронная коммерция стала определённым двигателем индустрии.
Если рассматривать основных лидеров в данной индустрии, то можно отметить основные особенности в рамках этой отрасли (таблица 1) [8, с. 5].
Таблица 1
Топ 25 высокотехнологичных компаний по капитализации, их расположение и данные по общей капитализации регионов
Страна/регион |
Количество расположенных компаний на территории государства |
Капитализация региона |
Европейский Союз |
2 |
614, 35 млрд $ |
КНР |
2 |
0, 96 млрд $ |
Страны Азии (Япония, Тайвань и Южная Корея) |
3 (по 1-й компании на каждую) |
1, 21трлн $ |
США |
18 |
18, 85 трлн $ |
Таким образом, изучая данные о капитализации и лидерах на рынке стоит отметить следующие факторы: современный рынок в большей степени принадлежит США, 18 компаний из которых находятся в списке, все компании США из списка — более 75 % общей капитализации всех представленных данных. В первой восьмерке списка находятся только американские компании. Несмотря на абсолютное превосходство Вашингтона в данном вопросе, впечатляющие цифры показывает азиатский регион, поскольку 5 азиатских компаний достигли необходимого уровня капитализации. Старый свет сильно отстает от общемировых темпов, что связано с основными проблема в европейской экономической модели [12], лишь 2 европейские компании входят в список, а общая капитализация всего ЕС меньше китайской на 1/3.
Что касается современного рынка то важным его элементом является именно пользователь, между разными группами населения существует множество различий, имеется и другая диверсификация: возраст, место проживания, пол и многие другие данные [5, с. 21].
Также главным трендом современной индустрии и цифровизации экономики является высокая склонность к формированию монополий. В первую очередь, это связано с высокой концентрацией экспортных рынков, в особенности это касается несырьевой деятельности, более 50 % экспорта такого рынка сопоставимо с 1 % всех компаний, заточенных на экспорт. Также это связано с мультипликативным эффектом и эффектом масштаба. Эти два фактора содействует более ускоренной концентрации. Также подобные компании можно рассматривать, как агрессивные участники рынка. Сейчас отдельная отрасль цифровой экономики составляет более 15 % мирового ВВП, доля рынка продолжает расти. Что касается вопроса монополий, то 5 крупнейших американских технологических гиганта контролируют 50 % всего цифрового рынка Америки. 70 % китайского цифрового рынка принадлежат Tencent, Alibaba и Huawei. Облачная инфраструктура почти на 100 % принадлежит 4 участникам рынка: Alibaba, Google, AWS, Microsoft). Также многие государства планируют создавать свои национальные валюты не в качестве фиатных денег, а как новые цифровые валюты, ярким примером является развитие и популяризация USDT.
Эти данные касаются современности, но что прогнозируется экономике в ближайшем будущем: цифровизация — это естественный процесс, который невозможно остановить, потому многие страны вкладываются в цифровые технологии, однако, 90 % мировых инвестиций в цифровые технологии были потрачены тремя полюсами экономической мощи: США, КНР И ЕС. К 2030 году ожидается рост доли цифровой экономики в мировом ВВП составит 25–30 %. Основными инвестиционными проектами считаются BigData, Блокчейн технологии и искусственный интеллект.
Вопрос стратегии развития мировой торговой площадки также актуален для России, поскольку в 2024 году впервые два русских бренда — Ozon и Wildberries вошли в топ 10 маркетплейсов мира по числу посещения, каждой площадкой пользовались более 300 млн раз за один месяц [26]. Далее представлен список топ-10 торговых интернет-площадок [15] (таблица 2).
Таблица 2
Список топ 10 коммерческих интернет-платформ, а также страна происхождения
Amazon |
Соединённые Штаты Америки |
EBay |
Соединённые Штаты Америки |
AliExpress |
Китайская Народная Республика |
Walmart |
Соединённые Штаты Америки |
Rakuten |
Япония |
Wildberries |
Российская Федерация |
Ozon |
Российская Федерация |
Flipkart |
Республика Индия |
Samsung |
Южная Корея |
Eysy |
Соединённые Штаты Америки |
Стоит рассмотреть каждую организацию, а также их основные конкурентные преимущества [27] для выработки дальнейшей успешной стратегии. Amazon был основан в 1994 году в Америке, как онлайн-рынок книг, однако, со временем сеть превратилась в крупнейшую розничную сеть. Работает в 19 странах мира. Имеется собственный аутсорсинг, а также связь между бизнесами. Amazon имеет большую клиентскую базу, это узнаваемы бренд с простым интерфейсом и самой платформой, а также цена маркетинга крайне мала. К основным минусам можно отнести ограничения брэндинга, наличие высокой конкуренции, а также наличием высоких сборов от продажи [17]. eBay был основан годом позже, постепенно превратился в ведущий мировой рынок розничной торговли, доставка компании функционирует в 190 странах мира. Главное преимущество — отсутствие комиссии со стороны покупателя. еBay, как и Amazon, имеет хорошую репутацию и проработанную клиентскую базу, также имеет функциональное программное обеспечение. Также существуют периоды бесплатного размещения товара на продажу. Основные минусы компании: высокая комиссия с продавца, а именно 13,25 % от стоимости продажи, дополнительные расходы со стороны продавца, а также высокая конкуренция среди предложений [18]. AliExpress является китайской платформой и частью группы Alibaba, разработанной в 2010 году. Официальный сайт доступен на 16 языках, имеет низкую стоимость товаров, а также имеет низкие накладные расходы для продавца. Основные слабые стороны — это время доставки, которое может достигать до 20 месяцев, низкое качество товаров, а также проблемы с возвратом продукции [16]. Walmart был основан в 1962 году. Это американская розничная сеть, родиной которого является город Роджерс, штат Арканзас. В своем владении находится 10 500 клубов и магазинов в 19 государствах мира. Сайт Walmart посещают около 240 миллионов человек в неделю, что свидетельствует о лидирующих роях в сфере электронной коммерции. Ассортимент продукции практически ничем не ограничен, платите комиссии ю за продажу ваших продуктов в размере от 3 до 15 %. Наличие собственной политики возврата товара, наличие всех товаров низкий уровень внутренней конкуренции. Главный минус — это правило паритета цен, урезающее право на выставление желаемой цены за товар [24]. Rakuten Ichiba одна из крупнейших японских электронных платформ. Данный конгломерат также управляет более семидесяти предприятий и имеет почти 2-миллионную клиентскую базу. Имеет развитую систему лояльности, качественное приложение, хорошо продуманная реферальная программа и кэшбек за покупки. Главные минусы — это отсутствие популярности и репутации, работа только на территории Японии и США, а также огромные затраты со стороны продавца [22]. Wildberries основанный в 2004 году в России стал крупнейшим на территории страны онлайн-ретейлером. Является крупнейшей платформой с развитой логистикой и большим количеством ПВЗ. Однако, имеет спорную репутацию, имеет проблемы в вопросах условий труда и вопросы с качеством товаров [25]. Ozon также занял свое место на российском рынке, имеет удобные программы, быструю доставку и выгодные предложения за использование их дебетовой карты [21]. В Индии главной компанией такого рода является Flipkart [20], в Южной Кореи — это Samsung [23], также еще одной популярной платформой является Etsy [19].
На основе самых популярных и успешных компаний можно сформировать общую стратегию развития мировой электронной площадки. В первую очередь, это акцент на большое количество различных товарных категорий, практически все участники рынка имеют самый широкий ассортимент. Компания стремится использовать в полной объеме свои конкурентные преимущества, как, например: системы пунктов выдачи у Wildberries или программы Flipkart в контексте работы с клиентами. Каждая организация стремится наладить внутренние процессы, для формирования быстрой доставки товаров, что требует больших затрат в логистику. Особо крупные компании также вкладываются в аналитику данных, для изучения потребностей покупателя. Каждая компания стремится вложить средства в мультиплатформенное мобильное приложение. Именно так на сегодняшний день выглядит стратегия подобных площадок.
Литература:
- Акулов Г. О., Матыщина Н. П. Влияние пандемии на экономику России // Символ науки. — 2022. — № 4–1. — С. 41–42.
- Брагин Л. А., Иванов Г. Г., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Электронная коммерция. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2022. — 192 с.
- Гаврилов Л. П. Основы электронной коммерции и бизнеса. М.: Солон-пресс, 2009. — 592 с.
- Кандиев С. С. Электронная торговля: особенности и тенденции развития // Молодой учёный̆. — 2023. — № 1 (448). — С. 76‒81.
- Стрелец И., Чебанова С. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — № 1. — С. 15–25.
- Цхададзе Н. В. Электронная коммерция: место и роль в современном мире // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 4. — С. 241–245
- Шваб К. Четвертая промышленная революция. — 1 изд. — М.: Эксмо, 2021. — 208 с.
- Trade and Development 2018. Power, Platforms and Free Trade Delusion. New York, Geneva, UNCTAD, 2018. — 132 p.
- Доля электронной̆ коммерции в ВВП РФ // Statista [Электронный̆ ресурс] URL: https://www. statista.com/statistics/1032265/e-commerce- share-in-russian-gdp/ (дата обращения: 24.03.2025)
- Доля электронной̆ коммерции в розничной торговле // Statista [Электронный̆ ресурс] URL: https:// www.statista.com/statistics/379149/predicted-e- commerce-share-of-retail-sales-in-russia/ (дата обращения: 24.03.2025)
- Доля электронной̆ коммерции от всех розничных продаж в мире. // Statista [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/534123/ e-commerce-share-of-retail-sales-worldwide/ (дата обращения: 24.03.2025)
- Закат европейской экономики: потеря конкурентоспособности и вектора развития // Росконгресс [Электронный̆ ресурс] URL: https://roscongress.org/materials/zakat-evropeyskoy-ekonomiki-poterya-konkurentosposobnosti-i-vektora-razvitiya/ (дата обращения: 20.03.2025)
- Новые данные об использовании интернета в мире: прогресс есть, но различия сохраняются // Новости ООН [Электронный̆ ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2023/11/1447172 (дата обращения: 22.03.2025)
- Рейтинг стран по уровню доступности Интернета среди населения // NoNews [Электронный̆ ресурс] URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/households-internet (дата обращения: 22.03.2025)
- Топ-10 лучших мировых сайтов электронной коммерции // Belretail [Электронный̆ ресурс] URL: https://belretail.by/news/top-luchshih-mirovyih-saytov-elektronnoy-kommertsii (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // AliExpress [Электронный̆ ресурс] URL: https://aliexpress.ru (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Amazon [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.amazon.com (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // eBay [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.ebay.com (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Etsy [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.etsy.com/ (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Flipkart [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.flipkart.com/ (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Ozon [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.ozon.ru (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Rakuten [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.rakuten.co.jp (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Samsung [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.samsung.com/ru/ (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Walmart [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.walmart.com (дата обращения: 25.03.2025)
- Home page // Wildberries [Электронный̆ ресурс] URL https://www.wildberries.ru (дата обращения: 25.03.2025)
- Ozon и Wildberries впервые вошли в топ 10 маркетплейсов мира по числу посещений // Ведомости [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2024/05/05/1035562-ozon-i-wildberries (дата обращения: 25.03.2025)
- The Top 10 eCommerce sites in the World // Webretailer [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.webretailer.com/marketplaces-worldwide/the-top-10-ecommerce-sites-in-the-world/ (дата обращения: 25.03.2025)