Основные направления развития мировых электронных площадок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 23.04.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Добровольский, Е. А. Основные направления развития мировых электронных площадок / Е. А. Добровольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — С. 332-336. — URL: https://moluch.ru/archive/568/124455/ (дата обращения: 01.05.2025).



В статье рассматриваются ключевые стратегии развития современных мировых электронных торговых площадок, также анализируются современные факторы и тенденции, которые влияют на конкурентоспособность в современном рынке. Также особое внимание уделяется инновационным бизнес-моделям, персонализации пользовательского опыта и анализа больших данных. Помимо этого, были рассмотрены успешные кейсы не только всемирно известных маркетплейсов (Amazon, AliBaba, Ebay), но и российских (Ozon, Wildberries). Рассматриваются перспективы дальнейшего развития данной отрасли в условиях растущих требований аудитории и цифровой трансформации экономики.

Ключевые слова: электронная торговля, цифровая трансформация, персонализация, большие данные, маркетплейсы.

Развитие электронных торговых площадок напрямую связано с двумя основными факторами: рост электронной коммерции и цифровизация торговли. В определённый момент, когда информационные технологии достигли определенного уровня развития, стало понятно то, что торговля с использованием интернета и компьютерных сетей имеет больше преимуществ, чем традиционные способы ведения торговли, стоит отметить влияние развития мобильного интернета. С каждым годом электронная коммерция стала занимать всё большую долю рынка. Электронной коммерцией являются все сделки купли и продажи, и иные бизнес-процессы, в которых были использованы интернет и онлайн-платформы [6, с. 241].

За период последних 9 лет мировой объем розничных продаж с использованием электронных каналов связи выросла более чем в 4 раза с 1 400 трлн $ США до 5 800 трлн $ США. Помимо активного и стабильного роста также отмечается, что электронная коммерция вытесняет традиционные способы предоставления продаж и услуг. Если в 2014 году доля рынка электронной коммерции составляла 7 % от общего объема розничной торговли, то в 2022 году эта отметка достигла почти 20, что сопоставимо с ростом доли рынка в 3 раза [11]. Опираясь на представленным данные, электронная коммерция в современной экономике является одной из самых быстро растущих отраслей экономической деятельности.

Если рассматривать российский рынок, то электронная коммерция также развивается крайне быстро, и Российская Федерация сегодня является одним из лидеров по росту данной экономической отрасли. Современному российскому потребителю невозможно представить свою жизнь без тех онлайн-сервисов, которыми он пользуется каждый день. За 12 лет развития рынка объем продаж вырос более чем в 24 раза, а именно: 0, 25 трлн рублей в 2011 году и 6 трлн рублей в 2022 году [10]. Особый рост можно отметить в 2020, 2021 и 2022 годах, когда началась масштабная глобальная пандемия COVID-19. Полный локдаун и введенные ограничения привели к мощному росту рынка электронной торговли [1].

Помимо этого, рост доли электронной торговли от общей доли розничных продаж в Российской Федерации примерно сопоставим с общемировым уровнем и составляет 16 %. Что более чем в 3 раза больше, чем в 2018 году, когда этот показатель составлял всего лишь 5 % [10]. Несмотря на тот факт, что нынешний уровень примерно сопоставим с мировым, темпы роста представленного показателя оказался выше, чем в среднем по миру, что говорит об ускоренной цифровизации торговли в Российской Федерации.

Согласно прогнозам, то в контексте ежегодного прироста стоимости рынка электронной коммерции Российская Федерация находится на 6 месте в мире, стоит учитывать и преодоленный эффект малой базы, поскольку уже сегодня в России эта отрасль довольно развита. Средний ежегодный прирост стоимости рынка в России с 2023 по 2027 годах составит почти 14 % [9].

Для дальнейшего анализа необходимо отметить основные плюсы и издержки от данных трансформаций и развития электронной коммерции. К основным издержкам можно отнести такие факторы, как:

— высокая конкуренция: на рынке электронной коммерции существует высокая конкуренция, что актуально и на территории Российской Федерации. На мировом рынке существуют монополисты рынка: Google, Amazon, AliBaba и Ebay. В России к таким платформам можно отнести: Ozon, Wildberries, Купер (бывший Сбермегамаркет и Яндекс Маркет). Представленные компании являются не только высоко развитыми, но и работают в разных отраслях экономической деятельности, потому конкурентная борьба представляется крайне сложной с данными представителями рынка;

— отсутствие глубоко проработанной законодательной базы, регулирующей деятельность в сфере электронной коммерции: рынок электронной коммерции является относительно новым и появился недавно, потому законодательная база формируется медленно и некачественно, поскольку отсутствует достаточное количество юридических прецедентов для создания проработанной законодательной базы.

— риски нарушения работы: электронная коммерция непосредственно связана с интернет-связью и рядом технического, и программного обеспечения. В случае выхода из строя представленного оборудования торговля перестает осуществляться, что с учётом масштабов приводит к серьёзным убыткам со стороны компаний.

— неравномерность развития: с точки зрения мировой динамики, успешное развитие таких платформ возможно только в тех регионах, где достаточно развита соответствующая инфраструктура и имеется беспроблемный доступ к сети Интернет. Интернет на сегодняшний день не имеется в каждой стране, и ни у каждого человека есть свой собственный смартфон или ноутбук [14]. Также сам разрыв между развитыми и развивающимися государствами достаточно высок [13].

Основными преимуществами ведения электронной торговли можно считать:

— развитие рынка цифровых товаров: электронная коммерция стала поводом дальнейшего развития цифровых товаров, как пример: видеоигры, электронные книги, сервисы для прослушивания музыки и многое другое. Появились новые фирмы, рабочие места, капитализация ряда новых отраслей, а следовательно новый толчок развития экономики и уровня жизни, а также комфорта людей;

— анализ данных: данная отрасль имеет мультипликативный эффект. Развитие электронной торговли стимулирует развитие индустрии. Развитие торговли способствует росту компьютерной индустрии. Также это позволяет анализировать большой объем данных для расчетов и рекомендаций конечному пользователю, что позволяет улучшить финансовые показатели;

— сокращение расходов: отсутствие необходимости тратить средства на содержание или аренду помещения и зарплаты сотрудникам. Однако, в современной перспективе эти затраты идут на зарплаты курьерам и сотрудникам, занимающимся выдачей заказов. Также имеются затраты на содержание пунктов выдачи заказов, но они гораздо меньше, чем затраты на содержание целого специализированного магазина;

— ведение торговых операций без посредников: снижение затрат на посредников, при совершении ряда сделок. При создании собственного онлайн-магазина покупатель работает непосредственно с фирмой, что может снизить издержки фирмы;

— доступ к новым рынкам сбыта: электронная торговля не имеет множество ограничений для работы в иных регионах. Новые рынки сбыта позволяют увеличивать прибыль компании. Также это способствует развитию иной инфраструктуры, необходимой для доставки товаров. Помимо этого, это касается и развитию внутреннего рынка страны, поскольку онлайн-платформы позволяют работать со всеми регионами и людьми внутри страны, что особенно актуально для крупных государств;

— увеличение числа клиентов: при онлайн-торговле и правильно таргетированной рекламе удается увеличивать потенциальное число новых клиентов, поскольку магазин имеет больший обхват на аудиторию, это связано с тем, что общее количество пользователей интернета и потенциальных клиентов больше, чем в одном единственном регионе. Увеличение клиентов приводит к увеличению количества продаж, а это становится источником новой прибыли компании.

Подробно рассмотрев вопрос электронной коммерции, необходимо изучить вопрос цифровизации современной экономики, которая напрямую связана с бурным развитием различных платформ и площадок. На рубеже XX–XXI веков начинается новая четвертая промышленная революция [7], которая связана с широкомасштабным использованием современных информационно-коммуникационных технологий, которые изменили не только современную мировую экономику, но и все отрасли человеческой жизнедеятельности. Как итог, изменилось всё: маркетинг, транспорт и логистика, торгово-сбытовая деятельность, а также экономические, и социальные процессы. Также именно развитие информационно-коммуникационных средств связи стало важным катализатором процессов глобализации, изменивших мировую экономику [8, с. 15]. Все эти процесс привели к созданию новой отрасли — цифровой или электронной экономики, где электронная коммерция стала определённым двигателем индустрии.

Если рассматривать основных лидеров в данной индустрии, то можно отметить основные особенности в рамках этой отрасли (таблица 1) [8, с. 5].

Таблица 1

Топ 25 высокотехнологичных компаний по капитализации, их расположение и данные по общей капитализации регионов

Страна/регион

Количество расположенных компаний на территории государства

Капитализация региона

Европейский Союз

2

614, 35 млрд $

КНР

2

0, 96 млрд $

Страны Азии (Япония, Тайвань и Южная Корея)

3 (по 1-й компании на каждую)

1, 21трлн $

США

18

18, 85 трлн $

Таким образом, изучая данные о капитализации и лидерах на рынке стоит отметить следующие факторы: современный рынок в большей степени принадлежит США, 18 компаний из которых находятся в списке, все компании США из списка — более 75 % общей капитализации всех представленных данных. В первой восьмерке списка находятся только американские компании. Несмотря на абсолютное превосходство Вашингтона в данном вопросе, впечатляющие цифры показывает азиатский регион, поскольку 5 азиатских компаний достигли необходимого уровня капитализации. Старый свет сильно отстает от общемировых темпов, что связано с основными проблема в европейской экономической модели [12], лишь 2 европейские компании входят в список, а общая капитализация всего ЕС меньше китайской на 1/3.

Что касается современного рынка то важным его элементом является именно пользователь, между разными группами населения существует множество различий, имеется и другая диверсификация: возраст, место проживания, пол и многие другие данные [5, с. 21].

Также главным трендом современной индустрии и цифровизации экономики является высокая склонность к формированию монополий. В первую очередь, это связано с высокой концентрацией экспортных рынков, в особенности это касается несырьевой деятельности, более 50 % экспорта такого рынка сопоставимо с 1 % всех компаний, заточенных на экспорт. Также это связано с мультипликативным эффектом и эффектом масштаба. Эти два фактора содействует более ускоренной концентрации. Также подобные компании можно рассматривать, как агрессивные участники рынка. Сейчас отдельная отрасль цифровой экономики составляет более 15 % мирового ВВП, доля рынка продолжает расти. Что касается вопроса монополий, то 5 крупнейших американских технологических гиганта контролируют 50 % всего цифрового рынка Америки. 70 % китайского цифрового рынка принадлежат Tencent, Alibaba и Huawei. Облачная инфраструктура почти на 100 % принадлежит 4 участникам рынка: Alibaba, Google, AWS, Microsoft). Также многие государства планируют создавать свои национальные валюты не в качестве фиатных денег, а как новые цифровые валюты, ярким примером является развитие и популяризация USDT.

Эти данные касаются современности, но что прогнозируется экономике в ближайшем будущем: цифровизация — это естественный процесс, который невозможно остановить, потому многие страны вкладываются в цифровые технологии, однако, 90 % мировых инвестиций в цифровые технологии были потрачены тремя полюсами экономической мощи: США, КНР И ЕС. К 2030 году ожидается рост доли цифровой экономики в мировом ВВП составит 25–30 %. Основными инвестиционными проектами считаются BigData, Блокчейн технологии и искусственный интеллект.

Вопрос стратегии развития мировой торговой площадки также актуален для России, поскольку в 2024 году впервые два русских бренда — Ozon и Wildberries вошли в топ 10 маркетплейсов мира по числу посещения, каждой площадкой пользовались более 300 млн раз за один месяц [26]. Далее представлен список топ-10 торговых интернет-площадок [15] (таблица 2).

Таблица 2

Список топ 10 коммерческих интернет-платформ, а также страна происхождения

Amazon

Соединённые Штаты Америки

EBay

Соединённые Штаты Америки

AliExpress

Китайская Народная Республика

Walmart

Соединённые Штаты Америки

Rakuten

Япония

Wildberries

Российская Федерация

Ozon

Российская Федерация

Flipkart

Республика Индия

Samsung

Южная Корея

Eysy

Соединённые Штаты Америки

Стоит рассмотреть каждую организацию, а также их основные конкурентные преимущества [27] для выработки дальнейшей успешной стратегии. Amazon был основан в 1994 году в Америке, как онлайн-рынок книг, однако, со временем сеть превратилась в крупнейшую розничную сеть. Работает в 19 странах мира. Имеется собственный аутсорсинг, а также связь между бизнесами. Amazon имеет большую клиентскую базу, это узнаваемы бренд с простым интерфейсом и самой платформой, а также цена маркетинга крайне мала. К основным минусам можно отнести ограничения брэндинга, наличие высокой конкуренции, а также наличием высоких сборов от продажи [17]. eBay был основан годом позже, постепенно превратился в ведущий мировой рынок розничной торговли, доставка компании функционирует в 190 странах мира. Главное преимущество — отсутствие комиссии со стороны покупателя. еBay, как и Amazon, имеет хорошую репутацию и проработанную клиентскую базу, также имеет функциональное программное обеспечение. Также существуют периоды бесплатного размещения товара на продажу. Основные минусы компании: высокая комиссия с продавца, а именно 13,25 % от стоимости продажи, дополнительные расходы со стороны продавца, а также высокая конкуренция среди предложений [18]. AliExpress является китайской платформой и частью группы Alibaba, разработанной в 2010 году. Официальный сайт доступен на 16 языках, имеет низкую стоимость товаров, а также имеет низкие накладные расходы для продавца. Основные слабые стороны — это время доставки, которое может достигать до 20 месяцев, низкое качество товаров, а также проблемы с возвратом продукции [16]. Walmart был основан в 1962 году. Это американская розничная сеть, родиной которого является город Роджерс, штат Арканзас. В своем владении находится 10 500 клубов и магазинов в 19 государствах мира. Сайт Walmart посещают около 240 миллионов человек в неделю, что свидетельствует о лидирующих роях в сфере электронной коммерции. Ассортимент продукции практически ничем не ограничен, платите комиссии ю за продажу ваших продуктов в размере от 3 до 15 %. Наличие собственной политики возврата товара, наличие всех товаров низкий уровень внутренней конкуренции. Главный минус — это правило паритета цен, урезающее право на выставление желаемой цены за товар [24]. Rakuten Ichiba одна из крупнейших японских электронных платформ. Данный конгломерат также управляет более семидесяти предприятий и имеет почти 2-миллионную клиентскую базу. Имеет развитую систему лояльности, качественное приложение, хорошо продуманная реферальная программа и кэшбек за покупки. Главные минусы — это отсутствие популярности и репутации, работа только на территории Японии и США, а также огромные затраты со стороны продавца [22]. Wildberries основанный в 2004 году в России стал крупнейшим на территории страны онлайн-ретейлером. Является крупнейшей платформой с развитой логистикой и большим количеством ПВЗ. Однако, имеет спорную репутацию, имеет проблемы в вопросах условий труда и вопросы с качеством товаров [25]. Ozon также занял свое место на российском рынке, имеет удобные программы, быструю доставку и выгодные предложения за использование их дебетовой карты [21]. В Индии главной компанией такого рода является Flipkart [20], в Южной Кореи — это Samsung [23], также еще одной популярной платформой является Etsy [19].

На основе самых популярных и успешных компаний можно сформировать общую стратегию развития мировой электронной площадки. В первую очередь, это акцент на большое количество различных товарных категорий, практически все участники рынка имеют самый широкий ассортимент. Компания стремится использовать в полной объеме свои конкурентные преимущества, как, например: системы пунктов выдачи у Wildberries или программы Flipkart в контексте работы с клиентами. Каждая организация стремится наладить внутренние процессы, для формирования быстрой доставки товаров, что требует больших затрат в логистику. Особо крупные компании также вкладываются в аналитику данных, для изучения потребностей покупателя. Каждая компания стремится вложить средства в мультиплатформенное мобильное приложение. Именно так на сегодняшний день выглядит стратегия подобных площадок.

Литература:

  1. Акулов Г. О., Матыщина Н. П. Влияние пандемии на экономику России // Символ науки. — 2022. — № 4–1. — С. 41–42.
  2. Брагин Л. А., Иванов Г. Г., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Электронная коммерция. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2022. — 192 с.
  3. Гаврилов Л. П. Основы электронной коммерции и бизнеса. М.: Солон-пресс, 2009. — 592 с.
  4. Кандиев С. С. Электронная торговля: особенности и тенденции развития // Молодой учёный̆. — 2023. — № 1 (448). — С. 76‒81.
  5. Стрелец И., Чебанова С. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — № 1. — С. 15–25.
  6. Цхададзе Н. В. Электронная коммерция: место и роль в современном мире // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 4. — С. 241–245
  7. Шваб К. Четвертая промышленная революция. — 1 изд. — М.: Эксмо, 2021. — 208 с.
  8. Trade and Development 2018. Power, Platforms and Free Trade Delusion. New York, Geneva, UNCTAD, 2018. — 132 p.
  9. Доля электронной̆ коммерции в ВВП РФ // Statista [Электронный̆ ресурс] URL: https://www. statista.com/statistics/1032265/e-commerce- share-in-russian-gdp/ (дата обращения: 24.03.2025)
  10. Доля электронной̆ коммерции в розничной торговле // Statista [Электронный̆ ресурс] URL: https:// www.statista.com/statistics/379149/predicted-e- commerce-share-of-retail-sales-in-russia/ (дата обращения: 24.03.2025)
  11. Доля электронной̆ коммерции от всех розничных продаж в мире. // Statista [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/534123/ e-commerce-share-of-retail-sales-worldwide/ (дата обращения: 24.03.2025)
  12. Закат европейской экономики: потеря конкурентоспособности и вектора развития // Росконгресс [Электронный̆ ресурс] URL: https://roscongress.org/materials/zakat-evropeyskoy-ekonomiki-poterya-konkurentosposobnosti-i-vektora-razvitiya/ (дата обращения: 20.03.2025)
  13. Новые данные об использовании интернета в мире: прогресс есть, но различия сохраняются // Новости ООН [Электронный̆ ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2023/11/1447172 (дата обращения: 22.03.2025)
  14. Рейтинг стран по уровню доступности Интернета среди населения // NoNews [Электронный̆ ресурс] URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/households-internet (дата обращения: 22.03.2025)
  15. Топ-10 лучших мировых сайтов электронной коммерции // Belretail [Электронный̆ ресурс] URL: https://belretail.by/news/top-luchshih-mirovyih-saytov-elektronnoy-kommertsii (дата обращения: 25.03.2025)
  16. Home page // AliExpress [Электронный̆ ресурс] URL: https://aliexpress.ru (дата обращения: 25.03.2025)
  17. Home page // Amazon [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.amazon.com (дата обращения: 25.03.2025)
  18. Home page // eBay [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.ebay.com (дата обращения: 25.03.2025)
  19. Home page // Etsy [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.etsy.com/ (дата обращения: 25.03.2025)
  20. Home page // Flipkart [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.flipkart.com/ (дата обращения: 25.03.2025)
  21. Home page // Ozon [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.ozon.ru (дата обращения: 25.03.2025)
  22. Home page // Rakuten [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.rakuten.co.jp (дата обращения: 25.03.2025)
  23. Home page // Samsung [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.samsung.com/ru/ (дата обращения: 25.03.2025)
  24. Home page // Walmart [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.walmart.com (дата обращения: 25.03.2025)
  25. Home page // Wildberries [Электронный̆ ресурс] URL https://www.wildberries.ru (дата обращения: 25.03.2025)
  26. Ozon и Wildberries впервые вошли в топ 10 маркетплейсов мира по числу посещений // Ведомости [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2024/05/05/1035562-ozon-i-wildberries (дата обращения: 25.03.2025)
  27. The Top 10 eCommerce sites in the World // Webretailer [Электронный̆ ресурс] URL: https://www.webretailer.com/marketplaces-worldwide/the-top-10-ecommerce-sites-in-the-world/ (дата обращения: 25.03.2025)
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос