Интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 24.04.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Пикалов, Д. С. Интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства / Д. С. Пикалов, А. А. Высочкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — URL: https://moluch.ru/archive/568/124469/ (дата обращения: 24.04.2025).

Препринт статьи



В статье исследуется уровень интеграции Союзного государства России и Белоруссии. Авторы приходят к мнению, что предстоит много работы по обеспечению эффективному функционированию Союзного государства.

Ключевые слова: Союзное государство, интеграция, ЕС, СНГ, экономическое сотрудничество.

Республика Беларусь является главным партнером Российской Федерации на международной арене. Дружба народов данных стран имеет многовековую историю. В целях плодотворного экономического сотрудничества 8 декабря 1999 году был подписан договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь (далее — Договор) [7].

Согласно Договору, Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие [2]. Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь имеет свой герб, флаг, гимн, а также другие атрибуты государственности.

Союзное государство России и Белоруссии прежде всего сконцентрировано на экономическом сотрудничестве. Так, в первом полугодии 2024 года товарооборот между Белоруссией и Россией составил свыше 25 миллиардов долларов [6]. Для граждан появление такого Союзного государства является положительным, поскольку они могут безвизово перемещаться между странами, обладают равными правами, признаются документы об образовании и т. д. Как верно отмечает И. А. Шведков, сотрудничество между Белоруссией и Россией строится на основе долгосрочных стратегических интересов, включая экономику, политику, оборону, культуру и образование [3].

Л. В. Пакуш и Н. П. Панасюга выделяют следующие основные направления деятельности Союзного государства: создание единых рынков в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте; устранение всех барьеров во внутренней торговле; сближение социальных гарантий; новая логистика [4, с. 39].

Рассматривая союз России и Белоруссии в международном аспекте, можно отметить, что на международной арене нет подобного аналога. Стоит согласиться с тем, что Союзное государство России и Белоруссии ничего не имеет общего с Европейским Союзом и Содружеством Независимых Государств (далее — СНГ). Как верно отмечает З. Б. Гадаборшева, Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь является конфедерацией с признаками унии, напоминая Австро–Венгрию, а Европейский Союз — глубокая конфедерация, стремящаяся к федерации [5, с. 224–225]. По мнению автора реализация соглашений об объединениях в Европейском Союзе соблюдается в полной мере, в то время как в Союзном Государстве лишь частично, поскольку многие положения, утвержденные в Договоре, не имеют ничего общего к реальной действительности. Страны, входящие в Европейский Союз, являются полноправными субъектами, а Республику Беларусь следует рассматривать как крупного партнера Российской Федерации. На наш взгляд, отличием Союзного государства от СНГ в том, что последнее сконцентрировано на международном взаимодействии, в то время как Союзное государство на укреплении интеграции двух стран.

В подтверждение вышесказанного о неполной интеграции следует отметить, что в ст. 13 Договора указано о единой денежной валюте, однако на сегодняшний день она не разработана. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко считает, что это должен быть не российский и не белорусский рубль [8]. Тем не менее, в ст. 1 «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства» [1] говорится о том, что именно российский рубль является единой денежной валютой Союзного государства с 2005 года. По нашему мнению, в ближайшем будущем невозможно создать новую единую денежную валюту между данными странами, поскольку экономика Российской Федерации может потерпеть неблагоприятные последствия в связи с отменой настоящей валюты. На наш взгляд, единственным правильным решением в данном случае следует признать единой денежной валютой рубль Российской Федерации. Положительными моментами будет являться укрепление российского рубля в международном рейтинге валют, упрощение денежного перевода между государствами.

Другим направлением положений Договора, которое пока остается невыполненным, является то, что не все органы Союзного государства действуют. Так, по Договору органами власти Союзного государства являются: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, а также Счетная палата. Тем не менее, до сих пор не созданы Суд, а также Счетная палата в виду разногласий о их функционировании.

По нашему мнению, создание Союзного государство обусловлено не только тем, чтобы скрепить дружественные народы Белоруссии и России, но и также в будущем, руководствуясь полученным опытом, на базе стран Содружества Независимых Государств создать большой политический противовес Европейскому Союзу, желающему подорвать политическое пространство постсоветских стран. Так, например, одной из целей Союзного государства является развитие СНГ, предметом совместного ведения является проведение согласованного курса на укрепление СНГ. Можно отметить, что другое государство, в том числе из стран СНГ, может вступить в Союзное государство, выполнив определенные условия.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что полностью говорить о полной интеграции России и Белоруссии неправильно. Многие положения Договора всё еще не исполнены. Предстоит еще большая работа по укреплению Союзного государства.

Литература:

  1. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства // Собрание законодательства Российской Федерации. — 06.08.2001. — № 32. — ст. 3320; Бюллетень международных договоров. — № 10. — 2001.
  2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // Российская газета. — № 21. — 29.01.2000.
  3. Шведков И. А. Интеграционные процессы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Вестник науки. — № 5 (74). — том 4. URL: https://www.xn----8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/article/14850 (дата обращения: 03.04.2025).
  4. Пакуш, Л.В., Панасюга, Н. П. Союзные программы России и Беларуси: магистральные направления // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. — 2023. — С.37–40.
  5. Гадаборшева, З. Б. Правовые статусы Европейского Союза и Союзного Государства: сравнительный анализ // Вопросы российского и международного права. — 2022. — Том 12. — № 1А. — С. 218–228.
  6. Беларусь и Россия укрепляют общее экономическое пространство Союзного государства // Официальный интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/news/568/121194/ (дата обращения: 03.04.2025).
  7. История союзного государства // Официальный сайт Постоянного комитета Союзного государства. URL: https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/historysg/ (дата обращения: 02.04.2025).
  8. Путин: для создания единой валюты с Белоруссией нужно созреть // Официальный сайт Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6807281 (дата обращения: 03.04.2025).


Задать вопрос