Слова «инновация», «новшество», «нововведение», «открытие», «инновационный процесс», «инновационная политика», «инновационная деятельность» и т. д. прочно вошли в лексикон современной жизни.
Рассмотрим словосочетание «инновационная деятельность», как наиболее отвечающее сути исследуемого явления. Основой данного словосочетания являются два базовых понятиях — «деятельность» и «инновация».
Лишь при ясном представлении термина «деятельность» можно более точное раскрыть содержание понятия «инновационная деятельность» Экономика, философия, психология и другие науки изучают термин «деятельность». Важность категории «деятельность» не требует доказательства.
Само понятие «деятельность» охватывает все стороны человеческой жизни: биологическую и социокультурную, внешние и внутренние процессы. Обобщая определения разных источников, можно сказать, что деятельность — это процесс, включающий цель, мотив, средства и результат.
Оксфордский толковый словарь гласит следующее: деятельность — это «родовой термин, применимый как синоним для обозначения действия, движения, поведения, мыслительного процесса, физиологических функций и т. д. Из-за большой обобщенности «деятельность» обычно употребляется вместе с определяющим прилагательным, например, целенаправленная деятельность, спонтанная деятельность, деятельность, направленная на решение задач, и т.д» [1]. В это определение вписывается и инновационная деятельность.
Исследуя содержание инновационной деятельности, разберем понятие «инновация», являющееся ее составной частью. Термин «инновация» в настоящее время является одним из самых употребляемых в нашей стране и применяемым в различных областях производства, науки, культуры и образования, экономических, правовых, социальных отношениях и других сферах деятельности человека.
Слово «инновация» произошло от латинского слова «innovus» (in — в и novus — новый) и переводится на русский язык как «новинка», «обновление», «изменение» [2].
Существуют множество различных определений инновации как отечественных, так и зарубежных специалистов. В термин «инновация» различные авторы вкладывают несколько различающийся смысл. Для уточнения понятия «инновация» выделим несколько определений, характеризующих данное понятие с различных позиций (табл. 2).
Таблица 2
Определения понятия «инновация»
Автор, источник |
Определение |
Примечание |
Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент..., 1996, с. 10. |
Инновация — это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект. |
Как процесс внедрения нового |
Завлин П. Н. Основы инновационного менеджмента..., 2004, с. 6. |
Инновация — новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). |
Как новый продукт |
Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. |
Инновация — это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса… |
Как итоговый результат творческого процесса и внедрения нового |
Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия..., 1998, с. 8. |
Инновация — это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей |
Как итоговый результат творческого процесса и внедрения нового |
Степаненко Д. М. Классификация инноваций..., 2004, с. 77. |
Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. |
Как итоговый результат творческого процесса и внедрения нового |
Милославский И. Новизна с последствиями. — М.: Известие, 2009. — 33с. |
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, т. е. применено на практике |
Как процесс внедрения нового |
Анализ приведенных определений термина «инновация» позволяет констатировать, что на современном этапе распространены три основные точки зрения и инновация представлена как:
- конечный результат — новшества (новый продукт, изделие, процессы, технологии, методы, услуги и т. п.);
- творческий процесс, направленный на разработку новых видов изделий, технологий, процессов, методов, услуг, организационно-технических и социально-экономических управленческих решений производственного, экономического, административного и другого характера в сфере организации, экономики и управления производством;
- процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, технологий, подходов, методов качественно отличных от предшествующего аналога и обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами.
В процессе развития исследований разновидностей инноваций и понимания их роли в экономическом развитии в 1960-е годы возникла потребность в общеевропейской статистике научных исследований и разработок. Для ее удовлетворения в 1963 г. в Италии в г. Фраскати принято первое руководство для проведения соответствующих статистических обследований: «Руководство Фраскати» Впоследствии оно фактически переросло в Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций [3]. В соответствии с этими стандартами инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
С.А. Агарков выделяет следующие источники идеи для инноваций [4]:
- открытие, научная идея, научная теория, явление;
- изобретение, ряд изобретений, лицензии;
- рационализаторские предложения;
- прочие ситуации (неожиданное событие, потребности рынка, изменения в структуре отрасли или рынка, демографические изменения и т. п.).
Открытия, изобретения рационализаторские предложения отличаются от инновации по следующим признакам:
- Инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка, а открытие и изобретение — как правило, на фундаментальном;
- Инновация разрабатывается коллективом, а открытие, изобретение и рационализаторское предложение может быть сделано одиночкой;
- Инновация не может произойти случайно, всегда является результатом поиска и требует технико-экономического обоснования. Открытие, изобретение и рационализаторское предложение может произойти случайно;
- Инновация всегда ставит своей целью повысить производительность труда, снизить себестоимость производства и получить прибыль. Открытие, изобретение и рационализаторское предложение не преследуют цель получения материальной выгоды
Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002–2005 годы», одобренной в основном на заседании Правительственной комиссии по научно-инновационной политике 24 апреля 2002 г. (протокол № 2).. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:
«Инновация (конечный результат инновационной деятельности) — новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности».
Таким образом, инновация является результатом инновационной деятельности, заключающейся в создании, освоении, распространении и использовании инноваций.
В постановлении ГД ФС РФ от 01.12.1999 N 4685-II ГД о Федеральном законе «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» термин «инновационная деятельность» трактуется как «выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса…».
Различительные признаки инновационной деятельности заключаются в следующем:
- деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта;
- деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
Рогова Е. М., Ткаченко Е. А., Шевченко С. Ю. утверждают, что инновационная деятельность базируется на следующих основных принципах [5]:
- приоритет инноваций над традиционным производством, т. е. признание за наукой ведущей роли в системе производительных сил. Большинство крупнейших компаний — лидеров в тех или иных отраслях — тратит значительные средства на НИОКР.;
- экономичность инновационного: ресурсы, выделяемые на нововведения, оправданны только в той степени, в какой они приводят к достижению коммерческого успеха.;
- гибкость: как правило, под новую идею или изобретение создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодна для решения других проблем;
- комплексность: как правило, кардинальная инновация вызывает появление множества сопутствующей ей более мелких нововведений.
Н. Ханчук в своей статье «Инновационная деятельность в системе научных категорий» утверждает, что инновационная деятельность «представляет сложную категориальную структуру» и выделяет категории инновационной деятельности: историческая, экономическая, инструментальная, философская, юридическая, коммерческая, предпринимательская, хозяйственная, организационно-управленческая.
Инновационная деятельность имеет многогранный, многоплановый характер, воплощает в себе единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе реализации которых формируется новая модель развития, преобразования и эффективного использования общественных, природных и экономических ресурсов, где конечной целью является повышение качества жизни населения страны. [6]
К инновационной деятельности относятся». [7]:
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения;
- технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или усовершенствованной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса;
- осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
- выпуск новой или усовершенствованной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;
- деятельность по продвижению на рынке новой продукции;
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
- передача либо приобретение прав на объекты промышленной собственности или конфиденциальную научно — техническую информацию;
Таким образом, инновационная деятельность включает в себя научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям
А.Асаул заявляет, что «инновационную деятельность осуществляют люди и организации, являющиеся не просто участниками инновационной деятельности, а ее субъектами, т. е. источником активности, направленным на инновации.
Инновационная деятельность по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
- фундаментальные исследования;
- прикладные исследования;
- опытно-конструкторские разработки;
- освоение производства;
- внедрение и распространение.
1) Фундаментальные исследования представляют собой сбор и систематизацию информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго — новые принципы создания изделий и технологий. Фундаментальные исследования проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых, специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.
2) Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов фундаментальных исследований и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец. Прикладные исследования осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как из бюджета, так и за счет заказчиков.
3) Опытно-конструкторские разработки по своему содержанию являются органическим продолжением выполненных прикладных исследований, подтвердивших техническую возможность и экономическую целесообразность создания нового продукта.
Опытно-конструкторские разработки (ОКР) — это технические, инженерные, лабораторные разработки, доводящие результаты предваряющих их научно-исследовательских работ (НИР) до практической возможности их воплощения в производство. Обычно ОКР завершаются созданием опытного образца изделия и рабочей документации, необходимой для производства созданных изделий. [9]
4) Освоение производства — это начальный период промышленного производства новой продукции, в течение которого обеспечивается достижение запланированных проектных технико-экономических показателей. В период освоения продолжается конструкторско-техническая доработка нового изделия и приспособление самого производства к выпуску новой продукции.
Освоение производства нового продукта предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей.
5) Внедрение и распространение осуществляется на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
- коммерческое обоснование нововведения: объем продаж, рентабельность продукции, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;
- производственные возможности организации: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
- финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт; источники финансирования, предполагаемые результаты прибыльность или убыточность на расчетный период;
- соответствие нормативным показателям — стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции.
В. Р. Веснин утверждает, что «результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром». [10]
На этапе фундаментальных исследований это — научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований — результаты научно-исследовательских работ; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ — научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР. Результатом инновационной деятельности можно считать также мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе вузов и НИИ; программную продукцию; научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры; услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и производства; консалтинговые услуги; ноу-хау; патенты. [11]
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: инновационная деятельность направлена на создание, воплощение и реализацию инновации, т. е. на достижение результата. Результатом являются новые технологии, виды продукции, услуги, организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого характера, которые способствуют их продвижению на рынок. Инновационная деятельность в настоящее время является ключевым фактором развития современных предприятий и позволяет им осуществлять эффективную деятельности.
Литература:
1. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера, 2002°г.
2. Ларичева Е. А. Двойственная роль инноваций / Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2004. (СС 22–26)
3. Стандарт отчетности по научным исследованиям и разработкам (Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development — the Frascati Manual, 193 стр.), 150 стр., ОЭСР, 2002.
4. Агарков С.А Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. «Академия Естествознания», 2011 год
5. Рогова Е. М., Ткаченко Е. А., Шевченко С. Ю. Управление рисками инновационных инвестиционных проектов: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
6. «Инновации в науке»: материалы XI международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (15 августа 2012 г.); [под ред. Я. А. Полонского]. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — 134 с.
7. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 года. Статья 3
8. Асаул А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Карпов, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. — СПб: АНО ИПЭВ, 2008. — 606 с.
9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
10. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с.
11. Вачугов Д. Д. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А. Кислякова и др.; Под ред. Д. Д. Вачугова. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высш.шк., 2005. — 379 с.: ил.