Ключевые слова : развлечение, музыка, дети.
Цель: развивать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость и уважение к родной стране, малой Родине, бережное отношение к ней.
Развивающие: формировать первоначальные знания о своей Родине.
Обучающие: расширить и углубить знания детей о России, способствовать формированию уважительного отношения к государственным символам, традициям русского народа. Дать представление об особенностях географического положения нашей страны, закрепить знания о природе России.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений о Родине.
- Рассматривание флага и герба РФ
- Прослушивание гимна РФ.
- Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде.
Материалы к занятию:
- Аудиозаписи: гимн РФ, песенка «Автобуса», «Золотые ворота».
- Изображения государственных символов России.
- Картины с изображением природы России в разное время года.
- Географическая карта, глобус.
- Каравай, рушник.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся (дети здороваются).
А теперь давайте поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами поздороваться необычно! Я хочу вам сказать: — Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала — россияне? (Ответы детей )
Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя — РОССИЯ!
Послушайте стихотворение, которое написал Владимир Гудимов о России
Россия, Россия, Россия
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье — с тобой!
Дети, кто мне ответит, что это? (показывает макет глобуса).
Воспитатель: Правильно, это глобус, макет нашей планеты. А как называется наша планета? (ответы детей). На планете Земля много разных стран, но самая большая — наша страна. Как она называется? (ответы детей).
Мы с вами граждане России — россияне.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие, где вы узнаете что- то новое о своей стране.
Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе, который нас уже ждёт.
Дети встают друг за другом за воспитателем и под музыку передвигаются по группе.
1. Остановка « Хлебосольная» .
Воспитатель: Россия — поистине удивительная страна, которая бережно хранит традиции своего народа. Мы отмечаем праздники, верим в многочисленные приметы и предания. Продолжаем быть радушными и гостеприимными. Самая известная традиция на Руси встречать дорогих гостей хлебом- солью. Сегодня ребята и я приготовила для вас каравай.
(воспитатель берет в руки каравай и подходит к детям) Посмотрите какой он красивый, а аромат какой.
Ребята: нужно каждому из вас отломить кусочек каравая, по желанию обмакнуть в соль и съесть его. На Руси говорили: кто попробовал каравай стал другом хозяина (дети отламывают хлеб и съедают).
Воспитатель: Понравилась вам традиция нашего народа ребята? А каравай понравился? (ответы детей).
Ну что, отправляемся дальше? Дети встают друг за другом за воспитателем и под музыку передвигаются по группе.
2. Остановка «Географическая»
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия . Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на карту России ). Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать неделю ( Вопрос к детям — сколько в неделе дней, давайте назовем их). Видите, как велика и необъятна наша Родина и как разнообразен мир природы.
Воспитатель: Россия — самая богатая лесами страна в мире. Лес — это огромный дом его нужно беречь и любить.
Воспитатель: Дети, а какое дерево считается символом России ? (Береза)
Любит наш народ красавицу — березку за ее красоту.
Воспитатель зачитывает отрывок стихотворения о березке:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Перечислите мне какие еще деревья растут в наших лесах?(Осина, рябина, сосна, кедр, лиственница, дуб)
Что еще нам дает лес? ( Ягоды, грибы.)
— Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т. д.)
— А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т. д.)
— Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т. д.)
— А каких птиц вы знаете? ( Дятел, скворец и т. д.)
— А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это — березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад
Воспитатель:Лес — это наше богатство. Давайте беречь природу.
— А наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше. Дети встают друг за другом за воспитателем и под музыку передвигаются по группе.
3. Остановка «Государственная» .
Кто назовет столицу нашего государства? (ответы детей) .
Воспитатель : Дети, вы знаете, что у каждого государства есть своя символика. Назовите мне государственные символы России ? (ответы детей -флаг, герб, гимн) .
Герб — это эмблема государства. «Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона».
Флаг Российской Федерации имеет три цвета: белый, синий и красный.
Белый цвет означает мир, чистоту; синий цвет символ неба и верности; красный цвет символизирует огонь и отвагу.
Гимн. Гимн страны — это тоже государственный символ.Гимн России — самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны — артистам, спортсменам, учёным — вручают награды. Молодые воины принимают присягу.Гимн России очень красивый и величавый. Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России (звучит гимн России)
Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше. Дети встают друг за другом за воспитателем и под музыку передвигаются по группе.
4. Остановка « Игровая» .
Воспитатель:Ребята я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота». (воспитатель напоминает правила игры, звучит музыка и дети играют).
Игра: «Собери картинку». На двух столах лежат разрезные картинки герба и флага России.
Воспитатель: Ребята вам нужно разделится на две команды и собрать картинки. Что у вас получилось? (ответы детей).Молодцы!
Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше. Дети встают друг за другом за воспитателем и под музыку передвигаются по группе.
5. Остановка «Родная сторона»
Воспитатель:Скажите, в какой области мы с вами живём? (Кемеровской области, в Кузбассе)
Воспитатель:Назовите столицу Кузбасса (город Кемерово).
А как называется наш город? (Прокопьевск). Это наша малая Родина.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы вернулись назад в д/сад. Детский сад — это тоже большая дружная семья. Каждый день мы приходим сюда играем, узнаем что-то новое.
Что вам больше всего запомнилось и понравилось в путешествии?
(Воспитатель коротко проговаривает каждую остановку, а дети отвечают, что им больше всего запомнилось- предложениями.)
Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом — свою Родину?
Дети:Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами...
Воспитатель:Правильно, ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.
Вы сегодня были большие молодцы, я горжусь вами, вы настоящие патриоты своей родины. Я хочу каждому сделать подарок. (каждому ребенку воспитатель прикалывает значок флаг России).
Литература:
- «Здравствуй, мир!» А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасов, Ю. А. Акимова, И. К. Белова, Окружающий мир для дошкольников. Методические Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. — М.: «Баласс», 2001.
- История. Справочник дошкольника. Автор составитель С. В. Новиков. — М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- С любовью к России. Методические рекомендации. — Москва: Воспитание дошкольника, 2007