В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Сочинского государственного университета в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено развитию санаторно-курортного комплекса и подготовке к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр.
Ключевые слова:Сочинский государственный университет; высшее образование; научно-исследовательская деятельность; публикации; экономика; менеджмент.
Введение. Научно-исследовательская работа является неотъемлемой составной частью высшего профессионального образования и подготовки научно-педагогических кадров. Она строится в соответствии с концепцией развития научно-исследовательской деятельности Сочинского государственного университета с учетом разработок общеуниверситетских комплексных тем и проблем региона.
Материалы. Основным источником для написания данного обзора стали научные публикации авторов из Сочинского государственного университета, посвященные проблемам экономики и менеджмента.
Результаты. В Сочинском государственном университете научную работу в области экономики и менеджмента проводят сотрудники факультета туризма и сервиса и экономического факультета. При этом ученые принимают участие в научных конференциях и исследованиях по проблемам развития туризма в г. Сочи, Краснодарском крае и в России. За последние 3 года по результатам работы опубликовано более 100 научных трудов, некоторые из которых рекомендованы Учебно-методическим объединением в области сервиса и туризма для использования в вузах России.
Учёные факультета туризма и сервиса принимают участие в международных совещаниях, симпозиумах и конференциях. За последние 5 лет результаты исследований были доложены на 5-ти международных конференциях и симпозиумах в Греции, Турции, Болгарии [1].
В качестве примера можно привести основные направления научно-исследовательской работы кафедры управления и технологий в туризме и сервисе. Так, кафедра занимается такими направлениями как:
- оценка конкурентоспособности СГУ на рынке образовательных услуг Краснодарского края и разработка предложений по формированию конкурентоспособности вуза с учетом влияния Олимпийских игр на рынок труда региона (Темплан 2010–2011 гг. «Разработка научных основ управления конкурентоспособностью учреждений высшего профессионального образования в условиях глобализации образовательного пространства»);
- проведение методических исследований в сфере туризма, в частности, организация и проведение выборочного анкетного опроса туристов, посетивших Краснодарский край, с целью определения портрета потребителя, определения уровня и структуры туристских расходов, уровня сервиса и оценки доли туризма в макроэкономических показателях развития Краснодарского края (Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края — «Проведение методических исследований в сфере туризма»).
К основным направлениям научной деятельности кафедры относятся следующие:
- Методологические основы оценки роли и перспектив развития туризма в регионах РФ;
- Анализ зарубежного опыта использования инновационных технологий в туризме;
- Основы маркетингового анализа туристического рынка в условиях глобализации;
- Управление конкурентоспособностью объектов индустрии гостеприимства Сочи;
- Формирование методики разрешения конфликтных ситуаций в гостиничных предприятиях;
- Стратегическое управление социально-экономическим развитием гостинично-туристических комплексов в РФ;
- Совершенствование системы классификации гостиниц и иных средств размещения.
Исследование по вышеперечисленным направлениям ведутся преподавателями кафедры: А. М. Ветитневым [2–15], Г. Д. Брюхановой [16], Г. М. Романовой [17–23], Т. П. Левченко [24–31], П. П. Чуваткин [32–38].
В ряду основных концептуальных направлений научной деятельности наиболее актуальными являются направления, связанные с экономикой и управлением в сфере услуг. Интерес к данной проблематике проявляют как отечественные, так и зарубежные исследователи, которые рассматривают в своих работах теоретические и прикладные вопросы экономики и управления указанной сферой.
В. В. Видищева [39–45], Т. Е. Гварлиани [46–51], В. Д. Андреев [52–53], Т. И. Кисилевич [54–60] рассматривают перспективы дальнейшей ориентации юга России на отрасль лечебного туризма. Целесообразность развития этого направления связана с возможным использованием уникальной бальнеологической базы, а также благодаря неплохо развитой сети разнонаправленных локальных санаторно-курортных комплексов, которые насчитывают более 80 тыс. мест. В перспективе лечебные предприятия индустрии туризма юга России должны не только сохранить существующую базу, но и получить серьезный толчок для развития и расширения своего потенциала. Касательно направления рекреационной сферы основной акцент должен быть поставлен на реконструкцию и развитие уже зарекомендовавших себя центров: Сочи, Нальчик, Ессентуки, Горячий Ключ и др.
В настоящее время требуется значительное повышение качества рекреационных услуг и создания под эту задачу системы управления маркетингом туристских услуг.
Система маркетинга предполагает решение следующих задач:
- системный анализ рынка туристских услуг;
- выявление сегментов рынка туристских услуг и неудовлетворенных потребностей в подобных услугах;
- формирование туристического продукта, обсчет цен;
- создание комплекса мероприятий, наиболее полно удовлетворяющих существующий спрос;
- реализация системы сбыта туристского продукта;
- формирование комплекса мероприятий по совершенствованию управления и организации процесса оказания туристских услуг.
Г. М. Романова также отмечает пользу оздоровительного туризма, делая акцент на том факте, что лечебно-оздоровительный туризм по-прежнему входит в число наиболее предпочтительных видов туризма для жителей Российской Федерации. Эта тенденция требует особого отношения к направлениям развития санаторно-курортной системы РФ.
В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)" отмечено, что традиционно высоким спросом пользуется в нашей стране оздоровительный туризм, который является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Поддерживаются и развиваются традиции лечебно-оздоровительных методик в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в которых имеются для этого уникальные природно-климатические ресурсы. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа. Природные лечебные ресурсы страны потенциально могут обеспечить услугами оздоровления дополнительно более 2 млн россиян в год.
Недостаточная популярность курортной медицины привела к тому, что санаторно-курортное лечение перестало быть частью национальной культуры граждан РФ. Зачастую, лечебные услуги курорта остаются невостребованными. Особенно явно прослеживается пренебрежение курортной медициной молодым поколением, которое стало считать санаторно-курортное лечение уделом исключительно пожилых людей.
Необходимость формирования системы детского оздоровительного туризма также представляется достаточно актуальной задачей. А. М. Ветитневым предложено реформировать управление системой детского оздоровительного туризма на основе государственно-частного партнерства. Особое внимание следует обратить на запрет перепрофилирования имеющихся объектов детского отдыха и необходимость государственной поддержки небюджетных организаций — собственников лагерей.
На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Начал формироваться рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.
В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).
В условиях подготовки к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр персонал выступает важным фактором продвижения туристской дестинации на международный рынок. Крупномасштабное спортивное событие, проводимое в туристской дестинации, привлекает множество образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров в области сервиса и туризма для Олимпиады. В этой ситуации СГУ очень важно обеспечить качество образования, подготовить кадры в соответствии с требуемым объемом знаний и соответствующим уровнем компетентности будущих специалистов, занятых в обслуживании и сопровождении крупных событийных мероприятий.
Заключение. Таким образом, несмотря на период реформирования высшего образования в Российской Федерации Сочинский государственный университет активно реагирует на требования современного рынка в деле выявления спроса и подготовки рабочих кадров по самому широкому спектру рабочих специальностей. При этом особое внимание уделяется развитию санаторно-курортного комплекса и подготовке к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г.
Литература:
1. Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.sutr.ru/faculties/FTB/kgirb.php
2. Ветитнев А. М., Антощенко Е. В. Классификация и иерархия факторов, влияющих на ценовую политику санаторно-курортных организаций // Вестник Национальной академии туризма. 2006. № 1. С. 75–80.
3. Ветитнев А. М., Антощенко Е. В. Методы ценообразования и потребительская оценка стоимости санаторно-курортных услуг // Маркетинг услуг. 2006. № 3. С. 196–209.
4. Ветитнев А. М., Ашкинадзе Я. М. Изучение маркетинговой интернет-активности санаторно-курортного комплекса Сочи // Маркетинг услуг. 2007. № 1. С. 52–58.
5. Ветитнев А. М., Волынец Е. А. Корпоративный имидж в управлении качеством санаторно-курортных услуг // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2007. № 1–2. С. 103–110.
6. Ветитнев А. М., Волынец Е. М. Изучение влияния корпоративного имиджа на удовлетворенность отдыхающих качеством санаторно-курортных услуг // Маркетинг услуг. 2007. № 3. С. 186–196.
7. Ветитнев А. М., Задорожняя А. Н. Разработка системы сбалансированной оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 4. С. 72–75.
8. Ветитнев А. М., Лебедева Л. С. Современное состояние рынка и некоторые проблемы управления санаторно-курортными организациями // Вестник Национальной академии туризма. 2008. № 2 (6). С. 12–15.
9. Ветитнев А. М., Поташева И. Ю. Внедрение систем менеджмента качества санаторно-курортных услуг в управление санаторием // Курортное дело. 2007. Т. 1. № 1. С. 32–36.
10. Ветитнев А. М., Хрипушина И. А. // Совершенствование управления курортными территориями на основе комплексного анализа их конкурентоспособности // Вестник Национальной академии туризма. 2006. № 1. С. 58–61.
11. Ветитнев А. М., Четыркина К. В. Проведение реструктуризации управления санаториями в условиях рынка // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 1 (2). С. 30–33.
12. Ветитнев А. М., Дзюбина А. В., Торгашева А. А. Лечебно-оздоровительный туризм: вопросы терминологии и типологии // Известия Сочинского государственного университета. 2012. Т. 20. № 2. С. 50–56.
13. Vetitnev A. M., Shtompel' L. V. Application of content-analysis of social networking websites to study health resort services // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 1. № 1. р. 64–70.
14. Ветитнев А. М., Селищева Е. В., Ветитнева Н. Л. Стандарты санаторно-курортной помощи. уровень организации // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2008. № 1. С. 37–39.
15. Vetitnev A. M., Ashkinadze Ya.A. Runet resort websites: classification and analysis // European researcher. 2011. No 2 (4). Р. 171–182;
16. Bryukhanova G. D., Schetkin A. A. Current Problems of Food Safety in Terms of Russia Membership in World Trade Organization // European Journal of Medicine, 2013, Vol.(1), № 1, p. 4–10.
17. Романова Г. М., Боков М. А., Шарафутдинов В. Н. Методические основы расчёта интегрированного показателя уровня развития туристского центра мирового уровня (ТЦМР) как основы для разработки стратегии маркетинга // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 1–2. С. 6–26.
18. Романова Г. М., Романов М. С., Нубарян Г. Д. Оценка состояния рекрутинга в индустрии туризма Сочи // Вестник Национальной академии туризма. 2007. № 1 (2). С. 53–54.
19. Маляренко Т. Н., Быков А. Т., Терентьев В. П., Шмеркин С. Г., Романова Г. М., Маляренко Ю. Е. Двигательная активность под знаком оздоровления и реабилитации. Сообщение 2. Возрастной аспект // Валеология. 2008. № 2. С. 26–38.
20. Яковенко Г., Романова Г. Наша миссия — подготовка профессионалов туризма // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 62–68.
21. Романова Г. М., Банников С. А. Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия вузов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи) // Туризм: право и экономика. 2012. № 4. С. 13–17.
22. Krinko Е. F., Romanova G. М., Cherkasova I.Yu. Sochi in pre-revolutionary period: resort complex development // European researcher. 2011. № 4. р. 360–365.
23. Гжибовская О. В., Мурзанаева Е. Н., Романова Г. М. Обзор исследований отечественных антиковедов XIX — начала ХХ вв. по истории олимпийских игр в Древней Греции // Былые годы. Российский исторический журнал. 2012. № 1. С. 29–37.
24. Левченко Т. П., Баранова А. Ю. Экономические основы управления организациями индустрии гостеприимства // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 421–425.
25. Левченко Т. П., Баранова А. Ю. Налоговые льготы в инвестиционной сфере Краснодарского края // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 2. С. 56–60.
26. Baranova A.Yu., Levchenko T. P. Estimation of qualitative and quantitative characteristics interrelation, having an impact on amount of tourists in hospitality industry // European researcher. 2011. № 1. С. 66–71.
27. Levchenko T. P., Koshcheev S. V. Cluster technologies in resort enterprises’ energy efficiency and operational performance increase // European Journal of Economic Studies. 2013. Т. 4. № 2. р. 97–102.
28. Levchenko T. P. Methodological Approaches to Destinations’ Innovative Cluster Development // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 2. № 2. р. 107–111.
29. Левченко Т. П., Епанешникова О. В. Оценка инвестиционной активности индустрии гостеприимства // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 1. С. 54–60.
30. Левченко Т. П., Янюшкин В. А. Функциональная и территориальная подсистемы управления организациями индустрии гостеприимства // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 1. С. 61–66.
31. Левченко Т. П., Федоров Р. Г. Хостелы как перспективная форма развития малых средств размещения эконом-класса // Известия Сочинского государственного университета. 2013. Т. 23. № 1–1. С. 47–53.
32. Растегаева Т. Е., Чуваткин П. П. Пути развития делового туризма в России // Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 4. С. 72–76.
33. Чуваткин П. П., Косов С. А. Куда направлен поток≤ логистическая модель туристской системы // Российское предпринимательство. 2008. № 5–2. С. 178–184.
34. Чуваткин П. П., Самарский Д. В. Вбираем лучшее… для вас. влияние инноваций на развитие туризма // Российское предпринимательство. 2006. № 10. С. 16–19.
35. Чуваткин П. П., Косвинцева Е. Н. Включая утюг... анализ особенностей рынка гостиничных услуг крупнейших городов — промышленных центров РФ // Российское предпринимательство. 2007. № 11–1. С. 104–106.
36. Столяров Д. Ю., Чуваткин П. П. Тенденции развития интернет-продаж турпродукта: региональный аспект // Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 2. С. 118–122.
37. Давыдович А. Р., Чуваткин П. П. Методика оценки системы организации социального питания (на примере организации школьного питания) // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 133–135.
38. Чуваткин П. П., Материкина А. Е. Социально-экономическая роль дошкольного образования // Известия Сочинского государственного университета. 2012. Т. 22. № 4. С. 147–151.
39. Акопян А. М., Видищева Е. В. Конкурентные преимущества кластера: механизм эффективного регионального развития // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2007. № 1–2. С. 220–224.
40. Видищева Е. В., Потапова И. И. Особенности формирования имиджа города Сочи // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 3. С. 82–87.
41. Alekyan G. V., Matveeva N. A., Vidishcheva E. V. Sochi small business suport // European researcher. 2011. № 5–2 (8). Р. 799–800.
42. Kalustyan L. K., Vidishcheva E. V. Tax criminlity as illegal business reflection // European researcher. 2011. № 5–2 (8). Р. 841–843.
43. Buzyakova I. V., Iolin M. M., Vidishcheva E. V. Astrakhan’s transport infrastructure development // European researcher. 2011. № 4 (6). Р. 372–377.
44. Цой Т. В., Видищева Е. В. Человеческий ресурс как основа функционирования высокотехнологичной компании // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 1–2. С. 91–96.
45. Buzyakova I. V., Vidishcheva E. V. Historical Prerequisites of Water Tourism Development in Astrakhan Region // Bylye Gody. 2013. No 28 (2). Р. 23–28.
46. Гварлиани Т. Е. Региональные особенности развития предприятий малого и среднего бизнеса в сфере гостеприимства и о влиянии налогообложения // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 3–4. С. 7–11.
47. Сорокожердьев В. В., Гварлиани Т. Е., Игонина Л. Л., Хашева З. М. Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 4. С. 152–157.
48. Гварлиани Т. Е., Гварлиани Н. Х. Налогообложение лизинговых операций и его совершенствование // Налоги и финансовое право. 2010. № 4. С. 323–327.
49. Гварлиани Т. Е., Гнат Е. В. Современная налоговая политика и ее влияние на инновационное развитие экономики // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2007. № 1–2. С. 85–89.
50. Гварлиани Т. Е., Гохгелеринт Н. Л. Значение малого бизнеса и его государственная и налоговая поддержка на региональном уровне // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 2. С. 47–55.
51. Гварлиани Т. Е., Максимов С. А. Оценка современной налоговой политики России в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 3. С. 118–128;
52. Андреев В. Д. Нормативно-правовые и учетные особенности деятельности туристических организаций и их влияние на построение концепции проведения аудита // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2008. № 1–2. С. 28–47.
53. Андреев В. Д. Особенности аудита затрат и калькулирования себестоимости туристского продукта // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 3. С. 72–81;
54. Кисилевич Т. И. 1.3. Счет-фактура как инструмент налогового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. С. 13–21.
55. Кисилевич Т. И. 2.1. Неунифицированные формы первичных учетных документов в бухгалтерском и налоговом учете // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 48–57.
56. Кисилевич Т. И. Представительские расходы организации: бухгалтерский учет и налогообложение // Аудит и финансовый анализ. 2010. Т. 3. С. 48–55.
57. Кисилевич Т. И. В помощь бухгалтеру и аудитору: аудит расчетов с подотчетными лицами // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 4. С. 185–192.
58. Кисилевич Т. И. Аудиторская проверка дивидендов, выплачиваемых организацией // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 6. С. 246–252.
59. Кисилевич Т. И. К вопросу о необходимости анализа стоимости чистых активов акционерного общества // Фундаментальные исследования. 2010. № 12. С. 172–177.
60. Kisilevich T. I. Accounting and Accounting Statements Mistakes Correction: Affirmed Compensation Algorithm // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 2. № 2. р. 98–101.