В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области языкового образования.
Ключевые слова: методика преподавания английского языка в высшей школе, филологические аспекты подготовки педагога, педагогика высшей школы, зарубежные системы образования, профессиональная педагогика.
Выпускник сегодняшнего дня должен соответствовать требованиям современного рынка труда.
Он должен быть готов к работе в непостоянных условиях, задачах, которые поставлены перед обществом, обладать глубокими знаниями, практическими умениями и современными навыками, уметь практически использовать знания на практике.
В будущем специалисте преподавателю следует воспитывать, развивать нравственность, зрелость, творческие наклонности, предприимчивость [4, с. 101].
В профессиональной педагогике важную роль играет формирование широкой общей культуры и знакомство с разными областями. Педагогика высшей школы сейчас основывается не на информационном сообщении знаний, а на организации самостоятельной работы студента.
Преподавателю в ходе педагогического общения во время обучения английскому языку английского языка важно развивать нестандартное мышление обучающихся. Предпочтение отдаётся педагогическим приемам, которые способствуют развитию творческого мышления. Самостоятельное решение филологических задач проблемного характера способствует развитию творческих возможностей студентов.
Филологические аспекты подготовки педагога предусматривают сегодня обновление содержания образования, его связь с жизнью, соответствие учебной программы современному уровню общества, воспитание гуманизма, высоких гражданских и нравственных качеств.
Профессиональная педагогика должна научить студента самостоятельно мыслить, способствовать формированию критического ума.
На данном этапе развития методик обучения английскому языку наиболее широко применяются коммуникативно-ориентированные концепции — коммуникативная, проектная, интенсивная и деятельностная методики [2, с. 52].
Разработка коммуникативной методики привела к окончательному выдвижению англоязычной культуры в качестве цели обучения иностранному языку [3, с. 103].
Коммуникативная методика обеспечивает усвоение иностранного языка как средства общения и развивает качества личности обучающегося.
Коммуникативный метод стал основой для создания учебников по английскому языку на всех ступенях обучения.
Проектная методика сформулирована в контексте программы перестройки образования 70-х гг. Королевским колледжем искусств Великобритании. Она связана с проектной культурой, которая возникла в ходе объединения гуманитарно-художественного и научно-технического направлений в образовании.
Проектная культура реализует планирование, изобретение, созидание, исполнение и оформление и определяется как проектирование.
Обучающиеся с помощью этой методики овладевают навыками творческого мышления, планирования, прогнозирования, решения задач, а также реализуют сформированные навыки. Культура проектирования занимает важное место в образовательной практике в виде проектных методов и проектных методик.
Для обучения иностранному языку актуальна проблема перехода на интенсивный путь развития. Поиск решений этого вопроса вызвал во второй половине ХХ в. появление метода, в основе которого лежит суггестивное влияние на учащихся.
Суггестопедическое направление появилось после попытки болгарского врача-психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию для активизации резервных психических возможностей в ходе обучения иностранному языку [1, с. 11]. Его идеи способствовали разработке методических систем интенсивного обучения иностранному языку. Сейчас интенсивное обучение реализуют в различных действующих методических системах. Это связано с множеством целей обучения иностранным языкам, различным контингентом обучаемых, разными условиями обучения. Последователями Г. Лозанова в России, которые развивают его идеи, стали Н. В. Смирнова, Г. А. Китайгородская, И. Ю. Шехтер. В методе активизации резервных возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской ярко отражена концепция интенсивного обучения иностранным языкам.
Деятельностная методика обучения английскому языку основывается на деятельностной концепции учения, которая представлена теорией поэтапного формирования умственных действий. По этой теории под руководством профессора П. Я. Гальперина и доцента И. И. Ильясова ученые разрабатывали деятельностную методику обучения. Деятельностная методика соотносится с идеей об активности познающего объекта, с идеей обучения, которое является активной, сознательной, творческой деятельностью. Эта методика предлагает обучаться общению в сумме его функций: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной и этической. Ее можно использовать при работе с взрослым коллективом и в средней школе.
Дистанционное обучение — это форма обучения, которая является самой молодой из всех названных и представляет собой обучение на расстоянии. В обучении иностранным языкам она применяется не столь широко, как в других областях. Есть заочные курсы обучения иностранному языку, учебные теле- и радиопередачи для желающих изучать английский язык. Языковые вузы ограничиваются очно-заочными отделениями, т. к. в условиях эпизодических встреч с преподавателем, не имея среднего профессионального образования по специальности, научиться иностранному языку — дело практически безнадежное.
Современные условия требуют от системы образования специалистов со сформированной информационно-педагогической компетенцией, способных владеть информационными технологиями, критически оценивать информацию, использовать Интернет-ресурсы при обучении иностранному языку. Компьютеризация процесса обучения решена частично. Созданы компьютерные обучающие программы для изучения иностранного языка, которые используют в различных образовательных учреждениях в системе высшего профессионального образования. Однако актуальной является проблема рационального и эффективного сбора компьютерных обучающих программ и доступа к ним каждого студента. Это возможно в связи с появлением дистанционного обучения на базе информационных технологий.
Отсутствие эмоциональной части обучения иностранному языку может угнетать студента, а в дистанционном обучении через Интернет есть возможность использовать в ходе обучения игры и другие активные методы.
Компьютерные программы дистанционного обучения через Интернет, в отличие от традиционного обучения, делают обучение английскому языку индивидуальным: отдельные задания, спокойное обдумывание, исправление ошибок, напоминание, для каждого обучающегося подбираются индивидуальные условия.
Новые технологии мотивируют студентов, раскрывают резервы учебного процесса в ходе обучения. При подготовке преподавателей иностранного языка сейчас чаще применяются инновации обучения, ролевые и деловые игры.
Новые технологии становятся обязательными условиями профессиональной подготовки в высшей школе. Информационные технологии на базе персональных компьютеров получают признание.
Зарубежные системы образования связывают будущее с научно-техническим прогрессом в сферах информационных профессионально-ориентированных технологий, дистанционного обучения.
Сегодня есть программы, которые помогают решить задачи, связанные с воспитанием саморегулирующейся, самоуправляемой, способной на творческую деятельность личности.
Современные технологии предложили ориентированные на обучающегося программы, которые дают полную свободу для творчества. Есть возможность разными способами моделировать обучение, активизирующее интеллектуальные способности студента в процессе компьютерного обучения. Студент может вести диалог с компьютером в роли партнёра, собеседника или наблюдателя. Обучаемый может регулировать последовательность и объём информации. С помощью компьютера моделируется микромир для решения учебных задач. Компьютером создаются игровые ситуации, где обучающийся действует, исследует микромир в рамках сюжета.
Главным в использовании компьютерного обучения является развитие мышления, творческой активности студентов, обучение проходит на фоне положительных эмоций обучающегося по отношению к изучаемому материалу. Для этого компьютерные обучающие программы должны быть оригинальными, содержать много задач и вариантов их решения.
Владение компьютерной грамотой сегодня повышает интеллектуальные возможности человека, помогает принимать оптимальные решения в сложной ситуации, расширять перспективы развития науки, экономики и техники, культуры и образования.
Литература:
1. Денисова, Л. Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе / Л. Г. Денисова// Иностранные языки в школе. — 1999. — № 4. — С.11.
2. Дмитренко, Т. А. Методика преподавания английского языка в вузе: учеб. пособие / Т. А. Дмитренко. — М., 2009. — 92 с.
3. Мосийчук, А. В. Становление и развитие педагогики взрослых в международном контексте / А. В. Мосийчук // Дискуссия. — 2011. — № 2. — С. 99–104.
4. Потехина, Н. В. Организация педагогической практики студентов педагогического ВУЗа / Н. В. Потехина // Дискуссия.- 2010. — № 5. — С. 100–102.