Статья представляет собой технологическую карту занятия по теме «Всё, что знаем о зиме» для воспитанников старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: технологическая карта занятия, инклюзивное образование.
Инклюзия — это возможность для всех обучающихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада.
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.
Образование в дошкольных образовательных организациях требует особого внимания, ведь хорошо известно, что детский сад является важным звеном в жизни ребёнка на пути его социализации. Именно в детском саду ребёнок получает важный опыт взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, научается самостоятельности, правильному режиму и дисциплине. Если говорить о детях с ОВЗ, то потребность во включении их в социальную среду ещё на ранних этапах онтогенеза особенно возрастает, поэтому инклюзивное воспитание и образование детей с ОВЗ следует начинать с самых ранних лет.
Рассмотрим технологическую карту занятия с детьми старшего возраста с использованием некоторых приёмов для детей с ТНР.
Технологическая карта занятия « Всё, что знаем о зиме »
Группа : старшая.
Тема учебного занятия : « Всё, что знаем о зиме» .
Продолжительность занятия : 25 минут.
Тип занятия : закрепление ранее полученных знаний о зиме.
Цель : определить уровень знаний у детей по данной теме.
Задачи занятия:
- Образовательные:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме средствами интеграции образовательных областей «познание, коммуникация, социализация»;
продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы взрослого.
- Развивающие :
развивать диалогическую речь, память, логическое мышление;
способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации, тактильно-двигательных ощущений;
активизировать зрительное внимание и восприятие;
развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
3. Воспитательные :
воспитывать уважение к говорящему, терпимость, доброжелательность;
развивать навыки общения детей со сверстниками, оказывать помощь друг другу;
способствовать развитию самостоятельности, инициативности и ответственности.
Технологии: проблемный диалог, здоровье сберегающие, игровые технологии.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы для проведения урока : фотография, картинки по теме «зимние и летние виды спорта», карточки с заданиями, интерактивная игра «Четвертый лишний», д/и «Зимующие и перелетные птицы».
Основные понятия : зима, одежда, птицы, снег, зимние забавы.
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этапы урока / Время |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1 |
Организационный (1–2 мин) Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу с детьми |
Заходит в группу, привлекая внимание детей стуком в африканский барабан |
Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью. Дети обращают внимание на педагога, слушают, отвечают |
Формирование предпосылок личностных УУД: Эмоциональный настрой |
2 |
Постановка учебной задачи (1–2 мин) Цель: мотивировать детей к решению проблемной ситуации. |
Создаёт проблемную ситуацию: — Ребята, я летом отдыхала в жарких странах, и у меня появился новый друг, вот посмотрите на его фото. Это — Том. — Как вы думаете, где он живет? (он живет в Африке). Давайте посмотрим на экран и узнаем, где находится континент Африка. Когда я ему отправила фото нашего зимнего города (показ фото зимнего города), он был очень удивлен. — Как вы думаете, почему? — Ребята, а что такое у нас лежит на земле? (снег) Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте в группе найти отгадку: «Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра. Не пищит и не кусает — Просто так себе летает». (снежинка) Эта снежинка необычная, на каждой маленькой снежинке есть задание, которое мы попробуем выполнить для того, чтобы рассказать о зиме нашему африканскому другу |
Слушают воспитателя Смотрят на фото друга педагога, отвечают на вопросы, смотрят фрагмент фильма «Африка» Просматривают фото зимнего города Ответы детей Ответы детей Дети отгадывают загадку Находят большую снежинку с лучиками в виде маленьких снежинок |
Мотивировать детей на рассказ о зиме моему другу |
3 |
Основная часть (10–12 мин) Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме |
1 задание: «4 лишний» Интерактивная игра «4 лишний». Цель игры: закреплять названия зимней одежды и обуви, развивать логическое мышление, внимание, память. — Как одеты люди зимой? (шапка, валенки, рукавички, шуба) (прошу ребенка с ОВЗ повторить за мной слова: шапка, шуба, валенки, рукавичка). 2 задание: Снег А теперь отгадайте мою загадку: Он белый, но не мука Из него можно лепить, но не пластилин (снег). Задаёт вопросы: — А кто мне скажет, откуда берётся зимой снег? — А где лежит снег? — Что можно слепить, сделать из снега? — Во что любят играть дети зимой на улице? —Ребята, а какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята, давайте поиграем сейчас в снежки. Берите салфетки, вставайте в круг, делаем снежки и кидаем в корзинку. А вот еще для вас загадка: Летает, но не самолет Есть перья, но не подушка (птица) На экране TV показывает различных птиц и задаёт вопрос: — Каких птиц чаще всего мы видим в нашем городе? Обращается к ребёнку с ОВЗ с просьбой показать птиц и повторить слова Проводит игру «Зимующие и перелетные птицы». — Как мы должны заботиться о птицах? 3 задание: Безопасность Как здорово у нас в зимнее время года!!! — Ребята, а какая опасность нас может подстерегать на улицах нашего города в зимний период? (если дети не скажут, этот вопрос оставить открытым — создать проблему: гололед, сосульки, обморожение — переохлаждение, нельзя трогать языком железные предметы) |
Играют в и/и «4 лишний», определяют лишний предмет, обосновывают свой ответ Отвечают на вопросы воспитателя, повторяют слова: шапка, шуба, валенки, рукавичка Отгадывают загадку Отвечают на вопросы: Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки на крышах домов, на деревьях, на дорогах снеговика, горку, лабиринт, крепость в снежки, кататься на санках, на лыжах, на коньках летние и зимние виды спорта показываю картинки. Отгадывают загадку Отвечают на вопрос, выбирают и называют птиц: сорока, ворона, воробей, синица, снегирь Ребенок с ОВЗ показывает птиц и повторяет слова за воспитателем. Играют в игру «Зимующие и перелетные птицы». Отвечают на вопрос: развешать кормушки, корм. Отвечают на вопрос Рассматривают картинки на экране «Опасность в зимний период», объясняют, в чём заключается опасность, обозначенная на картинках |
Формирование предпосылок коммуникативных УУД: умение детей отвечать на поставленные вопросы, умение аргументировать свой ответ, построение логической цепочки, умение отгадывать загадки. |
Физкультминутка Снег сегодня шёл с утра (руки сверху вниз опускаются) Рада снегу детвора (хлопают в ладоши) Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклонили в низ) На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки) |
Дети выполняют движения согласно тексту |
Формирование предпосылок регулятивных УУД: условия для снятия мышечной утомляемости. |
||
Продуктивная деятельность Цель: развитие мелкой моторики рук, логику, закрепить знание, ориентирование на листе. Предлагает сделать зимнюю открытку для африканского друга Тому. Создаёт ситуацию успеха: —Посмотрите, какая чудесная зимняя картина у нас получилась! —Я думаю, что африканскому другу очень понравиться наш подарок, и он сможет узнать о зиме много нового, интересного. Обращается к детям с ОВЗ: — Какие задания вам понравилось выполнять? — Чтобы вы пожелали африканскому другу? |
Совместная работа детей. Создаем открытку. Ребята подходят к столу и выбирают каждый картинки, которые относятся к зимнему времени года и делают открытки. Отвечают на вопрос, делятся впечатлениями |
Формирование предпосылок коммуникативных УУД: умение работать сообща, оказывать друг другу посильную помощь предпосылок регулятивных УУД: оценка своей деятельности по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении |
||
Создаёт проблемную ситуацию: — Ребята, а как нам теперь все это отправить моему другу? Фотографирует поделки и отправляет через соцсети |
Выдвигают гипотезы: спросить у родителей, посылкой, бандеролью, электронной почтой, сфотографировать поделки и отправить через соцсети |
Находят решение проблемы, более выгодным путем |
||
4 |
Заключительная часть |
Сюрпризный момент (звонок телефона) Отвечает на телефонный звонок — Ребята, наш друг отправил посылку с подарками в знак благодарности за помощь! |
Открывают посылку, рассматривают раскраски с пальмами, как в Африке |
Положительные эмоции |
Литература:
- Алехина С. В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml…
- Матвеева С. В. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как условие организации инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 756–760. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86163.htm.
- Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 269–271. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.