Коррекционно-развивающие задачи:
— расширять представления о разнообразии одежды;
— учить детей обобщать, классифицировать предметы одежды: повседневная, праздничная, летняя, зимняя, межсезонная, детская, мужская, женская;
— развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие.
Коррекционно-образовательные задачи:
— подвести детей к самостоятельному составлению описательного рассказа связно, непрерывно, логично высказывая свою мысль;
— называть отдельные части одежды, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
— учить составлять целое из частей при моделировании одежды;
— упражнять в употреблении существительных женского, мужского и среднего рода;
— расширять словарь по теме «Одежда».
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятию, усидчивость, желание активно участвовать и сотрудничать в создании моделей одежды.
Оборудование: наборы кукольной одежды и разных видов тканей; детали предметов одежды; два обруча; королева-кукла; «чудо-дерево» с листочками разных видов ткани; пуговицы, кнопки, молнии; карточки-схемы и картинки с предметами одежды; диск с записью фрагментов музыки из альбома П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в королевский дворец. Согласны? Тогда необходимо привести себя в порядок. Что для этого нужно сделать?
Дети . Причесаться, умыться, одеться.
Логопед. Это мы делали утром. Давайте подойдём к зеркалу, проверим, всё ли у нас в порядке в одежде? (Дети выполняют, действие сопровождается стихотворением)
Логопед.
— Это чей сарафан,
Красный, как рябинка?
— Бабушка старалась,
Шила для Полинки.
— Это чья футболочка,
Как трава зелёная?
— Мама покупала,
Старалась для Алёны.
— А вот эта рубашка,
Как небо голубое?
— Бабушка старалась,
Покупала Коле.
Логопед. Убедились, что все в порядке? Но всё равно чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? На нас одежда повседневная, мы её носим каждый день, а нужна нарядная, праздничная. Ведь мы идём в гости к королеве страны «Одеждия». (Логопед предлагает детям сделать одежду нарядной с помощью атрибутов)
Логопед. Чтобы попасть в залы дворца, нам нужно выполнить несколько заданий. Для начала проверим, знаете ли вы, какой бывает одежда (вопрос-ответ) : для детей — детская , для женщин — женская , для мужчин — мужская , для кукол — кукольная, для спорта — спортивная, для праздника — праздничная , для лета — летняя , для зимы — зимняя , для работы — рабочая, для взрослых — взрослая , для школы — школьная .
Логопед. Вот мы в первом зале дворца, где растёт «чудо-дерево». Посмотрите, сколько на нём волшебных листочков. Из чего они сделаны?
Дети. Из тканей.
Логопед. Правильно. У каждой ткани есть своё название: ситец, сатин, шёлк, капрон, шифон, шерсть, драп, сукно, мех и т. д. Давайте подумаем и отберём те ткани, из которых можно сшить летнюю, праздничную, повседневную одежду.
Дети выбирают ткань, рассказывают о своём предмете одежды. Обосновывают выбор ткани; говорят, в каком случае можно надеть ту или иную одежду.
Логопед. Теперь переходим в следующий зал. Здесь вы станете модельерами, будете создавать новые модели одежды. И для начала поиграем в игру «Моя одежда». Назовите, у какой одежды есть эти детали:
— воротничок, карманы, манжеты? (костюм, жакет, пиджак, пальто) ;
— рукава, манжеты, воротничок? (платье, рубашка, пальто) ;
— оборки, пояс, кокетка? (платье, сарафан, юбка) ;
— капюшон? (куртка, плащ, пальто, шуба, комбинезон) ;
Логопед. А теперь откроем «Журнал мод» и расскажем:
— каким может быть воротник? (круглым, широким, длинным, узким, отложным, стоечкой, вышитым, кружевным) ;
— рукав? (длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешённым) ;
— манжет? (широкой, узкой, короткой, вышитой, кружевной) ;
— карман? (большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным) ;
— застёжки? (пуговицы, молнии, кнопки, клёпки, крючки, липучки, шнурки) ;
Логопед. Хотите стать модельерами одежды? Занимайте свои рабочие места и начнем создавать одежду. ( По своему выбору дети собирают из заранее вырезанных частей одежду, украшают фурнитурой)
Логопед. Устали наши модельеры, давайте отдохнём. (Динамическая пауза)
Вот модельер наш
Фантазировать устал,
Из-за стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся,
Затем на цыпочки поднялся.
«Приседал я, чуть размялся.
К работе можно приступать,
Теперь мне долго не устать».
Логопед. Молодцы! Теперь представьте, пожалуйста, свои модели одежды. Расскажите:
— какую модель одежды вы создали?
— что есть у одежды?
— из каких частей она состоит, какие они?
— для какого случая она предназначена?
Логопед даёт образец рассказа.
Пальто — это верхняя одежда. Перед тем как его сшить, нужно выкроить спинку, рукава, воротник, карманы. У пальто должны быть пуговицы, а к осеннему и зимнему пришивают подкладку. Пальто шьют из драпа или кожи. Носят его мужчины, женщины и дети.
Дети самостоятельно составляют рассказ.
Логопед. А сейчас перейдём в зал дворца «Модели сезона», где необходимо разложить предметы одежды по сезонам. А помогать вам будет музыка. ( Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети зимнюю одежду кладут к снежинке, летнюю — к солнышку)
Логопед. Вам понравилось наше путешествие? Узнали что-то новое об одежде?
Литература:
- Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания. / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. — Санкт-Петербург: Каро, 2001. — 74 c.
- Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий / О. Н. Лиманская. — Москва: Творческий Центр «Сфера», 2009. — 57 c.
- Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей. Сценарии занятий / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. — Москва: Творческий Центр «Сфера», 2007. — 43 c.