Роль социального пакета как инструмента стимулирования труда персонала современной компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 28.09.2013

Статья просмотрена: 12222 раза

Библиографическое описание:

Вергара, Сурита Хосе Эсталин. Роль социального пакета как инструмента стимулирования труда персонала современной компании / Сурита Хосе Эсталин Вергара. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 296-297. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7812/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвященаопределению места и роли социального пакета как важнейшего элемента системы стимулирования труда персонала современных компаний. Изучаются задачи социального пакета, роль социального пакета для работодателя и для сотрудников, определяется структура социального пакета.

Ключевые слова:управление человеческими ресурсами, персонал, социальный пакет, система стимулирования труда персонала, компания, пенсионное страхование, медицинское страхование.

Социально-экономическая поддержка персонала или социальная политика организации по отношению к персоналу на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в стимулировании труда персонала. Социальная политика занимает особое место в методах управления персоналом и формирования мотивации работников, повышении их самовыражения в труде.

Социальная политика организации по отношению к сотруднику организации представляет собой набор выплат, льгот и услуг социального характера и предоставляется сотруднику в виде социального пакета. В системе общего вознаграждения социальный пакет представляет собой инструмент непрямого (денежные выплаты производятся не самому сотруднику, а третьей стороне, предоставляющей услуги) материального вознаграждения [1]. Так как каждая компания может предлагать свой список компенсаций, выплаты социальных пакетов зависят, прежде всего, от финансовых возможностей предприятия и ее стратегии в области управления персоналом.

Основными задачами социального пакета в современной компании можно назвать: предоставление сотрудникам социальной защиты, обеспечение дополнительным конкурентным преимуществом компании перед работниками на рынке труда, повышение удовлетворенности сотрудников своим трудом, обеспечение работникам благоприятных условий труда и отдыха, создание положительного имиджа компании в глазах работников.

Таким образом, разработка социального пакета выступает как одна из важнейших стратегических задач в управлении человеческими ресурсами компании. В более узком аспекте, значение и цели предоставления социального пакета можно рассматривать с двух сторон: для работодателя выгода предоставления социального пакета состоит в том, что присутствие социального пакета формирует лояльность персонала через удовлетворение его потребностей [2]. Следовательно, предоставление сотрудникам социального пакета — это возможность для работодателя привлечения, удержания, получения лояльности сотрудника и косвенное стимулирование результативности труда работника (Таблица 1).

Таблица 1

Роль социального пакета в компании

Значение для работодателя

Значение для сотрудника

— возможность привлечения, удержания, получения лояльности сотрудника и косвенно стимулирование к повышению результативности труда;

— усиление положительного имиджа компании на рынке труда;

— экономия на предоставлении услуг и уверенность в том, что средства потрачены по назначению.

— появление ощущения социальной защищенности;

— получение более комфортных условий труда;

— появление дополнительного стимулирования к работе;

— получение компенсации расходов личных средств, потраченных на рабочие цели.

Источник: Составлено автором

Структура социального пакета состоит из трех основных составляющих: обязательного социального пакета, конкурентного пакета и компенсационного пакета. Данное разграничение вводится на основании принципа добровольности (обязательности) предоставлений их работнику помимо зарплаты, а также по признаку дополнения к зарплате либо возмещения личных расходов.

К обязательному социальному пакету относится то, что работодатель обязан предоставлять своему работнику по законам Российской Федерации: сюда включены ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата листков временной нетрудоспособности (больничных), отчисления в пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование [3].

Так, одной из главных составляющих обязательного социального пакета является пенсионное страхование. При составлении пенсионного плана компания располагает двумя возможностями, а именно, создание собственного корпоративного пенсионного фонда (такая возможность есть у крупных компаний), или участие компании в пенсионных программах, предлагаемых сторонними организациями (например, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки).

Обязательной и немаловажной для работников льготой в базовом социальном пакете является ежегодный оплачиваемый отпуск. Всем работникам независимо от организационно-правовой формы предприятия в установленном порядке предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и заработной платы.

К конкурентному социальному пакету относится все то, что компания-работодатель добавляет к зарплате по собственному желанию помимо того, к чему его обязывает государство: льготное или бесплатное питание, добровольное медицинское страхование, оплата спортивных мероприятий, предоставление корпоративного автомобиля, льготные путевки и т. д.

Дополнительные льготы и гарантии, — ответственность за обеспечение которых принимает на себя работодатель в рамках своей организации. Содержание дополнительных льгот и гарантий закрепляется в различных актах, частично — в коллективном договоре, в положении о социальных выплатах (льготах). В коллективном договоре, который представляет собой соглашение между работодателем и представителями трудового коллектива, оговариваются взаимные обязательства работодателя и работников по форме, системе и размерам оплаты труда, механизмам ее изменения в зависимости от уровня инфляции или выполнения показателей, продолжительности рабочего дня, времени отпуска и т. д. [4]. Дополнительные льготы и гарантии могут распространяться как на весь персонал компании, так и на отдельные его категории и служат средством выделения особых заслуг работника.

Под компенсационным социальным пакетом понимаются меры, направленные на компенсацию или возврат работнику личных средств, затрачиваемых им в процессе исполнения работы. В свою очередь, компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязательств [5]. Например, оплата сотовой связи, бензина, аренды жилья и пр.

Кроме того, социальный пакет можно разделить следующим образом (Таблица 2.)

Таблица 2

Структура социального пакета

Вид льгот

Примеры льгот

Определенные законодательством льготы и гарантии

Оплата больничных листов, отпуск и т. п.

Льготы, связанные со здоровьем сотрудника

Медицинское страхование, страхование жизни, выплаты в случае рождения ребенка, оплата питания, спортивных занятий, оплата отдыха и др.

Льготы, связанные с обеспечением комфорта сотрудников

Оплата транспортных расходов, мобильной связи, корпоративного автомобиля, жилья, ссуды на покупку жилья, кредиты на личные нужды и т. д.

Льготы, связанные с обучением сотрудника

Тренинги, курсы повышения квалификации, языковые курсы, частичная или полная оплата бизнес-образования и т. д.

Льготы, связанные с культурно-развлекательными мероприятиями

Корпоративные мероприятия, оплата посещения театров, концертов, выставок и пр.)

Источник: Составлено автором

Литература:

1.      Скитяева И. Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления≤ // Управление компанией. — № 5. — 2009. — С. 29

2.        Коппек В. Как «продать» социальный пакет персоналу≤ // www.zis.by — сайт консалтинговой компании «Здесь и Сейчас»; 15.05.2011

3.      Волкова О. Козырная карта в виде социального пакета. — М.: Баланс Бизнес Букс. — 2007. — С. 340

4.      Лысова Т., Федоринова Ю., Дагаева А., Панов А. Забота о кадрах // Ведомости. — № 9. — 2008. — С. 6–11

5.      Кибанова А. Я. Управление персоналом организации.- М.: РАГС. — 2007

6.      Комарова Т., Сардарян А., Хожемпо В. Мотивационная функция социального пакета: чем заинтересовать работника XXI века≤ // Управление персоналом. — № 8. — 2008. — С.57–61

Основные термины (генерируются автоматически): социальный пакет, компания, льгота, обязательный социальный пакет, ежегодный оплачиваемый отпуск, коллективный договор, корпоративный автомобиль, медицинское страхование, пенсионное страхование, положительный имидж компании.


Ключевые слова

персонал, управление человеческими ресурсами, социальный пакет, система стимулирования труда персонала, компания, пенсионное страхование, медицинское страхование., медицинское страхование

Похожие статьи

Совершенствование системы оценки персонала как технологии кадрового менеджмента в китайских компаниях

В статье рассматривается роль оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами современной компании. Изучаются проблемы в области оценки персонала в современных китайских компаниях, а также приводятся основные рекомендации по совершенств...

Особенности мотивации и стимулирования деятельности персонала страховых компаний

В статье рассмотрены сложившаяся практика мотивации и стимулирования труда персонала страховых организаций, определены основные направления повышения эффективности мотивации и стимулирования. Работа построена на материалах страховых организаций Росси...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

Мотивация персонала как основной фактор повышения производительности труда

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает мотивацию персонала, как одну из составных частей стимулирования сотрудников на предприятии. Мотивация персонала будет рассмотрена с точки зрения фактора повышения производи...

Регулирование социальных рисков в управлении малыми предприятиями

В статье рассматриваются особенности управления социальными рисками в контексте деятельности малых предприятий, механизмы распределения и структура социальных рисков. Принципы выстраивания системы управления социальными рисками анализируются в разрез...

Оценка инновационного потенциала строительного предприятия

В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Персонал сферы услуг: специфика трудовой мотивации

В данной статье проведен сравнительный анализ систем мотивации и стимулирования труда персонала организаций относящихся к сфере услуг, но имеющих разную специфику (супермаркет и салон красоты); приведены рекомендации по совершенствованию и оптимизаци...

Похожие статьи

Совершенствование системы оценки персонала как технологии кадрового менеджмента в китайских компаниях

В статье рассматривается роль оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами современной компании. Изучаются проблемы в области оценки персонала в современных китайских компаниях, а также приводятся основные рекомендации по совершенств...

Особенности мотивации и стимулирования деятельности персонала страховых компаний

В статье рассмотрены сложившаяся практика мотивации и стимулирования труда персонала страховых организаций, определены основные направления повышения эффективности мотивации и стимулирования. Работа построена на материалах страховых организаций Росси...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

Мотивация персонала как основной фактор повышения производительности труда

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает мотивацию персонала, как одну из составных частей стимулирования сотрудников на предприятии. Мотивация персонала будет рассмотрена с точки зрения фактора повышения производи...

Регулирование социальных рисков в управлении малыми предприятиями

В статье рассматриваются особенности управления социальными рисками в контексте деятельности малых предприятий, механизмы распределения и структура социальных рисков. Принципы выстраивания системы управления социальными рисками анализируются в разрез...

Оценка инновационного потенциала строительного предприятия

В статье выявляется понятие и структура инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить инновационный потенциал строительной организации ЗАО «СК-Уфа» и средний уровень ин...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Персонал сферы услуг: специфика трудовой мотивации

В данной статье проведен сравнительный анализ систем мотивации и стимулирования труда персонала организаций относящихся к сфере услуг, но имеющих разную специфику (супермаркет и салон красоты); приведены рекомендации по совершенствованию и оптимизаци...

Задать вопрос