Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.10.2013

Статья просмотрена: 3184 раза

Библиографическое описание:

Шарипова, Д. А. Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи» / Д. А. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 546-550. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7818/ (дата обращения: 15.11.2024).

План

1.                  Показ занятия по обучению диалогической речи детей с нарушениями речи в логопедической подготовительной группе «Дикие животные».

2.                  Дискуссия для учителей логопедов «Организация диалогического общения дошкольников».

Цели:

-                   Поделиться опытом проведения занятий по обучению детей с нарушениями речи диалогическому общению.

-                   Выявить наиболее рациональные формы, методы и приемы обучения детей диалогу.

Конспект занятия по обучению диалогической речи детей «Дикие животные»

Цели:

-                   Развивать связную речь, умение вести диалог

-                   Развивать логическое мышление, память, воображение

-                   Воспитывать умение быть вежливыми.

Оборудование:

Маски-шапочки медведя, лисы, ежа, зайца; пиктограммы; мяч; картины об осени; разрезные картинки; карандаши, телефон, запись голоса воспитателя.

Организационный момент

Осень встречает детей (Логопед)

Ребята, вы меня узнали≤ (Да, узнали! Осень!)

А как вы думаете, как меня еще называют≤ (Золотая осень!)

А почему меня так называют≤ (Листья осенью желтые, похожи на золото).

Что вы хотите еще обо мне узнать≤ (Дети задают вопросы).

Основная часть.

Игра «Чего не бывает осенью»

Посмотрите внимательно на картинки и определите, что может происходить осенью, а что нет и почему≤ (Дети по картинкам определяют, что бывает осенью, а чего не может быть, рассуждают почему).

Сегодня я предлагаю вам отправиться в осенний лес.

— Согласны≤

Звучит музыка.

Вот и пришли мы в лес.

— Отгадайте-ка, кого мы с вами можем сегодня встретить≤

Загадки.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка

Щелкает орехи мелко≤

Ну, конечно, это… (Белка)

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (Ёж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

За деревьями, кустами

Промелькнула будто пламя,

Промелькнула, пробежала…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Посмотрите, вот и звери. (Дети одевают шапочки-маски животных)

Ребята, что вы хотите узнать об этих животных≤ (Дети задают вопросы с опорой на пиктограммы).

А что еще хотите спросить у животных≤ (Дети задают вопросы)

Давайте послушаем, чем занимаются звери в лесу.

Диалог «Медведь и лиса».

По оврагам, по завалам шел медведь хозяйским шагом:

— Отвечайте, звери, мне,

вы готовы ли к зиме≤

— Да, ответила лисица,

— Я связала рукавицы

рукавицы новые, мягкие, пуховые.

Диалог «Заяц и еж».

Ежик, еж, где живешь≤

— Под кустом меня найдешь!

Ежик, еж, куда идешь≤

— На лужайку я иду

там еду себе найду.

Ежик, еж, что найдешь≤

Я найду грибок и шишку,

Отнесу своим детишкам.

— А знаете ли вы, что припасают на зиму животные≤

Игра «Осенние запасы»

Давайте поиграем с вами в игры с мячом. (Дети идут по лабиринту, указывая дорожку карандашом, подбирая правильно рисунки: белка — орех, медведь — мед и т. д.)

Игра «Назови ласково».

Бросаю детям мяч, называя животного. (Дети в ответ бросают мяч, называя этого животного ласково).

Игра «Назови большого животного»

(Дети называют животных, используя суффикс — ище).

Работа с закрытой картиной.

Я, осень, хочу подарить вам свои картины. А попробуйте угадать, что я нарисовала≤ (Дети задают вопросы о сюжетах картины).

Я вам не только картины принесла. Что еще принесла, узнаем из хоровода «Здравствуй, осень!»

Музыкальная игра

«Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень, Хоровод по кругу

Здравствуй, осень,

Наконец-то ты пришла!

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла≤

— Принесла я вам муки

Значит, будут пирожки. Имитация лепки пирожков

Принесла вам гречки.

Каша будет в печке. Имитация помешивания каши

Принесла вам овощей.

И для супа и для щей. Поочередно руки в стороны

А уж яблоки, что мед

На варенье, на компот! Поочередно руки в стороны

— Принесла вам меду Соединяя пальцы, образуют круг перед грудью руками

Полную колоду.

— Дождику вы рады≤

Уходи, не надо! Грозят пальцем, машут рукой.

Осень догоняет детей, пытается «намочить».

Я для вас приготовила конверты с картинками, но по дороге к вам все картинки перепутались, помогите сложить их. (Дети складывают разрезные картинки).

Молодцы! Спасибо вам большое.

Заключительная часть.

Звонит телефон.

В телефоне голос воспитателя группы.

Воспитатель:

— Здравствуйте, вы не знаете где мои дети≤

Осень:

— Здравствуйте, ваши дети у меня в гостях.

Воспитатель:

— А я могу их услышать≤

Осень:

— Да, пожалуйста.

Воспитатель:

— У кого вы в гостях находитесь≤

— А почему ее называют «Золотая осень»≤

— Что вы делали в гостях у осени≤

— Что нового вы узнали о животных≤

— А чем вам запомнилась встреча с осенью≤ (Дети отвечают)

Осень:

— Нам пора прощаться, до свидания, ребята!

Дискуссия для учителей логопедов «Организация диалогического общения дошкольников».

Тема нашей встречи — диалогическое общение детей.

Что же такое диалогическое общение≤

Постараемся вместе найти ответ на поставленный вопрос. Послушайте этот отрывок:

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

К какой форме речи относится этот отрывок≤ Это диалог или монолог≤ монолог.) Очем говорится в этом монологе≤ (Высказывания участников семинара.)

Вспомним диалог «Ежа и зайца».

Ежик, еж, где живешь≤

— Под кустом меня найдешь!

Ежик, еж, куда идешь≤

— На лужайку я иду

там еду себе найду.

Ежик, еж, что найдешь≤

Я найду грибок и шишку,

Отнесу своим детишкам.

Разговор ежа и зайца — это не монолог, а... (диалог). Зачем герои стихотворения ведут диалог≤ (Высказывания учителей-логопедов.) Зачем люди вступают в речевое общение≤ (Высказывания учителей-логопедов).

Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых отражен вековой опыт диалогического общения. (Ведущий произносит каждую пословицу так, чтобы участники семинара могли по началу вспомнить ее конец.) Ум хорошо, а два... (лучше). Одной рукой узла... (не завяжешь). Одна пчела много меду... (не натаскает). Не тот друг, кто медом мажет, а тот... (кто правду скажет). Кто любит лгать, того нельзя... (в друзья брать) и т. д.

Итак, основываясь на собственном жизненном опыте, на прослушанных стихотворных фрагментах и пословицах, как можно охарактеризовать диалогическое общение≤ (Высказывания учителей-логопедов). Да, диалогическое общение — это когда беседуют два (и более) партнера на какую-либо тему.

Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное — это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.

Умеем ли мы общаться с детьми≤ Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем следующее. На одном листе бумаги каждый из вас напишет ответ на вопрос «Что самое главное в диалогическом общении воспитателя с ребенком≤» (Написать надо только одно предложение.) Написав ответ, сложите лист бумаги так, чтобы ваш сосед не видел написанного вами. А пока давайте поговорим. Как вы думаете, даем ли мы детям образец общения друг с другом≤ В каких ситуациях дети чаще общаются друг с другом≤ Как вы понимаете партнерские отношения с детьми≤ Является ли партнерской обучающая позиция взрослого≤ {Высказывания учителей-логопедов.)

Когда все участники семинара письменно ответят на предложенный им вопрос, их ответы зачитываются, после чего организуется обсуждение различных точек зрения и делается обобщение.

Как дети общаются друг с другом≤ Чтобы ответить на этот вопрос, задумаемся: в какие режимные моменты и в каких видах деятельности дети общаются друг с другом≤ Умеют ли они общаться≤ Какие у них возникают проблемы≤ Из-за чего и как происходят конфликтные ситуации≤ (Высказывания учителей-логопедов.)

Зададимся вопросом: почему так важно, чтобы дети общались друг с другом≤ Что дает ребенку диалог со сверстником≤ (Высказывания учителей-логопедов.) Обобщая все сказанное выше, отметим: в диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

А достаточно ли внимания и времени уделяется общению со сверстниками в методике развития речи≤ (Высказывания учителей-логопедов.) Какие формы и методы используете вы для развития диалога сверстников≤ Обобщая выступления участников семинара, можно сделать следующие выводы:

-        Для развития диалога детей ее сверстниками необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.

-        Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

-        К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

-        Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

-        Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

Мотивы педагога и детей часто не совпадают. Например, нам надо, чтобы дети учились пересказывать текст, многократно его повторили и запомнили. А детям это неинтересно. Они этого не хотят. Нет побудительного мотива. Но вот вы перестроили педагогический процесс и предложили детям поиграть в сказку (в ту, которую хотите научить пересказывать). Демонстрируете детям элементы сказочных костюмов, «волшебную палочку». И моментально смысл коммуникативной ситуации изменяется. Это уже не урок пересказывания, а интересное для детей дело: ряжение, драматизация, игра. Детям неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание стало интересным, можно, использовать такой прием: звери хвалятся, кто из них красивее, кто наряднее одет.

Какие еще приемы вы применяете, чтобы детям было интересно описывать игрушки и картины, рассказывать о них≤ (Высказывания учителей-логопедов.)

Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они дуют на одуванчик, на снежинку, которые нарисовали; «съедают» ягодку на аппликации; «пекут пирожки», ожидая маму-козу; «катаются на велосипеде», как Таня на картине «Чья лодочка≤». Соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний, делает речь динамичной.

Пожалуйста, поделитесь своим опытом: какие сюжеты драматизации используете вы в своей работе на занятиях, в играх, упражнениях. (Высказывания учителей-логопедов)

А теперь поговорим о методах и приемах обучения детей диалогу. В методике развития речи (А. М. Бородич) обычно рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа.

Общение ребенка с взрослым является источником содержания диалога и примером способов его ведения. Напишите, в какие режимные моменты, о чем и по чьей инициативе (вашей или детей) вы разговариваете с детьми. Написали≤ Давайте обобщим ваш опыт. Итак, в какое время удобнее разговаривать с детьми≤ Какие вопросы дети обсуждают с вами и по чьей инициативе≤ Помогают ли вашему сближению с детьми разговоры в повседневной жизни≤ (Высказывания учителей-логопедов)

Беседа отличается от разговора своей подготовленностью, продуманностью, масштабностью темы, содержания. Обычно беседы происходят организованно — в виде особых занятий или фрагментов занятий.

Какие виды бесед вы используете на занятиях с детьми≤ Какова тематика бесед≤ Любят ли дети занятия-беседы≤ Легко ли удерживать внимание детей≤ Какими приемами вы привлекаете внимание детей к теме беседы≤ Какой основной прием ведения беседы≤ (Высказывания учителей-логопедов)

Вспомним, диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы, т.н. светская беседа, т. е. свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ с взрослым и совместный рассказ детей).

В совместном с взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Детское словесное творчество тесно связано с игрой. Р. А. Иванкова предлагает интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Дети вдвоем сочиняют «кино». Первый кадр сочиняет — схематически рисует и озвучивает — первый ребенок, второй кадр — развитие сюжета — его партнер. И т. д.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры так показатель коммуникативной компетенции детей. Однако сюжетно-ролевая игра как сфера коммуникативной самодеятельности детей предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнера. Поэтому совместная сюжетно-ролевая игра не может выступать как средство обучения речевому общению. Диалог детей в совместной сюжетно-ролевой игре — не средство, а результат освоения опыта общения в других видах деятельности. Диалогическое общение развивается в творческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазвития.

Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше, подходят театрализованные игры.

Давайте поделимся друг с другом опытом. Расскажите, используете ли вы в работе театрализованные игры детей (свободное общение).

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Первое. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать до голосу, кто позвал); «Что изменилось≤» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).

Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят л двигаются в едином темпе, держась зa руки (тактильный и слуховой контакты).

Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме.».. партнер должен откликнуться до окончания счета раз, два, три».

Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения, типа:

— Гуси, гуси!

— Га, га, га!

— Есть хотите≤

— Да, да, да.

И т. д.

Давайте поделимся опытом. Расскажите, в какие народные игры играют дети. Какие игры они затевают по собственной инициативе≤ (Свободное общение учителей-логопедов).

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня — это фрукт≤ Кукуруза — это овощ≤ Телевизор — это мебель≤ Дети учатся рассуждать, самостоятельно находить решение познавательных задач.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

В процессе словесных дидактических игр парами обучающими моментами являются осознание игровых правил как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами.

Игры парами могут быть организованы как самостоятельная форма обучения в отдельном помещении (например, фольклорном кабинете, горнице и пр.) или в групповой комнате следующим образом: двое детей играют, а остальные наблюдают за ними. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником. (Иначе это фронтальная форма все того же общения с взрослым.) При неоднократном обращении к одной и той же игре дети усваивают правила и содержание игры и начинают получать от нее удовольствие.

Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные дидактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков),

«Чего не стало≤» (родительный падеж множественного числа), «Что попало

к нам в роток, что попало на зубок≤» (обобщающие      наименования «Овощи», «Фрукты»), «Бывает — не бывает» (рассуждение).

Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процессе коллективного речевого занятия. Для этого хороши задания с разрезными картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Очень хорошо использовать на фронтальном занятии игру «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребенок загадывает предмет (кладет фишку под одну из выставленных картинок), а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, на стенде картинки с изображением часов (часы механические и электронные; настенные, напольные, настольные, наручные; песочные, ходики, будильник и т. п.). Дети отгадывают предмет, задавая вопросы типа: это часы электронные≤ Механические≤ У этих часов есть гири≤ У них есть маятник≤ Они стоят на полу≤ И т. п.

По этому же типу можно строить игры, в которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы посуды, мебели, сюжетные картинки.

Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого педагог отбирает содержание, форму, метод обучения. Но разговор об этом станет темой другого семинара.

В завершение нашего разговора поиграем в игру «Закончи предложение». Диалог — это когда говорят... Диалог — это ожидание... Диалог — это путь к... Счастье — это когда тебя... А сейчас сами придумайте начало предложения и найдите партнера для его завершения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Высказывание учителей-логопедов, игра, диалогическое общение, диалог, Осень, диалогическая речь, диалогическое общение детей, друг, картинка.


Похожие статьи

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Программа логопедического сопровождения учащихся с нарушением письма и чтения «Классные гласные»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Конспект итогового занятия педагога-психолога с детьми подготовительных комбинированных групп. Интеллектуальный турнир «Главный помощник профессора Ума»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Семинар-практикум для педагогов на тему «Арт-технологии в коррекционной работе»

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «Русская зима» для детей старшей группы в ДОУ

Программа логопедического сопровождения учащихся с нарушением письма и чтения «Классные гласные»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Конспект итогового занятия педагога-психолога с детьми подготовительных комбинированных групп. Интеллектуальный турнир «Главный помощник профессора Ума»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос