Пояснительная записка
Актуальность
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого — с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать.
Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину — место, где они родились и живут.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, его традиций не только у взрослых, но и детей. Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.
Поэтому выход из этой ситуации есть — в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития ребенка.
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.
Характеристика проекта
Аудитория: дети 5–7 лет
Продолжительность: 2 месяца.
Цель: Знакомство с культурой народов мари
Задачи:
— узнать, какую одежду носили марийцы;
— на каких музыкальных инструментах играют марийцы;
— есть ли у марийцев народные игры;
— как отмечают марийцы Новый год;
— какие национальные блюда у марийцев;
— познакомиться с марийскими народными сказками.
Используемые принципы при реализации проекта:
- Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий практически апробированными методиками.
- Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности, отношения к миру и природе.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Комплексность и интегративность: решение задач в системе всего образовательного процесса.
Планируемый результат:
Дети узнают, что на Урале живет много разных народов. Среди них — марийцы. Благодаря участию в проекте, мы узнаем много интересного об этом народе.
В проекте предполагается участие родителей. Они помогут в поиске информации, фотографий.
Планируется создать «Книгу дружбы», которая теперь «живет» в нашей группе. Благодаря этой книге с марийской культурой смогут познакомиться все, кто захочет.
Маршрутный лист проекта
Этап |
Примерные сроки реализации |
Деятельность педагога |
Планируемая деятельность детей |
Что в итоге сделали дети на данном этапе |
Постановка проблемы |
Мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. На одном из занятий по социализации дети услышали, что на Урале живет много народа разной национальности и возник вопрос «Как познакомиться с культурой марийского народа?» |
Осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы |
Создание паутинки «Что мы знаем?», «Что мы хотим знать?», «Как узнать?» |
|
Определение цели деятельности и конкретного замысла |
Помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации Описание замысла проекта — создание «Книги дружбы» с последующим ее пополнением, театрализованная постановка «Национальное подворье. Марийцы» |
Обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных |
Разработка плана проекта, распределение обязанностей, обсуждение продукта проекта |
|
Планирование |
Фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта. Систематизация их ответов и выстраивание в логической последовательности. |
Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций |
Выбрали посетить детскую библиотеку и познакомиться с марийскими сказками, в интернете узнать национальные блюда марийцев, в музыкальной школе узнать о музыкальных инструментах марийцев, на занятиях по физической культуре познакомиться с марийскими народными играми и научиться в них играть, написать письмо в Йошкар-Олу и узнать, как празднуют марийцы Новый год |
|
Реализация проекта и постоянная рефлексия |
Собирает материал |
Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя |
Алексей посетил детскую библиотеку и познакомиться с марийскими сказками, Анна в краеведческом музее узнала о национальном костюме марийцев Алексей в интернете узнал национальные блюда марийцев и приготовил с бабушкой, Софья в музыкальной школе узнала о музыкальных инструментах марийцев, на занятиях по физической культуре познакомились с марийскими народными играми и научились в них играть, написали письмо в Йошкар-Олу и узнали, как празднуют марийцы Новый год |
|
Анализ результатов и презентация |
Помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта. |
Приложение 1 |
Приложение 1. |
Результат проекта
Итоговое мероприятие проекта: театральная постановка «Национальное подворье. Марийцы»
Возраст детей: 5–7 лет
Взрослый и 3 детей
Девочки сидят вышивают и ткут на станке, мальчик рубит дрова или плетет лапти
Звучит музыка
— Сай поро (здравствуйте)! Говорят дети и хозяйка. Протягивают хлеб.
Хозяйка Славится наш МАРИЙСКИЙ народ гостеприимством, да угощением знатным.
Ребенок 1 Хлеб обладает чудодейственной силой, угощайтесь!
Ребенок 2 Матушка наша еще и угощений напекла, ни один праздник без них не обходится
— Уяча (шарики)
— Подкоголи (чабуреки)
— Коман-мелна (блины)
Ребенок 1 Чай горячий — наша сила, украшение стола.
Ребенок 2 «С чая лихо не бывает!» — так в народе говорят.
Ребенок 3 Чай — здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!
Хозяйка Мы вас к чаю приглашаем и задание назначаем, Угадайте-ка, с чем мы чай вам наливаем.
(На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен чай. Задание — определить на вкус с чем заварен чай: листья малины, смородины, брусники, мяты)
Хозяйка Давно мы вас ждем-поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни да пляски.
Ребенок 1 Уж и бравый наш народ: на ложке — каждый третий, песню спеть — поставь любого, а плясать дай волю им — до утра без передышки.
Хозяйка Своеобразным символом республики по праву считаются традиционные музыкальные инструменты — марийские гусли, колокольчики, трещотки. Берите детки мои инструменты, повеселим гостей.
Играют на муз. инструментах под марийскую мелодию
Ребенок 2 Уж и бравый наш народ: Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет, вышивкой украсит дом — просто любо жить — то в нем. (показывает вышивку)
Хозяйка Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). В народно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами (показывает бычка).
Ребенок 3 Мама, я помню ты нам рассказывала сказку про бычка-смоляного бочка и мы с тобой сделали его из соломы.
Хозяйка Эту сказку, очень давно, придумал марийский народ. И сегодня на мастер-классе мы научим других ребят изготавливать такого бычка.
Дарят зрителям бычков
Ребенок 1 А загадки сможете отгадать, гости дорогие?
Ребенок 2 «Летом одевается в свадебную одежду, зимой снимает» (Дерево)
«У моей сестрицы сладкие слезы» (Берёза)
«Лесной уголек все с радостью берут» (Земляника)
Хозяйка Марийские народные загадки — богатый источник познания, обогащающий детей сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления.
Хозяйка Особое место среди других жанров фольклора принадлежит пословицам, в которых заключена народная мудрость. Так, предки мари называли землю своей матушкой. Доброе отношение к земле выражено в различных пословицах:
Ребенок 3 «Земля — мать поля, хлеба»,
Ребенок 1 «Простор для рыбы вода, а для человека — земля».
Хозяйка Порицается в народных изречениях бесхозяйственное отношение к земле, расточительный подход к ее богатствам:
Ребенок 2 «Земля любит хорошего хозяина»,
Хозяйка «Если тронешь верхний слой земли, пока не вырастут внуки — будешь сидеть в голоде».
Ребенок 3
У разных народов есть прелесть традиций,
Одежда своя и родной свой язык.
Ну, как нам Уральской землей не гордиться?
И тем, к чему с детства привык!
Хозяйка
Будьте здоровы
Счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Чеверын! До свидания!