В статье рассматриваются понятия «культура» и «художественно-эстетическое воспитание», которые формируют и отражают систему ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для воспитания творчески мыслящей личности современного общества.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, культура, искусство, общество.
В режиме реального времени общество столкнулось с проблемой духовно-нравственного и профессионального самоопределения личности. Главное внимание в современном художественно-образовательном пространстве сосредоточено на проблеме эстетического воспитания, художественного образования, возрождения традиций культуры народов и разных видов декоративно-прикладного искусства. Ежегодно в нашей стране происходят экономические и политические изменения. На их фоне выдвигаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, направленные на формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности.
Центром внимания во всех учебных заведениях, является необходимость реализации гуманизации образования, где особую роль приобретает художественное образование и эстетическое воспитание личности. Художественное образование включает в себя основные компетенций и стремится всемерно раскрыть творческий потенциал человека. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, но приоритетным является искусство как самое мощное средство.
Современному обществу нужна творческая, талантливая, активная личность, умеющая соответствовать нынешним условиям и вкусам жизни, способная к постоянному развитию и совершенствованию для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения. Поэтому для становления творчески-мыслящей личности особую значимость имеют: тяга к новому, интенсивное углубление знаний в своей области интересов, творческий потенциал, способность в решении задач и проблем, готовность к творческой и конкурентной деятельности. Данные качества необходимо формировать в процессе художественного образования и эстетического воспитания студентов. Особую актуальность приобретает внимание к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы способствуют формированию всестороннего отношения человека к действительности, эстетического освоения и отражения действительности в процессе художественно-творческой деятельности.
Говоря о национальных традициях в культуре и искусстве, важно рассмотреть само понятие «культура» — это исторически развивающаяся, многослойная, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социальных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» [1, 4]. Культура неразрывна с историей. Каждая эпоха оставляла свой отпечаток в искусстве мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетания традиций и новаторства. Итогом является огромное разнообразие теорий, образов, идеалов, которыми обладает культура и выступает в качестве системы ценностей, вбирая в себя все самое необходимое для общества.
Нынешнему государству и обществу важно знать, какой выбор сделает личность, прокладывая свой жизненный путь. Ведь значимым в создании пути к духовной культуре личности является интерес к жизни, красоте, творчеству, к природе, окружающим людям и самому себе — это стоит выделить как главная цель, достичь которой можно с помощью системы эстетического воспитания.
Система эстетического воспитания включает в себя пробуждение и развитие чувства прекрасного, возвышенного, таким образом человек познает мир и выражает свое отношение ко всему окружающему. Центром в системе эстетического воспитания является живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология и другие виды художественного творчества. Искусство обладает большим потенциалом для того, чтобы воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
По мнению таких авторов как Платонов К. К. и Крысько В. Г. эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования «творческой личности, способной жить и творить по законам красоты» [3, 320] и «эстетического вкуса» [4, 169].
В свою очередь Коджаспирова Г. М. и Коджаспиров А. Ю. в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают «целенаправленное взаимодействие учащегося и педагога, для выработки в подрастающем поколении способности понимать, ценить, создавать прекрасное в жизни и искусстве и активно участвовать в творчестве» [2, 24]. Исходя из этого, эстетическое воспитание включает в себя развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, формирование творчески активной личности со своими идеалами и взглядами.
С учетом тенденций развития страны и поставленных задач, целевой компонент эстетического воспитания включает в себя воспитание личности, умеющей мобилизоваться, адекватно оценивать жизненные ситуации, имеющие нравственные и гражданские приоритеты в современном обществе. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетических чувств, вкуса, интереса, развитие эстетического отношения к культуре и искусству, формирование толерантности, чувства ответственности, потребности в здоровом образе жизни. В содержательный компонент закладывается создание личности, которая наладит отношения с коллективом и с окружающей средой, находя жизненные предпочтения и преодолевая неудачи и разочарования. Методы, средства и формы очень разнообразны и зависят от объема и качества информации, организации и деятельности, возрастного критерия. Важную роль играет уровень подготовки, мастерство и способности преподавателя.
Студент получает информацию из разных средств — теле и интернет среда, учебное пространство и коллектив, предметный мир, природные явления, литературные произведения. Чтобы помочь студенту разобраться во всем этом огромном разнообразии эстетической культуры, педагогу необходимо узнать интересы и приоритеты самого студента и направить его на познание того пути, который ему ближе и понятней. Использовать при этом наиболее эффективные формы и компоненты эстетического воспитания студентов: научность, целостность, систематичность, последовательность, практичность, продуктивность, вариативность и организация. Педагогу важно помнить что студент — это нынешнее поколение, будущее страны, культуры и искусства. То что будет заложено сейчас, будет уверено и смело идти дальше с ними в жизнь и в систему общественных отношений, вбирая самое лучшее, перспективное, инновационное, сохраняя традиции и культуру.
В заключении отмечу, что эстетическое воспитание студентов это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие студента и педагога, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творческий компонент эстетической культуры.
Литература:
1. Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IX — XIX века. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов. — М.: Издательский центр АЗ, 1997. — 256с.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений — 2-е изд. — М.: Академия, 2005. — 176с.
3. Крысько В. Г. Психология и педагогика: курс лекций. — М.: Омега-Л, 2004. — 336с.
4. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Высшая школа», 1984. — 174с.