Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 30.09.2013

Статья просмотрена: 4329 раз

Библиографическое описание:

Акашева, В. В. Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях / В. В. Акашева, Н. В. Левушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7855/ (дата обращения: 17.10.2024).

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения, а также в иных сферах [1].

Бюджетным организациям при разработке системы оплаты труда следует учитывать, что в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Порядок и условия функционирования системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях регулируется Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. N 583 (с изм. и доп. от 28.01. 2013 г.) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» [2].

Системы оплаты труда согласно п. 2 Положения № 583 устанавливаются с учетом:

-          Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Справочник состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;

-          Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». Этот справочник состоит из двух разделов, первый из которых содержит квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих, широко распространенных в учреждениях и организациях, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии;

-          государственных гарантий по оплате труда. Перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников содержится в ст. 130 Трудового кодекса РФ (ТК РФ);

-          перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»);

-          перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»);

-          примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

-          рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 г. Протокол № 11);

-          мнения представительного органа работников [4].

Согласно данному Постановлению № 583 системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации [2]. Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 № 738н, от 17.09.2010 № 810н) «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях».

К таким выплатам относятся:

-          выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

-          выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

-          выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении (должностей), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в ночное время);

-          надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подраздел по защите государственной тайны»), их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливают коллективными договорами, соглашениями локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ [4].

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 № 739н, от 17.09.2010 № 810н) «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» работникам бюджетных учреждений независимо от занимаемой должности могут быть установлены следующие стимулирующие выплаты:

-          за интенсивность и высокие результаты работы;

-          за качество выполняемых работ;

-          за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

-          премиальные выплаты по итогам работы [3].

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется трудовым договором. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений [2].

Необходимо проанализировать, все ли указанные нормативно-правовые акты помогают обеспечить эффективное функционирование новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях. В соответсвии с данными Федеральной службы государственной статистики введение новых систем оплаты труда позитивно повлияло на динамику заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений. Практически при неизменной численности работников учреждений социальной сферы в 2008–2012 годах среднемесячная начисленная заработная плата в учреждениях образования выросла в 1,8 раза, в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания — в 1,75 раза.

В 2012 году средняя заработная плата работников федеральных государственных учреждений и государственных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере образования составила 22 тыс. рублей, в муниципальных учреждениях — 12,2 тыс. руб.. В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг средняя заработная плата работников федеральных государственных учреждений составила 22,5 тыс. руб., государственных учреждений субъектов Российской Федерации — 18,8 тыс. руб., муниципальных учреждений — 14,7 тыс. руб..

Таблица 1

Динамика численности и заработной платы работников сферы образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг в бюджетных учреждениях в 2008–2012 годах

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Образование

Численность работников (млн. чел.)

5,77

5,71

5,66

5,52

5,36

в процентах к 2008 году

100

99,1

98,1

95,8

93

Среднемесячная начисленная заработная плата (тыс. руб.)

8,8

11,3

13,3

14,1

15,8

в процентах к 2008 году

100

128,9

151,4

160,3

180,1

в процентах к средней заработной плате по экономике РФ

64,6

65,5

71,3

67,2

67,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Численность работников (млн. чел.)

4,45

4,46

4,5

4,46

4,46

в процентах к 2008 году

100

100,2

101

100,3

100,1

Среднемесячная начисленная заработная плата (тыс. руб.)

10

13

14,8

15,7

17,5

в процентах к 2008 году

100

130

147,7

156,7

174,8

в процентах к средней заработной плате по экономике РФ

73,8

75,5

79,5

75

75,1

Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда всем учреждениям не удалось. Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда. В результате учреждение вынуждено премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.

Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения. Так, среднемесячная заработная плата отдельных руководителей федеральных государственных учреждений существенно (более чем в 10 раз) превышает заработную плату работников основного персонала этих учреждений.

Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью:

-                   сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации;

-                   устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

-                   совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют.

Литература:

1.         Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Сайт Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=148898

2.         Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]// Информационно-правовое обеспечение Гарант: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.garant.ru/193695/

3.         Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]// Информационно-правовое обеспечение Гарант: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.garant.ru/192714/

4.         Семенихин В. В. Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях [Текст] / В. В. Семенихин // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. — 2013. — № 9. С.2–12.

5.         Социально-экономическое положение России / Сборник Федеральной службы государственной статистики. — 2012. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/materials/news/doc_1116248653688

Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, стимулирующий характер, компенсационный характер, заработная плата, заработная плата работников, перечень видов выплат, Российская Федерация, Россия, порядок установления выплат, утверждение Перечня видов выплат.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Нормативно-правовое регулирование управления документацией в образовательных учреждениях

Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли

Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Законодательная и нормативная правовая база формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Нормативно-правовое регулирование управления документацией в образовательных учреждениях

Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере дистанционной торговли

Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Нормативно-правовые основы организации работы ДОО и социального окружения детей старшего дошкольного возраста по проблеме нравственного воспитания

Законодательная и нормативная правовая база формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе

Задать вопрос