Управление пассивами коммерческих банков является неотъемлемой частью банковской деятельности уже на протяжении нескольких десятков лет. К проблемам управления пассивами в большей или меньшей степени относятся, например, минимизация или ограничение рисков (главным образом, процентного и ликвидности), ресурсное планирование и формирование определенной структуры баланса банка. Применение наиболее соответствующих конкретным условиям методов и инструментов управления пассивами позволяет коммерческим банкам своевременно и эффективно решать различные задачи стратегического характера.
С течением времени, в ответ на существенные изменения на финансовых рынках приоритетность задач в рамках реализации управления пассивами коммерческих банков также менялась. Как следствие изменялись концепции управления пассивами коммерческих банков, дополнялись новыми методами и инструментами.
Финансовый кризис, с которым мировая финансовая система столкнулась в 2008 году, продемонстрировал ряд принципиальных несовершенств, присущих финансовым инструментам и методам, которые применялись для управления пассивами. Данный кризис видоизменил задачи управления пассивами коммерческих банков, а также показал необходимость модификации методов и инструментов для осуществления регулирования структуры пассивов.
В этих условиях проведение пассивных операций стало одной из важнейших задач для «здорового» функционирования банков, так как аккумулирование доступных финансовых ресурсов субъектов экономической системы и их превращение в инвестиции является основной функцией кредитных организаций. Как известно, привлеченные ресурсы являются основой, благодаря которым осуществляются активные банковские операции, и от их надежности во многом зависит устойчивость всего механизма функционирования банка.
Проблема эффективного управления пассивами коммерческих банков остается в России по-прежнему не решенной. В настоящее время существуют серьезные проблемы в управлении капиталом, привлеченными средствами, что приводит к колебаниям ликвидности и росту банковских рисков.
Рассматривая степень и глубину теоретического осмысления заявленной научной проблемы, необходимо отметить, что в большинстве работ, опубликованных в России, вопросам оптимизации структуры пассивов коммерческого банка уделялось недостаточное внимание. Большинство авторов концентрировали свои усилия на отдельных функциональных областях работы банков, излишне детализированном описании проводимых операций. Таким образом, проблема теоретического изучения вопросов управления пассивами коммерческого банка в условиях вступления России в ВТО является для российской теории банковского дела одной из приоритетных. Рассматриваемая проблема в различной степени нашла отражение в трудах таких ученых как: Абрамова М., Александрова Л., Белоглазова Г., Зубов С., Зуев М., Ионова А., Ковалева Т., Лаврушин О., Масленченков Ю., Павлова Л., Соколинская Н., Усоскин В., Хоминич И., Шеремет А., Ширинская Е. и др.
Рассмотрим значение понятия «пассивы коммерческого банка». Пассивы или ресурсы коммерческого банка — это его собственный капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических и физических лиц, сформированные банков в результате проведения пассивных операций, которые в совокупности используются им для осуществления активных операций.
Так, при определении структуры банковских ресурсов имеется существенное расхождение между отечественной и зарубежной экономическими школами. Отечественные экономисты считают, что пассивы банка включают в себя собственные средства или собственный капитал банка, а также привлеченные и заемные средства или заемный капитал банка. Зарубежные экономисты определяют пассивы (liabilities) банка как «сумму всех требований к банку, кроме требований его владельцев». Вместе с этим, они говорят о том, что активы (assets) равны сумме собственного капитала (net worth) и пассивов. Аналогичный подход к определению пассивов используется в международных стандартах бухгалтерского учета («IAS»–International Accounting Standards).
Таким образом, если для отечественной экономической школы категория «банковские ресурсы» отождествляется с пассивами банка, то для зарубежной экономической школы категория «банковские ресурсы» является совокупностью пассивов и собственного капитала банка.
Рассмотрим понятие управление пассивами коммерческого банка в работах отечественных авторов. Коноплицкий В. А. дает следующее определение термину. Управление пассивами банка — составная часть банковского менеджмента, формирующая структуру пассивов банка. Основными задачами управления пассивами является обеспечение банка необходимыми кредитными ресурсами, слежение за обязательной прибыльностью средств банка. Важным средством управления пассивами является политика банка в части депозитного процента. [3].
Эриашвили Н. Д. относит управление пассивами к одному из подходов к решению проблем ликвидности коммерческого банка. Стратегия управления пассивами — это заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок [7].
Управление пассивными операциями представляет деятельность банка, связанную с привлечением финансовых средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств, необходимой для соблюдения ликвидности.
Жарковская Е. П. выделяет основные направления управления пассивами банка [2, c.201]:
- первое обусловлено совокупностью мер, предпринимаемых для формирования основной части пассивов, состоящей из привлеченных средств клиентов. Банк должен выработать определенную стратегию, применение которой на практике приведет к созданию желаемой структуры пассивов, которая будет отвечать требованиям ликвидности и платежеспособности;
- второе связано с поддержанием ликвидности через управляемые пассивы, т. е. средства, которые банк может привлечь по своей инициативе. Методы, предполагающие использование управляемых пассивов, являются некоторой альтернативой политике накопления ликвидных активов в балансе банка. Они предусматривают привлечение дополнительных средств с помощью различных финансовых инструментов для погашения обязательств в короткие сроки;
- третье заключается в управлении элементами собственного капитала банка. Необходимо своевременно проводить формирование фондов, добиваться положительного результата в финансовой деятельности банка, поскольку большой размер собственного капитала способствует повышению его финансовой устойчивости.
Скуратова Н. И. выделяет управление пассивами банка как самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи [5]:
- не допускать наличия в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;
- изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;
- обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения «дешевых» ресурсов.
Каждая из этих задач имеет особые способы и приемы решения. Важное место среди них принадлежит депозитному проценту, его дифференциации в зависимости от срока вклада. Однако развитие пассивных операций банка, означающее не столько увеличение их объемов, сколько разнообразие их видов, предполагает в качестве первоосновы наличие денежного и финансового рынка, ускорение процесса приватизации собственности, устойчивости денежного оборота.
Итак, в настоящих условиях проблема формирования ресурсов приобрела исключительную актуальность для банков. Управление банковскими ресурсами, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность, платежеспособность, масштабы деятельности и, следовательно, на размеры доходов коммерческого банка. В процессе формирования банковских ресурсов, возникает конкурентная борьба между банками, обусловленная ограниченностью финансовых ресурсов общества в краткосрочной перспективе. Поэтому банки в условиях коммерческой самостоятельности и конкуренции много сил и времени уделяют формированию собственного капитала и привлечению ресурсов.
Основные проблемы управления пассивами коммерческих банков рассмотрены также в работах Солодкова В. М., он рассматривает основные проблемы в области формирования ресурсной базы в российских банках. Во-первых, это слабость ресурсной базы, существующая с момента создания банковской системы в Российской Федерации и выражающаяся в нехватке длинных пассивов. Во-вторых, в условиях появления долгосрочных инструментов и снижающейся инфляции возникает процентный риск, а значит, необходимость его регулирования. В-третьих, существует ряд сложностей во взаимодействии банков и вкладчиков [6].
Галимов К. Т. в своей работе выделяет основные проблемы в управлении пассивами коммерческих банков в Российской Федерации [1]:
- низкая капитализация российских банков (совокупный капитал российских банков в 10 раз меньше капитала четырех крупнейших банков в мире), качество капитала кредитных организаций России находится на низком уровне, поскольку целый ряд банков, увеличивших свой капитал, применяли и продолжают применять различные схемы фиктивного увеличения капитала, происходит снижение доли уставных фондов в структуре капитала кредитных организаций;
- низкая степень диверсификации привлеченных средств (с преобладанием депозитов физических лиц), рост доли платных ресурсов в привлеченных средствах;
- недостаток долгосрочных ресурсов (их доля менее 20 %).
Также конкурентоспособность и конкурентные преимущества российских банков на современном этапе развития рассматривает в своих работах Колесов П. Ф. Автором проведена собственная классификация этих преимуществ и проведен анализ предложенных показателей за период с 2007- 2011 гг. Сравнение данных показателей с показателями зарубежных банков позволило автору сделать вывод о необходимости принятия государственных мер с цель повышения конкурентоспособности российских банков в преддверии вступления нашей страны в ВТО. Автор отмечает, что в настоящее время российские банки с трудом конкурируют с иностранными коллегами не только на международном уровне, но даже на внутреннем рынке.
Проблем порождающих эту неконкурентоспособность, много:
- сравнительно небольшие собственный капитал, активы и рыночная капитализация почти всех российских банков (исключение составляет лишь Сберегательный банк Российской Федерации, да и то скорее только по рыночной капитализации);
- менее привлекательные бренды почти всех российских банков;
- слабый охват территориальными офисами и другими коммуникациями российских банков территории страны, особенно отдаленных уголков;
- отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов;
- более узкий спектр операций, проводимых большинством российских банков по сравнению с их иностранными аналогами;
- нехватка дешевых и долгосрочных пассивов;
- проблема с ликвидностью активов у большинства банков, не входящих в первую федеральную или московскую сотню;
- слабый риск менеджмент и неквалифицированное управление;
- лишь нарождающийся рынок банковских акций, отсутствие акций подавляющего большинства банков на открытом рынке, медленная подготовка к выходу российских банков на IPO;
- недостаточная по международным нормам прозрачность операций, собственников (конечных бенефициаров акций), аффилированных лиц у многих, даже крупных российских банков;
- отсутствие мотивации к выходу на международные рынки и ряд других
Исследование структуры пассивов выявляет следующие закрепляющиеся тенденции в развитии банковского сектора: рост доли вкладов физических лиц, снижение доли средств предприятий и организаций на расчетных и текущих счетах, преобладание коротких пассивов.
Пассивы банковского сектора России в подавляющей своей части состоят из «коротких» денег, размещенных в банках на срок менее трех лет. В связи с этим доля и объемы, инвестиционных кредитов, в том числе ипотечных, не значительны и в разы уступают показателям банковских систем других стран. Из всех инвестиций, которые предприятия и организации страны осуществляют для своего развития, около 50 % они финансировали за счет прибыли и амортизации и только 8,9 % — за счет заемных средств (при этом доля кредитов российских банков с 2000 г. в инвестициях не выросла, а заметно сократилась).
Итак, современное состояние банковской системы России, которое характеризуется недостаточной капитализацией, ростом различных видов банковских рисков, развитием новых сегментов рынка банковских услуг и обострением конкуренции на банковском рынке, требует совершенствования технологии и механизма управления пассивами коммерческих банков, позволяющих повысить эффективность и устойчивость деятельности отдельных кредитных организаций и всей банковской системы России в условиях глобализации.
Литература:
1. Галимов К. Т. Управление активами и пассивами в банковском менеджменте диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Санкт-Петербург. 2006;
2. Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Под ред. Е. П. Жарковской. — Омега-Л, 2010;
3. Коноплицкий В., Это — бизнес: Толковый слов. эконом. терминов.-Киев, 1996;
4. Колесов П. Ф. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества российских банков на современном этапе развития / Экономика и менеджмент инновационных технологий. — Май, 2013;
5. Скуратова Н. И. Управление пассивами коммерческого банка диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва. 2010;
6. Солодков В. М. Депозитные сертификаты как способ формирования длинных пассивов / Солодков В. М. // Банковское дело. — 2010. — № 8.
7. Эриашвили Н. Д., Тавасиев А. М., Москвин В. А. Банковское дело: учебное пособие / Под ред. Н. Д. Эриашвили. — ЮНИТИ-ДАНА, 2012.