Согласно справедливому утверждению Ч. Беккариа, «лучше предупреждать преступления, чем карать за них» [4, с. 230]. Для того чтобы предупреждать преступления прежде всего необходимо выявить причины и условия, способствующие их совершению.
Важным условием успешной борьбы с хулиганством является глубокое изучение личности хулигана, знание его социальных, правовых, социально-демографических, нравственно-психологических свойств личности. «Понять человека и его поведение, в том числе и преступное, невозможно без углубленного изучения его социально-демографических, нравственных и психологических характеристик» [1, с. 366]. Исследование этих данных имеет важное значение для выявления причин и условий, способствующих хулиганским проявлениям и разработке мер по их устранению, предупреждению.
К оценке личности хулигана можно подходить с двух диаметрально противоположных позиций: либо считая его человеком, от природы обладающим преступными свойствами, с предрасположением к совершению общественно опасных поступков (агрессивностью, жестокостью, корыстными свойствами и т, д.), — тогда хулиган не что иное, как «преступная личность», либо подходя к хулигану как социальному существу, приспособленному к жизни в обществе и «не запрограммированному» природой на вражду, на антагонизм с обществом и посягательства на его устои, тогда, хулиган будет рассматриваться как личность, которая в конечном счете под воздействием социальных условий совершила преступление или стала на путь совершения преступлений.
Анализ многочисленных и разнообразных хулиганских проявлений приводит нас к выводу о существовании системно-интегрированных факторов, обуславливающих хулиганское поведение. В связи с этим бессмысленным является старый спор о первичности биологического или социального.
Антиобщественное поведение формируется при помощи совокупности таких факторов как воспитание, круг общения, семейные традиции, уровень образования, материальное и социальное положение в обществе и другие социальные факторы, усиленные индивидуально-биологическими особенностями человека. Но для того чтобы одни факторы пришли во взаимодействие с другими, нужен некий связующий элемент — психика человека. Следовательно, нельзя говорить о том или ином отдельно взятом факторе как о первопричине преступления. Для успешной борьбы и предотвращения рассматриваемой категории преступлений нужно учитывать все возможные факторы, влияющие на возникновение этого явления.
Определяющим моментом, безусловно, необходимым для эффективной борьбы с хулиганскими побуждениями является изучение обстоятельств, лежащих в основе грубых нарушений общественного порядка. Для более полного уяснения всего комплекса обстоятельств, детерминирующих совершение рассматриваемого вида преступления, необходимо разделять их на условия, способствующие совершению хулиганства, и непосредственные причины, обусловливающие грубые нарушения общественного порядка.
Непосредственными причинами, способствующими совершению преступлений, в науке принято, называть совокупность явлений обладающих сложной структурой, которая охватывает различные уровни и периоды.
Мы согласны с утверждением С. В. Борисова — «непосредственной причиной хулиганских побуждений следует признать негативные составляющие мотивационной сферы виновных лиц, заключающиеся в неприятии большинства общепризнанных правовых, моральных и иных ценностей; деформированной потребности в самоутверждении, агрессивности и отсутствии внутренних барьеров на пути совершения хулиганских действий» [5, с. 108].
На наш взгляд, все внешние обстоятельства, влияющие на формирование указанных побуждений, а так же определяющие благоприятную обстановку совершения хулиганства необходимо относить не к причинам, а к условиям его совершения.
Под условиями совершения преступления понимаются совокупность обстоятельств, наличие которых создает благоприятную для совершения преступления обстановку. Применительно к хулиганским действиям они подразделяются на ряд групп. В первую очередь к обстоятельствам, способствующим совершению хулиганских действий, следует отнести слабую работу досуговых центров, учебно-воспитательных учреждений. Ведь многие лица, не находя иных способов занять свободное время, идут на поиски «приключений», острых ощущений, что нередко приводит к учинению драк, дебошей, беспричинных нападений на граждан. На это обстоятельство еще в начале нашего века обращал внимание В. В. Скидан, который писал: «Избыток, энергии, удали, при условии бесцельной праздности, свободы, времени, которое нечем заполнить, при крайней неразвитости интеллекта — все это толкает рассматриваемых нами индивидов на выше перечисленные эксцессы».
Серьезной проблемой нашего общества является воспитание молодежи в духе уважения к закону, привитие должного уровня культуры. Практически не ведется на сегодняшний день воспитательная работа в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, трудовых коллективах учреждений и предприятий. М. А. Ефимов отмечает, что во многом причины хулиганства и сопутствующих ему насильственных преступлений заключаются, прежде всего, в низком уровне сознания и культуры определенной части людей.
По-прежнему удручающим остается состояние правовой культуры населения. Нередко в общественном сознании не только не осуждаются факты совершения хулиганств, но зачастую грубое нарушение общественного порядка считаются проявлением «удали», «доблести». Во многих, случаях недооценивается степень общественной опасности хулиганства, снисходительное отношение к лицам, их совершившим. В силу этого значительное число фактов грубого нарушения общественного порядка остается неизвестным для правоохранительных органов, ввиду отсутствия заявлений. Повсеместно отмечается крайне слабая активность населения по оказанию помощи в раскрытии и расследовании дел подобной категории. Это способствует появлению у нарушителей порядка чувства безнаказанности и, как следствие, совершению ими новых, порой еще более опасных преступлений.
Существенным образом на создание благоприятного фона для совершения грубых нарушений общественного порядка влияют недостатки в деятельности правоохранительных органов, в частности полиции, прокуратуры, суда. Среди условий, способствующих хулиганству в общественных местах можно выделить слабую организацию правоохранительных органов по охране общественного порядка, недостаточное внимание, городских организаций к вопросам планировки и освещения улиц и площадей и т. д.
Так же к условиям совершения хулиганских действий относятся недостаточная численность и оснащенность патрульных нарядов, их бессистемная расстановка, отсутствие гибкости при руководстве такими нарядами, недостаточная осведомленность сотрудников об оперативной обстановке, о причинах и условиях совершения преступлений данной категории, а так же о способах их выявления и возможных мерах их нейтрализации. Кроме того, срок проверки по заявлениям и сообщениям граждан о преступлениях из хулиганских побуждений безосновательно затягивается, как впрочем, и расследование таких уголовных дел [5, с. 109].
Недостаточно своевременное реагирование на факты совершения хулиганских действий, необоснованная снисходительность к нарушителям, существенные пробелы в деятельности по охране общественного порядка в ряде случаев порождают у некоторых лиц чувство безнаказанности и вседозволенности.
Одним из условий, способствующих проявлению хулиганства, служат недостатки, имеющиеся в деятельности правоохранительных органов по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями и преступностью. К числу таких недостатков можно отнести порой формальное отношение работников полиции к разрешению заявлений и сообщений граждан о нанесении им побоев, телесных повреждений, уничтожении имущества и угрозах со стороны лиц систематически нарушающих общественный порядок. Немаловажным фактором является привлечение к работе по пресечению и предупреждению бытового хулиганства сотрудников, не имеющих практического опыта, специальных навыков работы в конфликтных ситуациях, что приводит к нарушению законности и жалобам со стороны населения, а так же к неполноте расследования и сбора сведений, характеризующих личность хулигана. Как следствие — даже по делам, дошедшим до суда, нередко выносятся необоснованные приговоры [6, с. 74–75].
Причинами совершения хулиганских действий, как и всей преступности в целом, являются обстоятельства, связанные с недостаточной штатной численностью полиции и перезагрузками в работе, применением устаревших технологий охраны общественного порядка, обусловленными низким уровнем материально-технического обеспечения ОВД, недостатками организации взаимодействия с общественными формированиями. В ряде подразделений еще живо стремление к поддержанию показателя мнимого благополучия в работе путем сокращения числа нераскрытых преступлений за счет их укрытия, регистрации только наиболее тяжких посягательств, необоснованных переквалификаций нераскрытых преступлений по статьям с менее строгими санкциями.
Основными причинами совершения хулиганства, на сегодняшний день можно признать проблемы, связанные с социально-бытовыми условиями жизни нашего общества.
Причинами совершения хулиганских действий выступают обстоятельства и явления, сложившиеся в обществе, которые детерминируют собой становление антисоциальных установок. Существуя объективно, именно они служат основой совершения хулиганских действий. Неуважение к обществу как таковое не может возникнуть и существовать само по себе, оно всегда связано с отмеченными факторами и является их следствием. В силу этого причинами хулиганства становятся именно социальные условия, порождающие, в конечном счете, отрицательное установки и как конечный результат — совершение преступления.
Существенным фактором, влияющим на динамику хулиганских проявлений, стали в настоящее время пробелы воспитания детей в семье, ведь семья является первичной ячейкой, где начинается формирование личности и воспитание человека. Здесь ребенку прививаются основные моральные требования, правила приличия, формируются главные черты характера, которые затем развиваются в процессе жизни. Человек, усвоивший с детских лет правила морали, менее подвержен отрицательным влияниям других лиц. Но при этом родители сами должны иметь представление о полезности и необходимости моральных требований и запретов и уметь донести их до сознания ребенка. Мы не можем не согласиться с теми исследователями, которые подчеркивают особенность воспитания детей в неполных семьях, где дети воспитываются одними матерями. Отсутствие отца в семье ранит детскую душу, у него вырабатывается негативное отношение к окружающим, он зациклевается на своих негативных переживаниях.
Обида «на весь мир» — вполне криминогенное состояние индивидуального сознания. Так, по данным В. Т. Калмыкова каждый шестой несовершеннолетний осужденный за хулиганство в 1970 — е гг., воспитывался без отца [7]. На сегодняшний день данные показатели возрастают.
Если в семье процветает грубость, бескультурье, эгоизм, жестокость и алкоголизм, велика вероятность формирования озлобления, культа силы и вседозволенности в сознании будущих преступников для достижения любых целей, в том числе самых низменных, самых позорных с точки зрения большинства членов общества. В семьях преступников обычно наблюдается неблагоприятный морально-психологический климат, обостряющийся педагогической неграмотностью членов семьи, низким уровнем их правовой и нравственной культуры [3, с. 5].
Важной причиной является крайне слабая воспитательная работа в школе из-за низкого уровня материально-технической базы, нерегулярно выплачиваемой низкой зарплаты учителей, сомнительных реформ учебных программ с непредвиденными последствиями, а так же отсутствием современной правовой пропаганды среди учащихся, что отрицательно влияет на процесс формирования личности. Из СМИ и специальной литературы видно, что школа фактически превратилась в «штамповочную машину», которая, закрывая глаза на низкий образовательный и культурный уровень большой массы выпускников, выдает аттестаты, снимая с себя груз ответственности. [9, с. 37].
Объективные духовные трудности и потери общество понесло в результате борьбы с религией. Религия — это не только вера в Бога, загробную жизнь и т. д., это еще и набор нравственных постулатов, принципов и норм, имеющих общечеловеческое значение. Мы считаем, что вера и связанные с ней нравственные нормы способны многих удержать от аморальных поступков, и в целом религия может существенно способствовать снижению напряженности в обществе [2, с. 142].
Это в свою очередь способствует становлению антиобщественных взглядов, привычек и установок, которые, как известно, играют доминирующую роль в поведении человека. У подрастающего поколения нередко отсутствуют элементарные представления о добре и зле, базовые моральные нормы. «На криминализацию детей, — пишет Калмыков В. Т. — влияет, конечно, и ослабление воспитательной функции школы, и семейное неблагополучие, порожденное экономическим кризисом, и разрушение системы социализации подрастающего поколения в целом».
Помимо выше сказанного, одной из основных причин, лежащих в основе хулиганства, является алкоголизм. Потребление спиртного в чрезмерных дозах влечет за собой ослабление уровня сознания человека, существенное снижение самоконтроля, оказывая весьма пагубное воздействие на его психику. Состояние опьянения, указывает Н. Г. Иванов, увеличивает психическую и двигательную активность человека, затрудняет концентрацию внимания, происходит переоценка своих возможностей, снижается самокритика. В состоянии опьянения растормаживаются инстинкты и проявляются скрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии (ревность, тщеславие, обиды и т. п.).
Механизм влияния алкоголя проявляется в том, что у лица, находящегося в состоянии опьянения, существенно ослаблен самоконтроль, что обусловливает легкий выбор антиобщественных форм, поведения, тогда как в трезвом виде решиться на грубое нарушение порядка более трудно. Наряду с этим состояние веселья, безалаберности, эйфории создают своеобразный «фон», способствующий совершению бездумных выходок, перерастающих в хулиганство, но воспринимаемых пьяными как озорство.
Помимо этого, как отмечалось выше, алкогольное опьянение вызывает неадекватные реакции на внешние раздражители, что в ряде случаев способствует возникновению и развитию ничем не обусловленных конфликтов (например, бурная реакция в ответ на отказ дать закурить).
Наряду с пьянством все возрастающее влияние среди причин хулиганства приобретают в наши дни такие явления, как наркомания и токсикомания. Указанным заболеваниям присущи все моменты негативного влияния на организм и психику человека, свойственные алкоголю, В то же время их отрицательное воздействие особенно ярко проявляется в период абстиненции, так называемой ломки, т. е. состояния наркотического голодания организма, во время которого человек испытывает особенные психические и физические страдания. В таком состоянии лицо легко решается на совершение преступлений, в особенности хулиганства, вымещая, таким образом, на окружающих свою неудовлетворенность окружающим миром.
Алкоголизация и наркотизация приводят к деградации личности, утере высших ценностей, примитивизации потребностей, кроме того, их следствием является также разрыв с семьей и трудовым коллективом. Алкоголики и наркоманы обычно нигде не работают, а для того, чтобы добыть средства для покупки спиртных напитков и наркотиков, совершают как имущественные преступления (как правило, не представляющие большой общественной опасности), так и тяжкие насильственные преступления.
Огромное значение в детерминации хулиганских действий имеют низкое правосознание, низкая правовая культура и низкий уровень правового воспитания населения. Определенная категория граждан, не знающих о праве на необходимую оборону закрепленном в УК РФ, старается не вмешиваться и не пресекать хулиганские проявления, опасаясь за себя, что создает благоприятную обстановку для хулиганов. В. Н. Кудрявцев заметил, что «если хулиган видит беззащитность потерпевшего и безразличие со стороны окружающих граждан, он не только получает объективную возможность продолжать хулиганские действия, но и приобретает субъективную уверенность в своей безнаказанности и окончательно распоясывается» [8].
Низкая же правовая культура проявляется в том, что сами правонарушители не вполне адекватно оценивают свои действия с правовой точки зрения и считают, что в их действиях нет ничего противозаконного.
Совершение хулиганских действий зависит не только от ряда социальных причин и условий, рассмотренных выше, но и само порождает новые антиобщественные акты, т. е. происходит процесс самодетерминации хулиганства.
В. Н. Кудрявцев и В. Е. Эминов выделяют, по меньшей мере, четыре формы проявления самодетерминации. Первая форма проявляется в том, что одно удачно совершенное и нераскрытое преступление часто порождает другое. Именно на этой основе существует профессиональная и рецидивная преступность, деятели которой превращают совершение преступлений в постоянный промысел, в образ жизни. Вторая форма самодетерминации проявляется в совершении «вспомогательных», «подсобных» преступлений, которые затем неминуемо влекут за собой основные. Третья форма самодетерминации связана с организованной преступностью. Однажды созданное преступное сообщество порождает целый «букет» различных преступных действий. Наконец, четвертая форма самодетерминации преступности проявляется через психологию населения. Если преступность высока, а преступления часто безнаказанны (как это имеет место в нашей деятельности), возникает особое психологическое состояние допустимости, разрешенности преступных действий, а также представление о слабости, ничтожности законов. Это так называемая аномия или безнормативность в поведении граждан, при которой они не верят в нормы права и морали и легко склоняются к противоправному, в том числе и преступному, поведению, ориентируясь на безвластие и слабую эффективность правоохранительной системы. Таким образом, уже само расширение преступности вызывает ее дальнейший рост; она становится, к сожалению, достаточно привычной формой существования в обществе.
Литература:
1. Антонян Ю. М. Личность преступника. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007. — C.366.
2. Антонян Ю. М. Причины преступного поведения. М., 1992. — С. 142.
3. Бааль Е. Г. Современные тенденции преступности среди несовершеннолетних и молодежи (Основные криминологические показатели, причинный комплекс, проблемы профилактики). М., 1992. — С.5.
4. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. — М.: Фирма «Стелс», 1995. — С. 230.
5. Борисов С. В. Общественная опасность хулиганства и его предупреждение. Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел.. — М., 2006. — С. 108, 109
6. Векленко С. В. Уголовно-правовые меры борьбы с хулиганством. Омск: ЮИ МВД, 1998. — С. 74–75.
7. Калмыков В. Т. Хулиганство и меры борьбы с ним. Минск, 1979.
8. Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступлений. — М., 1960.
9. Хренов А. В. Криминологические аспекты преступлений, предусмотренных статьей 213 УК РФ. Российский следователь № 7. 2004. — С. 37