Система образования как инструмент «мягкой силы» в мировой политики и геополитики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 30.09.2013

Статья просмотрена: 2178 раз

Библиографическое описание:

Ортиков, К. С. Система образования как инструмент «мягкой силы» в мировой политики и геополитики / К. С. Ортиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 461-462. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7874/ (дата обращения: 19.12.2024).

Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей.

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО.

Система образования всегда являлась основным китом или же слоном процветания той или иной государственности. Ведь нам всем известно, что благодаря бесперебойному механизму системы образования государство имеет возможность достичь наиболее высоких результатов и уровня своего процветания. Ярким примером тому могут послужить такие страны как Сингапур, Индонезия, Малайзия и другие восточные страны мира. Также, в то же время система образования может быть использована в качестве рычага «мягкой силы» в сфере политики и геополитики.

Справочно:«Мягкая сила» — это способ привлечения других государств на свою сторону путем изложения или же демонстрации своих культурно-просветительских ценностей и политико-экономических взглядов. Данная политика включает в себя распространения национальных ценностей и культуры за рубежом, а также экспорт образования.

В настоящее время все больше стран мира убеждены в том, что система образования является наиболее лучшим способом продвижения своих национальных интересов на мировой арене. Тем самым, великие державы мира как Российская Федерация, США, КНР, Германия и ряд развитых Европейских стран осуществляют различные программы для поступления в ВУЗы грамотным и перспективным молодым людям со всего мира. Необходимо подчеркнуть, что данный политический курс в недавнем времени в мировой истории был положительно оценен. Так как, в истории нам известно, что Советский Союз и Соединенные Штаты Америки впервые очень сильно придавали значения на образовательную систему в университетах, где обучались молодые люди из разных стран мира, которые после окончания учебных заведений занимали значительные государственные посты своих стран. Однако, после распада СССР доля России в международном рынке образовательных услуг постоянно снижалась. По данным ОЭСР, в 2004 г. Россия принимала 3 % от общего количества иностранных студентов, а в2007 г.— только 2 % [1].

Таким образом, известно что, как и прежде, так и в настоящий день США продолжает развивать свою образовательную систему и на сегодняшний день такие американские университеты как Гарвард, Колумбийский университет, Стенфордский университет и ряд знаменитых университетов США с гордостью демонстрируют свои достижения в области образования. С другой стороны их достижения имеют место быть в современном обществе. Это популярность носит не только в общественных кругах США, но так же это слава простирается на весь мир.

Так, сегодня большинству нам известно, что некоторые политические деятели получали высшее образования в ВУЗах США. В качестве примера может послужить Мухаммед Мурси экс-президент Египта, который обучался в университете Южной Калифорнии [2], Михаил Саакашвили проходил учебу степени магистратуры в Колумбийском университете [3], Беназир Бхутто (21.06.1953–27.12.2007) премьер министр Пакистана обучалась в Гарвардском университете [4] и наследная японская принцесса Масако, которая обучалась в Гарварде [5]. Как уже известно, аналогичные примеры имеют достаточно широкий список.

Далее, следует подчеркнуть, что система образования на сегодняшний день тесно переплетается с понятием политики или/и геополитики. Возможно, с политической точки зрения она имеет более общие черты. Однако, когда речь идет о геополитики то здесь система образования соприкасается с геополитикой косвенно, а не на прямую. Также по большому счету, система образования той или иной страны готовят не только для иностранных государств высококвалифицированных кадров, но, в то же время данные кадры могут стать троянскими конями, в пользу которого могут сыграть для страны, где они обучались. Ведь, современные политические события неоднократно демонстрировали случаи, когда политические лидеры той или иной страны являлись более лояльными для тех стран, где они обучались. В частности во время Афганской войны госчиновники СССР часто рекрутировали грамотных людей и внедряли им советскую идеологию и затем возвращали их в Афганистан, где затем содействовали занятию высоких должностей. Одним из них является Нур Мохаммад Тараки (15.07.1917–9.10.1979) [6]. Следует отметить, что Тараки являлся генеральным секретарем ЦК НДПА и лидером фракции «Халк» (Народ). Следует отметить, что Советский Союз стремился внедрить афганскому народу свою идеологию через афганских просоветских чиновников, которые проходили стажировки в СССР. Однако, чрезмерная жесткость Советского Союза и принудительное внедрение своих взглядов и идеологии повлияло негативно и в дальнейшем происходило отдаление и недоверие афганского народа к Советскому Союзу и его взглядам.

Однако, в настоящее время со стороны США данный проект (образовательный проект) осуществляется гораздо более деликатно. Но, самый главный триумф в этом то, что большинство молодых людей сами по собственному желанию стремятся получить образование в стенах ВУЗах США. Благодаря, качественной системы образования Соединенных Штатов позволяет правительству США довольно успешно осуществлять свою стратегию в рамках политики и геополитики не только в региональном, но также и в мировом масштабе.

Известно что, президент некоммерческого Института международного образования Аллан Гудман подчеркнул, что американские высшие учебные заведения максимально открыты для студентов из иностранных государств и это позволяет им лучше понимать «идеологию» Соединенных Штатов. Примечательный факт в том, что сегодня большинство университетов стран мира ведут конкуренцию, как между собой, так и в мировом масштабе, чтобы привлечь максимальное количество иностранных студентов. Таким образом, из сказанного вытекает мысль о том, что университеты могут служить в качестве не только обучения тех или иных предметов, но также они могут быть рассмотрены в качестве организации, которые продвигают ту или иную идею и\или идеологию.

В конце статьи необходимо отметить, что в книге Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила», особо делается упор на понятие «идеологический полигон». В нем автор просвещает читателей о том, что идеологический полигон на современном этапе — это гораздо более опасное оружие, чем ядерные снаряды [7]. Здесь на наш взгляд данное понятие играет значительную роль в современном мире. Особенно в XXI веке, когда повсеместно развиваются информационные технологии. Также следует подчеркнуть, что практически все государства мира, организации (включая университеты) и мозговые центры борются за овладения людскими мнениями и тем самым стараются внедрить или более ярко предоставить свою идеологию и взгляды. Тем самым проявить себя с привлекательной стороны.

Таким образом, в настоящее время все больше стран мира стараются максимально сделать систему образования более респектабельным, качественным и доступно для всех абитуриентов со всего мира. Подобные страны как США прекрасно уведомлены о том, что система образования — это один из самых необходимых рычагов в плане доминирования в глобальной политической арене. Всем известно, что система образования позволяет совершенствованию экономической и политической обстановки страны и если та или иная страна доминируют в политическом и экономическом плане в той или иной части мира, то это значит, что она также доминирует и в геополитическом аспекте.

В заключении необходимо отметить, что система образования является основной осью жизнедеятельности государства, а ее деградация приводит к деградации всей страны. Также, систему образованию можно использовать, как совершенствование государственности как упоминалось выше, также и как рычаг или же «механизм» в области «мягкой силы».

Литература:

1.      Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России -http://russiancouncil.ru/inner/≤id_4=1467#top

2.      Мурси, Мухаммед - http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурси,_Мухаммед

3.      Саакашвили, Михаил Николозович - http://ru.wikipedia.org/wiki/ Саакашвили, Михаил Николозович

4.      Бхутто, Беназир - http://ru.wikipedia.org/wiki/ Бхутто, Беназир

5.      Мосако (наследная принцесса) - http://ru.wikipedia.org/wiki/ Мосако_(наследная принцесса)

6.      Нур Мохаммад Тараки - http://ru.wikipedia.org/wiki/ Нур_Мохаммад_Тараки

7.      И.А. Каримов «Высокая духовность непобидимая сила» (Юксак маънавият енгилмас куч) – с. 113/

Основные термины (генерируются автоматически): система образования, Советский Союз, мягкая сила, страна мира, США, афганский народ, идеологический полигон, Колумбийский университет, мировой масштаб, образовательная система.


Задать вопрос