Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить детей с понятием «театральная афиша» , закрепить знания о театре;
– закрепить навыки счета, соотнесение количества предметов с цифрой;
– учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
– обогащать словарный запас;
– развивать умение подбирать палочки Кюизенера для построения дома по наглядному образцу;
– формировать опыт сотрудничества и организации совместной деятельности.
Развивающие:
– побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;
– развивать мышление, внимание;
– активизировать речь детей посредством театральной деятельности;
– способствовать развитию конструктивных навыков, развивать мелкую и крупную моторику детей.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к театральной деятельности;
– воспитывать уважение к зрителям и актёрам;
– воспитывать желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие;
Занятие интегрированное: развитие речи с помощью театрализованной деятельности.
Активизация словаря: театральная афиша, театр, артисты, актёры, спектакль, зрители.
Предварительная работа с детьми:
Беседа о героях сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом». Участие в викторине по произведениям С. Я. Маршака. Рассматривание иллюстраций животных. Чтение сказок С. Я. Маршака
Оборудование:
Проектор, костюмы котят, костюм кошки, палочки Кюизенера, музыкальное сопровождение
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, художественное слово, инсценировка.
Ход занятия:
Ребята, в музыкальном зале присутствуют зрители. Давайте подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Логопед:
Здравствуйте, наши дорогие
И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Логопед: Ребята, как вы думаете, что это на экране?
Ответы детей.
Логопед: Это театральный занавес. Мы с вами попали в театр. Ребята, в театре показывают спектакли?
Ответы детей.
Значит мы сегодня попадём на спектакль. А как же узнать на какой?
Воспитатель: Должно быть объявление о спектакле на театральной афише.
Посмотрите, а вот и театральная афиша. На театральной афише указывают место и временя проведения спектакля, его название и автор спектакля.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать название спектакля?
Ответы детей.
Логопед: Выполните наши интересные задания и узнаете название. Готовы приступить?
Ответы детей.
Воспитатель: Вас ждет интересная задачка.
Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку,
Ребята, считайте быстрей, сколько у Дамы было вещей? Давайте вместе посчитаем.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы!Ребята, скажите, а в какой сказке Дама собирала такой багаж? А кто автор этой сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Автор сказки «Багаж» С. Я. Маршак. Совсем недавно мы с вами читали эту сказку и участвовали в викторине.
(на афише появляется изображение С. Я. Маршака)
Воспитатель: Посмотрите, на экране появился автор этой сказки. Значит совсем скоро вы узнаете какой спектакль нас сегодня ждет.
Логопед: Акто мне ответит,что нам нужно иметь с собой, для того, чтобы попасть на спектакль в театре?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, билет.Уменя как раз есть билет для вас. Вы сможете его получить, если повторите за мной. Готовы?
Физкультминутка — кошкин дом
Тили-бом! Тили-бом! — наклоны вправо — влево.
Загорелся кошкин дом. — поворот головы вправо и влево.
Кошка выскочила, — наклон вперед с вытянутыми руками.
Глаза выпучила. — руками показать большие глаза
Бежит курица с ведром — бег на месте.
Заливать кошкин дом. — переливание через руку.
Логопед: Какие вы молодцы,аответьте нам на вопрос, о какой сказке шла речь?
Ответы детей.
Логопед: Ну конечно, сказка «Кошкин дом».
Посмотрите на театральной афише появились герои сказки «Кошкин дом». Значит сегодня нас ждет спектакль «Кошкин дом».
Пора занимать места в зрительном зале, спектакль скоро начнется. Необходимо превратиться в актеров и зрителей.
Воспитатель:
Мы попали с вами в сказку,
Закрывайте дети глазки.
Пора спектакль начинать
Один, два, три, четыре, пять.
(надеть маски героям)
Логопед:
Слушайте, дети:
Жила- была кошка на свете.
Тили- тили- тили- бом!
Был у кошки большой дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
Рассказчик (ребенок):
Вот пришли к богатой тетке
Два племянника — сиротки.
Постучались под окном,
Что бы их впустили в дом.
Дети подходят к домику и стучатся в окошко.
1-й котенок:
Тетя, тетя кошка!
Выгляни в окошко.
2-й котенок:
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Вместе:
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
Кошка:
У нас таких котят не счесть,
И всем охота пить и есть!
Логопед:
На улице стало темно,
И кошка закрыла окно,
Две стеариновых свечи
Зажгла она в столовой
Да развела огонь в печи!
Пожалуй, все готово!
Вдруг дома перед печкой
Огонь ковер прожег.
Еще одно мгновение
И легкий огонек
Взобрался по обоям,
В окошке серый дым.
И слышан голос кошкин:
Кошка: Пожар! Горим! Горим!
Рассказчик:
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Актеры выходят на поклон.
Логопед:
Со сказкой нужно прощаться.
На занятие возвращаться.
Закрываем, дети, глазки,
Чтобы выйти нам из сказки
Сосчитаем мы опять -
Один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Какой спектакль вы смотрели?
Ответы детей.
Логопед: Кто ответит мне, а как на самом деле заканчивается сказка «Кошкин дом»? Ответы детей.
Надо сказке помогать — и концовку доиграть.
Воспитатель: А давайте дружно как в сказке построим новый дом.
Логопед: Аиз чего же можно построить дом для Кошки?
(Из кирпича, досок, веток и т. д.) трансляция на экран)
(А какой дом будет из дерева?(деревянный, каменный, кирпичный))
Верно, но у нас нет ни кирпичей, ни досок, ни инструментов. Что же делать?
Воспитатель: Обратите внимание, что лежит на столе? Предлагаю построить наш новый дом из цветных палочек. Но прежде, чем мы начнем строить, давайте подготовим наши пальчики.
Целый день тук да тук —
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для котят
Пальцы соединить, показать «крышу».
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.
Ребята, давайте мы с Вами пройдем за столы. Откройте коробочки с цветными счетными палочками. Перед Вами лежит план будущего дома кошки, Ваша задача построить точно такой же домик из наших волшебных палочек по схеме на столе. (задание палочки Кюизенера)
Логопед:
Тили-тили-тили-бом!
Лучше прежнего стал дом.
Тили-бом, тили-бом!
Приходите в новый дом!
Все спешат на новоселье
Начинается веселье!
Воспитатель: Театральный занавес закрылся, значит спектакль завершен
Мы смогли с вами правильно закончить сказку. Вам понравилось? Что больше всего понравилось? Кто какую роль сегодня играл? Что для вас было самым трудным сегодня?
Логопед: Вы сегодня все большие молодцы, а сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим их за внимание.
Литература:
- Веракса, Н. Е. От рождения до школы инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — 5-е изд. — Москва: Мозаика-синтез, 2019. — 336 c.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:приказы и письма Минобрнауки РФ / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. — Москва: Сфера, 2014, 2015, 2016, 2017. — 96 с.: табл. — (Правовая библиотека образования).
- Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипина. — 2-е изд. перераб. — Москва: Сфера, 2009. — 128 c.
- Коваль, Е. В. Картотека пальчиковых игр для детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Е. В. Коваль. — Текст: электронный // http://ckrmamistov.minobr63.ru: [сайт]. — URL: http://ckrmamistov.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/12/KOVAL-E-V_KARTOTEKA-palchikovyh-igr.pdf (дата обращения: 24.12.2022).
- Мельникова, С. В. Конспект интегрированного занятия для детей и родителей по правилам пожарной безопасности «Кошкин дом» / С. В. Мельникова. — Текст: электронный // https://sad-sosenka.ru: [сайт]. — URL: http://ckrmamistov.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/12/KOVAL-E-V_KARTOTEKA-palchikovyh-igr.pdf (дата обращения: 24.12.2022).