Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.10.2013

Статья просмотрена: 1030 раз

Библиографическое описание:

Свешникова, О. Н. Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России / О. Н. Свешникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 385-390. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7894/ (дата обращения: 19.12.2024).

Страхование является важным элементом финансовой системы страны. Оно является гарантом защиты интересов и граждан, и государства. Рынок страхования в РФ существует всего 20 лет, однако за этот период его роль в экономике становится все более ощутимой. За последние 5 лет наблюдается рост по основным показателям оценки страхового рынка. Если в 2008 г. величина страховых выплат составляла 248,6 млрд. руб., то к 2012 г. она увеличилась до 369,4 млрд. руб. (темп роста –148 %), увеличилось количество страховых брокеров с 127 до 172 (темп роста –135 %), возрос совокупный уставный капитал страховщиков со 153,8 млрд. руб. до 208 млрд. руб. (темп роста –135 %). Однако за этот же период произошло снижение доли страховых премий во внутреннем валовом продукте на 0,04 пункта [1]. Такая динамика важного количественного индикатора влияния страхования на экономику страны свидетельствует о наличии проблем, требующих своевременного решения в условиях нестабильности и глобализации финансовых рынков.

В последние 2 года произошли существенные изменения в нормативно-законодательной базе, регулирующей рынок страховых услуг: Федеральный закон от 25.05.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (ред. от 01.04.2013 № 78-ФЗ), Приказ Минфина РФ «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов» от 2.07.2012 (в ред. от 29.10.2012 № 140н), Гражданский Кодекс РФ гл. 48 «Страхование», гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» и др.

В 2013 году в Кодекс РФ об административных правонарушениях (ред. от 19.05.2013 г.) была введена ст. 15.37 «Нарушение субъектами страхового дела требований страхового законодательства» (таблица 1). В предыдущей редакции Кодекса данной статьи не было (ред. от 20.12.2001). Появление данной статьи связано с тем, что в последнее время участились нарушения в соблюдении требований страхового законодательства.

Таблица 1

Нарушения и штрафы при несоблюдении страхового законодательства [2]

Нарушения

Планируемые размеры административного штрафа

Нарушение страхового законодательства в части непредставления страховыми организациями, обществами взаимного страхования и страховыми брокерами в ФСФР информации об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, в течение 30 дней со дня внесения

На должностных лиц — 10 000 руб., на юридических лиц — 100 000 руб.

Необеспечение страховыми организациями, обществами взаимного страхования и страховыми брокерами приема корреспонденции по адресу, указанному в Едином государственном реестре субъектов страхового дела

На юридических лиц — 50 000 руб.

Несоблюдение страховщиком установленного законом или иным нормативными правовыми актами, правилами страхования и договором страхования срока рассмотрения заявления о страховой выплате и срока осуществления страховой выплаты, а также срока уплаты неустойки в связи с задержкой принятия решения о страховой выплате, отказе в страховой выплате

На должностных лиц — 30 000 руб., на юридических лиц — 100 000 руб.

Для страховщиков, являющихся юридическими лицами и получивших лицензию на осуществление страховой деятельности, начиная с бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012г., Приказом Минфина РФ «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» от 27.07.2012 г. № 109н утвержден состав форм бухгалтерской отчетности (таблица 2).

Таблица 2

Сравнение форм бухгалтерской отчетности страховой организации

Приказ Минфина РФ от 11 мая 2010 г. № 41н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности»

Приказ Минфина РФ от 27.07.2012 г. № 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков»

Бухгалтерский баланс (ф.№ 1-страховщик)

Бухгалтерский баланс (ф.№ 1-страховщик)

Отчет о прибылях и убытках (ф.№ 2-страховщик)

Отчет о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (ф.№ 2а-страховщик)

Отчет о финансовых результатах (ф.№ 2-страховщик)

Отчет об изменениях капитала (ф.№ 3-страховщик)

Отчет об изменениях капитала (ф.№ 3-страховщик)

Отчет о движении денежных средств (ф.№ 4-страховщик)

Отчет о движении денежных средств страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (ф.№ 4а-страховщик)

Отчет о движении денежных средств (ф.№ 4-страховщик)

-

Отчет страховой медицинской организации о целевом использовании средств обязательного медицинского страхования (для страховой медицинской организации) — ф.№ 6-омс

-

Отчет общества взаимного страхования о целевом использовании средств (для обществ взаимного страхования) ф.№ 6-овс

Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (ф.№ 5)

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Формы отчетности, представляемые в порядке надзора в ФСФР

-

Отчет о платежеспособности (ф.№ 6-страховщик)

-

Отчет о размещении средств страховых резервов (ф.№ 7-страховщик)

-

Отчет о размещении средств страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию (ф.№ 7а-страховщик)

-

Отчет о страховых резервах (ф.№ 8-страховщик)

-

Отчет об использовании средств фонда (резерва) предупредительных мероприятий (ф.№ 9-страховщик)

-

Отчет об операциях перестрахования (ф.№ 10-страховщик)

-

Информация по операционному сегменту (ф.№ 11-страховщик)

-

Информация о дочерних и зависимых обществах (ф.№ 12-страховщик)

-

Информация о филиалах и представительствах

(ф.№ 13-страховщик)

-

Отчет о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств (ф.№ 14-страховщик)

-

Как следует из таблицы 2, новый состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности объединяет исключительно формы, характеризующие финансовое состояние, финансовые результаты деятельности страховщика. Все остальные формы являются приложениями, пояснениями, раскрывающими движение активов, капитала и обязательств страховой организации. Принципиальным отличием является исключение из бухгалтерской отчетности форм, представляемых страховыми организациями в порядке надзора в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и ее территориальные органы. Изменения в составе отчетности страховых медицинских организаций (выведены ф.№ 2а и 4а) связано с появлением одноканального финансирования здравоохранения.

Установлен новый порядок размещения средств страховых резервов в соответствии с Приказом Минфина РФ «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов» от 02. 07. 2012 г. (в ред. от 29.10.2012 № 140н) по сравнению с действующими ранее Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов (Приказ Минфина РФ от 08. 08. 2005 № 100н). Основные требования, которым должны удовлетворять активы для покрытия страховых резервов, не изменились (диверсификация, возвратность, доходность и ликвидность). При этом в новом порядке не предусмотрен трехмесячный срок для устранения нарушений требований при принятии активов для покрытия страховых резервов.

В соответствии с новым порядком изменились виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов (таблица 3).

Таблица 3

Отличия в видах активов, принимаемых для покрытия страховых резервов

Приказ Минфина РФ от 08. 08. 2005 № 100н

Приказ Минфина РФ от 29.10.2012 № 140н

Векселя организаций, включая векселя банков

Простые векселя банков

Банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами

Банковские вклады, в т. ч. удостоверенные депозитными сертификатами, а также вклады на обезличенных металлических счетах

Ипотечные ценные бумаги

Ипотечные ценные бумаги, включая облигации ипотечных агентств

Как видно из таблицы 3 новые позиции активов носят уточняющий характер, что подтверждает динамичное развитие рынка ценных бумаг. Изменены также количественные ограничения активов (групп активов), применяемых для покрытия страховых резервов (таблица 4).

Таблица 4

Изменения в ограничениях активов, применяемых для покрытия страховых резервов

Виды активов (групп активов)

Количественные ограничения (в % от балансовой стоимости)

Приказ Минфина РФ от 08. 08. 2005 № 100н

Приказ Минфина РФ от 29.10.2012 № 140н

Стоимость государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг

Не более 30 % суммарной величины резервов

Не более 40 % величины резервов по страхованию жизни; не более 30 % величины резервов по страхованию иному, чем страхование жизни

Стоимость акций

Не более 15 % суммарной величины резервов

Не более 20 % суммарной величины резервов

Стоимость облигаций (кроме федеральных государственных ценных бумаг и ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг и ипотечных ценных бумаг)

Не более 20 % суммарной величины резервов

Не более 45 % суммарной величины резервов

Произошло повышение размера вышеперечисленных видов (групп) активов, предназначенных для покрытия страховых резервов организаций, это свидетельствует об укреплении имущественной базы организаций. Утверждены новые требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика (Приказ Минфина РФ от 31.07.2012 № 25050).

В новом положении изменились виды активов, не принимаемых для покрытия собственных средств страховщика. К активам добавили еще два вида: переводные векселя; займы, выданные физическим лицам.

В соответствии с п.7 для покрытия собственных средств страховщика активы принимаются в размере наибольшего из двух показателей:

-          минимального размера уставного капитала, установленного Законом РФ № 4015–1;

-          нормативного размера маржи платежеспособности, рассчитанного в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств (Приказ Минфина РФ от 02.11.2001 № 90н).

К активам, которые находятся на территории РФ, добавлены:

-          дебиторская задолженность страховщиков, образовавшаяся после прямого возмещения убытков;

-          отложенные налоговые обязательства;

-          дебиторская задолженность по налогам и сборам;

-          дебиторская задолженность по причитающемуся процентному доходу.

Изменены структурные соотношения в активах (таблица 5).

Таблица 5

Изменения в ограничениях активов, применяемых для покрытия собственных средств страховщика

Виды активов (групп активов)

Количественные ограничения (в % от балансовой стоимости)

Действующий порядок

Новый порядок

Стоимость банковских вкладов в банках, в т. ч. удостоверенных депозитными сертификатами, вклады на обезличенных металлических счетах в банках

Не более 60 % наибольшего из двух показателей, приведенных в п. 7

Не более 50 % наибольшего из двух показателей, приведенных в п. 7

Максимальная стоимость банковских вкладов, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, а также вклады на обезличенных металлических счетах

Не более 60 % наибольшего из двух показателей, приведенных в п. 7 Требований

Не более 50 % наибольшего из двух показателей, приведенных в п. 7 Требований

Максимальная стоимость банковских вкладов, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, а также вклады на обезличенных металлических счетах в одном банке

Не более 20 % наибольшего из двух показателей, приведенных в п. 7 Требований

Не более 25 % наибольшего из двух показателей, приведенных в п. 7 Требований

Существенной подвижкой страхового рынка следует признать принятый в 2012 году Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Причина его появления — участившиеся аварии в метрополитенах, сложность получения компенсаций причиненных жизни и здоровью граждан в таких ситуациях. В законе прописывается конкретный размер выплат, предназначенных пострадавшим пассажирам. (В случае смерти — 2 млн. руб., в случае причинения вреда здоровью — в зависимости от степени тяжести, но не менее 2 млн. руб.). Ранее выплаты прописывались по каждому риску гражданской ответственности отдельно:

-          по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

-          по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

-          по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира [6].

Согласно закону обязательным страхованием могут заниматься страховщики, которые являются членами единого общероссийского профессионального объединения. Для обеспечения компенсационных выплат профессиональное объединение страховщиков формирует компенсационный фонд в 2013 г. за счет отчислений страховых организаций.

C 1.01.2013 г. были внесены изменения в ФЗ РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и постановление Правительства РФ «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь страховщик не вправе требовать от страхователя предоставления оригиналов документов, в случае перезаключения страхователем договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен последний договор обязательного страхования, если отсутствует информация о том, что представленные страхователем копии документов либо электронные документы содержат недостоверные сведения. Уточнено понятие «потерпевшего». Не признаются потерпевшими люди, которые стали жертвами несчастного случая общественного транспорта и такси. В этом случае максимальная страховая сумма составляет 2 млн. рублей, а по ОСАГО — 160 т. рублей [7].

Основное изменение в законе об ОСАГО 2013 года — наличие единой базы по ДТП во всех страховых организациях. В базу данных по ОСАГО теперь поступают все сведения о ДТП и его участниках. Ранее устанавливался срок действия технического талона, который предъявлялся для заключения полиса ОСАГО. Он действовал в течение полугода, а по новому изменению срок его действия может закончиться даже на следующий день. Теперь введена обязанность предъявления диагностической карты (вместо талона).

Важным шагом, направленным на расширение и укрепление страхового рынка РФ на данном этапе экономического развития, является принятие Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р). Разработка стратегии развития страхового рынка на долгосрочный период была подготовлена Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) с привлечением международной консалтинговой компании«Oliver Wуman Financial Services». Данный документ является подтверждением преемственности политики в области страхования, логическим продолжением ранее действовавших документов: Концепции развития страхования в РФ (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002г. № 1331-р), Стратегия развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу, 2008 -2012 г.г. (Поручение Правительства РФ от 18.11.2008г. № ВП-П13–6891). Сформулированным в нем цели, задачам, направлениям развития страховой деятельности в РФ предшествовал подробный анализ показателей состояния данной сферы и имеющихся в ней проблем. Стратегия 2020 конкретизирует развитие страхового рынка предусмотренного Государственной программой РФ «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», принятой

Главная цель Стратегии 2020 — превращение страховой отрасли в стратегически значимый сектор экономики России. Ее достижение предусмотрено реализацией 40 мероприятий («дорожной картой»), систематизированных по 9 направлениям: I. Совершенствование регулирования обязательного страхования; II. Стимулирование развития добровольного страхования; III. Расширение сферы деятельности субъектов страхового дела; IV. Развитие инфраструктуры страхового рынка; V. Оптимизация системы управления рисками за счет средств федерального бюджета; VI. Развитие системы сельскохозяйственного страхования; VII. Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их финансовой устойчивости; VIII. Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования; IX. Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне. Вышеперечисленное затрагивает управленческие и организационные аспекты страхового дела, касающиеся не только государственных органов управления, но и участников рынка — страховщиков.

В настоящее время Минфин РФ по поручению правительства занимается подготовкой проекта (до 3 октября 2013г.) по обязательному страхованию имущества граждан от стихийных бедствий. Данный вид страхования становится безотлагательным в связи с глобальным изменением климата и невозможностью разработки достаточно точного прогноза проявления стихии, участившимися разрушительными природными катаклизмами.

Таким образом, нормативно-законодательная база страхования постоянно совершенствуется, обеспечивая учет интересов как страховщиков, так и страхователей. Последние нововведения направлены на возрастание роли данного сектора в экономике страны.

Литература:

1.    Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года» [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/regulation/bank/strah-deyat/index.php≤id4=17724

2.    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.consultant.ru/koap/

3.    Приказ Минфина РФ «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» от 27.07.2012 г. № 109н. [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://base. consultant.ru/cons /cgi/

4.    Приказ Минфина РФ «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов» от 02.07.2012 (в ред. от 29.10.2012 № 140н). [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/78651/

5.    Приказ Минфина РФ от 02.07.2012 «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика» (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://auditrf.ru/prikaz-minfina-rossii

6.    Федеральный закон РФ от 25.05.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (в ред. от 01.04.2013 № 78).[Электронный ресурс]. — режим доступа: http://base. onsultant.ru/cons/cgi/

7.    Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 28.07.2012). [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.zakonprost.ru/ zakony/ob-osago

Основные термины (генерируются автоматически): Приказ Минфина РФ, обязательное страхование, РФ, отчет, покрытие страховых резервов, вид активов, страховой рынок, суммарная величина резервов, бухгалтерский баланс, взаимное страхование.


Похожие статьи

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Совершенствование деятельности российских банков на современном этапе развития национальной экономики

Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Совершенствование нормативных основ противодействия коррупции в РФ

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Совершенствование системы стандартов аудиторской деятельности и введение международных стандартов в РФ

Совершенствование правотворческого процесса в России

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Похожие статьи

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Применение международного опыта при построении современной национальной платежной системы России

Совершенствование деятельности российских банков на современном этапе развития национальной экономики

Информатизации профессионального образования как условие реализации приоритетов модернизации отечественного образования

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Совершенствование нормативных основ противодействия коррупции в РФ

Совершенствование контроля и надзора в системе государственного управления РФ

Совершенствование системы стандартов аудиторской деятельности и введение международных стандартов в РФ

Совершенствование правотворческого процесса в России

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Задать вопрос