Ключевые слова:М. Сейфуль-Мулюков, история татарской общественной мысли, история татар.
На рубеже XIX-XX вв. появляются первые татарские ученые, которые изучают экономику не в рамках мусульманского права, а как отдельную науку. Среди них необходимо отметить труды Габдельгалляма Фаизханова (1850–1910) и Мусы Акъегетзаде (1864–1923). Огромный вклад в публикацию экономических произведений внесла татарская пресса, начало которой было положено в 1905 г. На страницах многочисленных газет и журналов обсуждались различные проблемы, актуальные для татарского общества данного периода. Безусловно, что одной из ключевых тем становится экономика. Помимо экономических колонок и специальных статей в различных общественных и религиозных периодических изданиях, в начале ХХ в. выходило два специализированных экономических журнала на татарском языке — «Икътисад» («Экономика») и «Русия саудаси» («Торговля России») [1].
Большое значение рассмотрению современных экономических вопросов, в том числе и через призму мусульманского права, уделял один из самых популярных татарских журналов «Шура» («Совет»), который издавался в Оренбурге с 10 января 1908 г. по 31 декабря 1917 г. на средства золотопромышленников братьев Рамиевых. Он выходил два раза в месяц 1-ого и 15-ого числа, 24 номера в год [2]. Бессменным главным редактором журнала являлся Ризаэтдин Фахретдин (1859–1936) — выдающийся татарский религиозный деятель и историк, в разное время занимавший пост кадия Оренбургского магометанского духовного собрания и муфтия Центрального Духовного Управления мусульман Внутренней России и Сибири, автор многочисленных публикаций по истории, педагогике и богословию.
Экономические статьи журнала рассматривали общеэкономические и торговые вопросы, сельскохозяйственные и финансовые проблемы.
Особое место среди экономических вопросов, обсуждаемых в татарском обществе, занимало запрещенное исламом ростовщичество. Татарские богословы и ученые обсуждали возможность и механизмы участия мусульманского населения в работе банков и других финансово-кредитных учреждениях, получивших широкое развитие в Российской империи конца XIX — начала XX в. Они впервые в истории мировой общественной и экономической мысли пытались соединить классическую европейскую политэкономию с положениями ислама.
Одним из таких учёных был Мустафа Кутдусович Сейфуль-Мулюков. Он родился в 1887 году в Оренбурге. Возможно, здесь он получал религиозное образование в медресе «Хусаиния», так как преподаватель этого медресе З. Аюханов в статье «О ростовщичестве» называет его одним из своих учеников [3]. В юном возрасте вместе с братом он отправляется в Одессу, где они оба заканчивают коммерческое училище. После этого, устроившись юнгами на торговое судно, курсировавшее между Одессой и Стамбулом, они попадают в Турцию, а оттуда отправляются в Германию, где поступают в Берлинский университет. Здесь Мустафа изучает восточную филологию. Известно, что он владел арабским, турецким, персидским, немецким и английским языками. Они вернулись в Россию до начала первой мировой войны, поселились в Тифлисе. Мустафа Сейфуль-Мулюков вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию меньшевиков. После гражданской войны он вышел из партии и уехал в Ташкент, где занимался литературной, переводческой и научной деятельностью. Здесь же он женился на дочери некогда известного троицкого купца и мецената Разие Галиевне Яушевой. В августе 1938 г. Мустафа был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Турции и Германии, в которых он некогда жил и учился. В этом же году он умер в лагере от мучительной кишечной болезни. В 1957 г. был посмертно реабилитирован [4].
Его монография «Проблема ростовщичества в истории экономики» [5] была опубликована в семнадцати номерах журнала «Шура» за 1915 и 1916 гг. Данная работа впервые знакомила татароязычного читателя с историей ростовщичества в мировой экономике и оказала колоссальное влияние на дальнейшие развитие богословско-правовой и общественной мысли. Так, например, татарский религиозный деятель З. Аюханов в своей богословско-правовой монографии о ростовщичестве ссылается на работу М. Сейфуль-Мулюкова и восхваляет ее [6].
По словам самого автора, исследование истории ростовщичества в мировой экономике должно способствовать современному осмыслению данной актуальной проблемы, так как без изучения истоков и истории любого социального явления невозможно понять настоящее и прогнозировать будущее.
Монографию можно структурно представить следующим образом:
1. Актуальность проблемы ростовщичества для мусульманского мира.
2. Экономическая наука и три вида экономической философии.
3. Ростовщичество в Библии и Древней Иудее.
4. Отношение древнегреческих философов к ростовщичеству.
5. Римское право о ростовщичестве.
6. Церковное и светское право средневековой Европы о ростовщичестве.
7. Реформация и гуманизм Нового времени.
Подчеркивая актуальность проблемы ростовщичества, автор отмечает, что хотя у мусульман России и укоренилось убеждение о его религиозной запретности, современные условия жизни так или иначе заставляют их прибегать к ростовщическим операциям. Он указывает, что в настоящее время невозможно представить торговлю и бизнес без долгов и кредитов, а экономисты называют этот век эпохой «капитала и кредита». По его мнению, именно ростовщичество является основой капитала и кредитных отношений, оно способствует их появлению, развитию и существованию.
Он указывает, что эта проблема в татарском, мусульманском сообществе во многом зависит от ее религиозного положения. Но для формирования правильного представления о данной проблеме, по его мнению, изучать только богословскую сторону проблемы недостаточно, необходимо знать и историю данного явления. Он подчёркивает, что проблема ростовщичества — это вопрос экономики, и его необходимо рассматривать с учетом социально-экономического положения каждого временного периода и общества. Он пишет: «Мы полагаем, что было бы гораздо ближе к истинной цели, если бы размышления и исследования мусульманских ученых проходили с учётом социально-экономического положения тогдашних мусульман» [7].
Давая определение понятию экономика, учёный отмечает, что как отдельная наука она сформировалась всего лишь более 150 лет назад, а до этого во всех культурах ее вопросы рассматривались вместе с религиозными и иными социальными проблемами. Однако он отмечает, что это не говорит о том, что экономических проблем не существовало. Вопросы экономики, в том числе и ростовщичества, можно найти уже в истории Древней Иудеи.
М. Сейфуль-Мулюков замечает, что проблема ростовщичества не нова, она играла важную роль в государствах и обществах Древнего мира и средних веков, занимала значительное место в трудах иудейских и христианских мыслителей.
По мнению учёного, человек всю свою жизнь посвящает поиску пропитания, однако, в отличие от животных, он совершенствует и облегчает способы своего заработка, а также руководствуется присущими человеческому величию религиозными, моральными, общественными и законодательными критериями при ведении своей хозяйственной деятельности, т. е. ведет экономическую философию.
М. Сейфуль-Мулюков выделяет три вида экономической философии. Первая — дальневосточная или буддийская. Она строится на буддийском мировоззрении, которое, по мнению татарского учёного, заключается в том, что жизнь есть страдание, и чтобы избавиться от него, нужно избавиться от желания жить, от любви к жизни. Данная доктрина переносится и на хозяйственную деятельность и богатство, которые порицаются и должны выполняться только по мере необходимости. Автор монографии считает, что именно в этой экономической философии и заключается причина экономической отсталости многочисленных народов Дальнего Востока.
Интересно отметить, что термин «буддийская экономика» в европейской науке был введен только в 1955 г. английским экономистом Эрнстом Фридрихом Шумахером, а подробно описан им только в 1966 г. в работе «Буддийская экономика». Современный венгерский экономист Ласло Жолнаи сформулировал пять основных принципов буддийской экономики: 1. Сведение к минимуму страданий; 2. Упрощение желаний; 3. Отказ от насилия; 4. Подлинная помощь; 5. Щедрость [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что татарский ученый раньше европейских авторов описал и представил буддизм как особый вид экономической философии.
Вторым видом экономической философии М. Сейфуль-Мулюков называет концепцию «делового человека», которая заключается в сосредоточении человеческой жизни только на извлечении прибыли и приумножении богатства любыми путями. Он формулирует основной принцип этой концепции так: «Минимизировать затраты, максимизировать прибыль и результаты» [9].
Третий вид экономической философии, по мнению учёного, базируется на морально-этических принципах, которые являются основными критериями оценки хозяйственной деятельности. Он отмечает, что в мировой истории эти принципы развивались и эволюционировали. Они проходили этапы тяжелых форм угнетения одних другими в первобытнообщинных обществах, появления определенных моральных норм в эпоху язычества, их совершенствования и развития в отношении экономической деятельности в эпоху доминанты монотеистических религий в обществе и, наконец, выделения экономики в отдельную отрасль науки в эпоху европейского Просвещения.
Татарский учёный говорит о взаимоисключении данных концепций, так как каждая из них отрицает основополагающие принципы другой.
Он указывает, что проблема ростовщичества может быть рассмотрена через призму каждого вида экономической философии — от нее можно отказаться, как от многих форм экономической деятельности, неограниченно использовать ее для собственного обогащения или выстроить морально-этические границы ее допустимости. По мнению автора, именно последний путь и был воплощен в жизнь в цивилизованных обществах, прошедших описанный эволюционный путь развития, предотвращая использование ростовщичества в качестве средства угнетения.
Отмечая, что ростовщические отношения появляются вместе с обменом, и что определить более точное время их зарождения невозможно, М. Сейфуль-Мулюков предлагает посмотреть эволюционный путь ростовщичества на примере трех древних обществ — иудейском, греческом и римском, чьи наука и философия, по его мнению, в значительной степени повлияли на развитие мысли Нового времени и современности, после чего перейти к эпохе европейского Просвещения.
Он подробно рассматривает ветхозаветный запрет ростовщичества и его влияние на социально-экономическое положение Древней Иудеи. Далее ученый приводит суждения древнегреческих философов против ростовщичества — Платона, цитируя его «Законы» и описывая идею идеального города, Аристотеля, пересказывая его учение о деньгах, а также Демокрита, Сократа и Ксенофонта.
При этом татарский ученый отмечает, что ни иудейские пророки, ни древнегреческие мудрецы не были экономистами и рассматривали проблему ростовщичества с моральной и общественной точек зрения.
М. Сейфуль-Мулюков указывает на важное значение законодательной практики Древнего Рима в ограничении процента по кредиту, которая лежит в основе современного европейского законодательства. Ученый пишет, что ранние римские мыслители, такие как Катон, Сенека, Цицерон, считали ростовщичество таким же отвратительным, как убийство. Приводя примеры различных законодательных ограничений ростовщического процента, введенных Цезарем и Юстинианом, он отмечает, что ростовщичество все равно развивается, изобретая все новые способы обхождения законов.
Указывая, что ранние христиане считали одинаково греховными все формы ростовщичества, татарский ученый приводит доводы таких христианских богословов, как Климент, Лактанций, Афанасий, Гиларий, Василий Великий, Иероним, Иоанн Златоуст, а также решения церковных соборов, регламентирующих наказания для ростовщиков. При этом он доказывает, что кредитные отношения периода раннего христианства отличаются от современных. Важнейшей заслугой христианства, по его мнению, является искоренение брезгливого отношения к работе и труду, провозглашение их христианской обязанностью.
Рассматривая далее период раннего средневековья, он характеризует его доминантой Церкви, которая придавала труду и предпринимательской активности воспитательное значение, особо выделяя среди них земледелие и порицая торговлю и частную собственность. Он приводит пример аскетического учения Франциска Ассизского и указывает на то, что в данный период хозяйственные отношения рассматриваются с религиозной, моральной точки зрения.
Татарский ученый приводит пример запрещения ростовщичества во времена Карла Великого, подтверждение запрета на Третьем Латеранском соборе 1179 г., его усиление на Втором Лионском соборе 1274 г. и категоричный запрет с отменой всех мирских законов, каким-либо образом допускающих рост, на Вьеннском соборе 1311 г.
М. Сейфуль-Мулюков цитирует справочное пособие по определению ростовщических операций для церковных судей, написанное в XIII в. во Франции, которое имело широкое распространение во всей Западной Европе в XIV-XV вв., а также ссылается на средневековых ученых — теолога Фому Аквинского, религиозного правоведа Лангенштайна, глоссатора Аккурского, поздних средневековых юристов Бартоло, Бальда, Наварруса и Скации.
Рассматривая средневековую христианскую мысль в отношении ростовщичества, татарский ученый отмечает, что ученые этого времени искали пути внедрения принципа справедливости в жизненную практику, но так и не смогли выработать определенного и строгого принципа разделения возможностей справедливого и несправедливого использования денежного капитала и получения прибыли от одолженных или вложенных в дело денег.
В завершении рассмотрения эпохи средневековья ученый отмечает, что, несмотря на все запреты как церковного, так и светского законодательства, ростовщические отношения развивались в соответствии с требованиями времени и видоизменялись, ища способы обхода законов. Он приводит различные примеры «правовых хитростей» и делает вывод, что данная многовековая практика обхода различных запретов показывает необходимость ростовщичества в жизни людей.
Рассматривая эпоху Нового времени, М. Сейфуль-Мулюков останавливается на учении Карла Маркса и К. И. Родбертус-Ягецова. Важнейшей характеристикой эпохи европейского Просвещения, по его мнению, является секуляризация, которая способствовала развитию науки, техники и экономики.
Рассматривая феномен развития европейской экономики, татарский ученый выделяет ряд факторов, среди которых — влияние Востока, которое явилось следствием крестовых походов. По его мнению, благодаря им быстрыми темпами стала развиваться связавшая Европу, Ближний Восток и Африку международная торговля, в которой, помимо торговцев, стали принимать активное участие воины, духовенство и другие сословия. Знакомство с восточной культурой повысило потребности европейского населения, что стимулировало развитие производства. Расширение торговли и развитие производства способствовали увеличению роли денег. Вторым фактором, способствующим развитию европейской экономики, по мнению автора монографии, стало освобождение трудящихся. Третий фактор, который называет ученый, — это открытие Америки, из которой в Европу свозятся золото и серебро, способствуя накоплению в ней капитала и усилению капитализма. Такую же роль, по его мнению, играло и открытие нового пути в Индию.
М. Сейфуль-Мулюков отмечает «большую и важную связь между нынешней свободной экономической жизнью и обновленным христианством» [10]. Он, как и М. Вебер, говорит, что главное достижение Реформации — это поощрение экономической активности.
Знакомство с монографией М. Сейфуль-Мулюкова позволило не только возродить забытое имя татарского историка, но и продемонстрировать его глубокую образованность и широкий кругозор. Доказательством этого является выявленные нами факты его знакомства с историей библейского текста, формулирование трех концепций экономической философии, а также многочисленные цитаты древнегреческих философов, древнеримских правоведов, средневековых христианских богословов и правоведов, европейских экономистов Нового времени. Формулирование трех концепций экономической философии, в частности «буддийской экономики», можно назвать настоящим открытием ученого.
Его историческое исследование эволюции европейской общественной и религиозной мысли в отношении ростовщичества имеет многогранное значение для мусульманских исследователей проблемы ростовщичества. Во-первых, как об этом говорил и сам М. Сейфуль-Мулюков, изучая те или иные законы мусульманского права (фикх) необходимо оценивать социально-экономические условия того времени, как делает это ученый в отношении церковного права Европы. Во-вторых, монография позволяет сопоставить мусульманское и церковное право в отношении ростовщичества и других торгово-финансовых операций, сопоставить динамику их развития. В-третьих, пример европейской Реформации, благодаря которой осуществляется научно-технический прогресс и рост экономики, стимулирует пересмотр положений мусульманского религиозного права в соответствии с требованиями современности ради экономического процветания нации и государства.
Литература:
1. Зарипов И.А. Обзор публикаций татарских богословов по исламской экономике // Минбар. – 2011. №1 (7). – с.33-44.
2. Раиф Мәрданов. «Шура» журналы // Научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков». – 1999. №1-2. – [Электронный ресурс] URL: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/ go/anonymous/main/≤path=mg:/ numbers/1999_1_2 /11/11_3/ (Дата обращения: 1.12.2012).
3. Закир Аюханов. Риба хакында. // Журнал «Шура» – 1916. №9. – с.222-224.
4. Фарид Сейфуль-Мулюков. «Все, с кем я встречался, были мне интересны» // Татарский мир – 2003. №16.
5. Мостафа Сәйфелмөлеков. Икътисади тарихта риба мәсьәләсе. // Шура – 1915. № 14. – с.422-424; №15. – с.457-459; №16. – с.484-486; №17. – с.516-517; №18. – с.549-551; №19. – с.596-598; № 21. – с.650-653; №22. – с.677-680; №23. – с.719-721; №24. – с.741-744. 1916. №6. – с.143-147; №7. – с.165-167; №8. – с.190-193; №9. – с.212-214.
6. Закир Аюханов. Риба хакында. // Шура – 1916. №9. Шура. – №9, 1916. – с. 222-224.
7. Мостафа Сәйфелмөлекев. Икътисади тарихта риба мәсьәләсе. “Иман” нәшрияты, 2002. – с.14.
8. Эрнст Фридрих Шумахер. Малое прекрасно: экономика для человека. // Пер. с англ. Леонид и Ирина Шарашкины. РСПИ, 2007. – с.59-69.
9. Мостафа Сәйфелмөлекев. Икътисади тарихта риба мәсьәләсе. “Иман” нәшрияты, 2002. – с.18.
10. Мостафа Сәйфелмөлекев. Икътисади тарихта риба мәсьәләсе. “Иман” нәшрияты, 2002. – с.106.