Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.10.2013

Статья просмотрена: 2864 раза

Библиографическое описание:

Пяткина, Н. П. Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС / Н. П. Пяткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7914/ (дата обращения: 19.12.2024).

С 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. [5, c.3] Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Если исходить из идеи известного русского психолога Б. Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности. [3, с.13–22] При этом деятельность педагогов предусматривает:

-          реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

-          создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

-          изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

-          внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

-          управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Учитель должен быть:

-          увлечен своим делом;

-          способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

-          профессионально грамотным;

-          интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

-          проводником передовых педагогических технологий;

-          психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-          знатоком во всех областях человеческой жизни.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельностьучащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. [2, с.7] Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. [2, с.7–8]

Перед каждым из педагогов, в том числе и внеурочной деятельности, стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

Педагогу приятно работать с ребенком, который понимает с полуслова и самостоятельно пытается найти творческий подход к выполнению учебных заданий.

В рамках введения ФГОС второго поколения образовательные программы должны обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Обучая ребенка во внеурочной деятельности методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить учебные программы начальной школы. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — в том числе одаренных и способных детей. [2, с.10–11]

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, (в любознательность), а затем в устойчивую познавательную потребность. [4, с. 10] Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, — одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Наиболее удачными формами здесь могут оказаться, например: школьный интеллектуальный клуб «Что≤ Где≤ Когда≤» (здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников этой уникальной по своему влиянию на умственное воспитание игры), дидактический театр (в нем знания из самых разных областей обыгрываются на сцене, в связи с чем становятся эмоционально переживаемыми и личностно окрашенными). [1, с. 45–49] Одна из форм работы с одарёнными детьми — научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Возможна также организация для одаренных детей с высокой познавательной мотивацией специальных «вечерних курсов» на базе тех школ, которые имеют ограниченные возможности в преподавании отдельных предметов. Там школьники смогли бы поделиться с детьми этих школ своими знаниями, став для них своеобразными репетиторами.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно- исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость от отступления от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Профессор К. К. Платонов писал: «Одаренность — генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». И от того, какой деятельностью занимается ребенок, зависит развитие его потенциальных способностей. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Литература:

1.                  Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.

2.                  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

3.                  Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов; 3-е изд., — МПСИ, МОДЕК, 2011. — 424 с.

4.                  Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов; 5-е изд., — СПб.: Питер Пресс, 1997. 288 с.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внеурочная деятельность, одаренный ребенок, вид деятельности, способность, внеурочная деятельность школьников, задача, начальная школа, рамка введения, творческая деятельность.


Похожие статьи

Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Методическая разработка внеурочного занятия во 2-м классе на тему «Полезные продукты»

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС

Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе в рамках профессиональной подготовки

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы)

Похожие статьи

Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Методическая разработка внеурочного занятия во 2-м классе на тему «Полезные продукты»

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС

Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе в рамках профессиональной подготовки

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс (из опыта работы)

Задать вопрос