Антитеррористическая защищенность образовательного учреждения: проблемы и попытки их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.10.2013

Статья просмотрена: 4733 раза

Библиографическое описание:

Шегаев, И. С. Антитеррористическая защищенность образовательного учреждения: проблемы и попытки их решения / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7919/ (дата обращения: 19.12.2024).

Несмотря на то, что основной задачей образовательного учреждения (далее — ОУ) является обеспечение учебного процесса, комплексная безопасность была, есть и будет одним из главных для того условий. К сожалению, считать состояние современного ОУ безопасным не представляется возможным в силу разного рода обстоятельств.           Едва ли имеет смысл подробно останавливаться на актуальности вопроса, учитывая, что потенциальным объектом угрозы являются женщины и дети. Трагические события и так постоянно свидетельствуют об этом: захват террористами школы Беслана в сентябре 2004 года, взрыв в одной из школ Дагестана в мае 2013 года (село Карат), пожары в московских образовательных учреждениях (в январе 2011 и 2012 годов) и др. [4,5,7].        К сожалению, подобные ситуации не являются уроком для спецслужб и политиков, поскольку их доклады — часто ни что иное как сотрясание воздуха, а принятые меры противоречивы и часто просто-напросто не эффективны.            Антитеррористическая защищённость сегодня — наиболее уязвимая сторона комплексной безопасности ОУ. Руководство действиями персонала школы по линии ГО и ЧС осуществляется «сверху», эвакуация при пожаре проходит своими силами, противостоять же террористическому акту значительно сложнее: здесь не помогут ни умения использовать ГП-7, ни отработанный до автоматизма план освобождения ОУ. Обычно теракт — это тщательно спланированный алгоритм действий вооруженных боевиков, дать отпор которому дети просто не в состоянии. Следовательно, в данном случае угрозу необходимо предупреждать, нежели ликвидировать ее последствия.            К числу основных проблем антитеррористической защищенности сегодня относятся:

1.                 Отсутствие в каждом ОУ лица реально ответственного за вопросы безопасности.

Несмотря на введение в штатное расписание должности заместителя директора по обеспечению безопасности (далее — ОБ), нередко эти вопросы переложены на учителей. Может ли женщина совмещать преподавание, например, математики с реализацией рассматриваемой деятельности≤

2.                 Слабое финансирование ОУ «сверху».

Рыночная цена закупки и установки должной системы безопасности зачастую оказывается просто неподъемной для бюджета учреждения. Об этом свидетельствуют данные таблицы № 1 [10].

Таблица 1

Наименование товара/услуги

Стоимость товара/услуги

СКУД (комплектующие и монтаж)

399999,00 руб.

Домофонная система (комплект и монтаж)

299600,00 руб.

Система видеонаблюдения (16 камер и видеорегистратор)

195000,00 руб.

Арочный металлодетектор

99000,00 руб.

Охранная сигнализация

99000,00 руб.

3.                 Отсутствие специализированной подготовки сотрудников ЧОП.

Эта проблема является, на наш взгляд, наиболее значимой. После террористических актов в начале 2000-х годов все ОУ обязаны были иметь в своем распоряжении охранные структуры. Предполагалось, что в учреждениях усилится пропускной режим (исключается проход в здание посторонних лиц), а круглосуточное дежурство будет способствовать соблюдению внутриобъектового режима и днем, и ночью.      Однако реализация здравой, на первый взгляд, идеи не привела, по сути, ни к чему. Дело в том, что образовательные учреждения в данной ситуации лишены возможности самостоятельно выбирать поставщика этой услуги. Государственный контракт на обеспечение антитеррористической защищенности заключается коллективно, заказчиком в свою очередь, выступает дирекция, а школы/сады являются лишь получателями услуг.       В связи с этим обстоятельством, прямого воздействия на исполнителя у ОУ нет и, несмотря на возможность ведения претензионной работы, сменить обслуживающею организацию оно не может. Кроме того, срок действия договора с 2013 г. увеличен с одного календарного года до трех, что, учитывая вышеуказанные обстоятельства, является не в пользу образовательного учреждения.      Особого внимания заслуживают непосредственно сотрудники ЧОП. В большинстве случаев их возраст составляет 45–60 лет, а физическая подготовка фактически является «нулевой». Возникает вполне закономерный вопрос о возможности подобных кадров обеспечивать реальную безопасность.          Таким образом, складывается следующая ситуация: кадровый состав, которым располагает ЧОП, откровенно говоря, не отличается профессионализмом, денежные средства на его снабжение выделяются существенные, а повлиять на качество услуги или вовсе сменить исполнителя образовательное учреждение оказывается не в состоянии.         

4.                 Отсутствие участия правоохранительных органов в системе обеспечения безопасности ОУ.

Данная проблема заключается в том, что образовательное учреждение лишено фактического внимания со стороны силовых ведомств. Деятельность районных отделений полиции или участковых сводится к посещению ОУ в предпраздничный период: на день знаний, новый год и выпускной вечер (всего три раза в год) и записи в типовом журнале ЧОП.         Вышеобозначенное свидетельствуют об особой уязвимости ОУ в плане антитеррористической защищенности. Подобная практика совершенно недопустима: она влечет за собой постоянную угрозу жизни слабой половине (женщины и дети).            Решение этих проблем видится автору в следующих позициях:

-                   Введение в качестве обязательной ставки заместителя по обеспечению комплексной безопасности во всех образовательных структурах и недопущение совмещения ее с какой-либо иной деятельностью. Также требуется исключить возможность замещения этой штатной единицы женщинами;

-                   Увеличение финансирования статьи, отвечающей за обеспечение комплексной безопасности учреждения;

-                   Передача ОУ возможности выбора поставщика охранной услуги, с возможностью отказа от ЧОП и заменой на сотрудника полиции или ФСБ;

-                   Обеспечение реальной методической помощи в разработке служебной документации/ в организации фактических условий со стороны правоохранительных органов;

-                   Организация специализированных учебных тренировок с привлечением силовых ведомств. Подобные занятия будут способствовать выработке практических навыков в условиях террористического акта.

Определенные меры — лишь один из шагов на пути к состоянию безопасности. Относительное спокойствие за жизни женщин и детей — перспектива достаточно далекая, она потребует значительных финансовых, временных и интеллектуальных затрат. Однако есть надежда, что они будут не напрасны и помогут избежать трагедий впредь.

Литература:

1.                 323 человека погибли в результате захвата заложников в Беслане [Электронный ресурс]. — URL: http://www.newsru.com/russia/04Sep2004/250.html (дата обращения: 29.09.2013).

2.                 Бой с тенью: теория терроризма [Электронный ресурс]. — URL: http://www.chaskor.ru/p.php≤id=1212 (дата обращения: 29.09.2013).

3.                 Более половины раненых в Беслане — дети [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vesti.ru/doc.html≤id=52491 (дата обращения: 29.09.2013).

4.                 В одной из московских школ произошел пожар [Электронный ресурс]. — URL: http://www.newstube.ru/media/v-odnoj-iz-moskovskix-shkol-proizoshel-pozhar (дата обращения: 28.09.2013).

5.                 Взрыв в гимназии: МВД проведет беседы с дагестанскими школьниками [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ntv.ru/novosti/598257/ (дата обращения: 28.09.2013).

6.                 Владимир Кара-Мурза: под эхо теракта в метро закрутят гайки оппозиции [Электронный ресурс]. — URL: http://svpressa.ru/politic/article/23132/ (дата обращения: 29.09.2013).

7.                 Захват школы в Беслане [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gazeta.ru/2004/09/01/box_4258.shtml (дата обращения: 28.09.2013).

8.                 Защитим себя от терроризма [Электронный ресурс]. — URL: http://sinjavskschool.ucoz.ru/index/zashhitim_sebja_ot_terrorizma/0–47 (дата обращения: 29.09.2013).

9.                 Международный терроризм на современном этапе [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/Korolev_terrorism/ (дата обращения: 29.09.2013).

10.             Портал поставщиков города Москвы [Электронный ресурс]. — URL: http://market.zakupki.mos.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).

11.             Последствия теракта в городе Беслане в сентябре 2004 г. Справка [Электронный ресурс]. — URL: http://ria.ru/spravka/20100901/270686784.html (дата обращения: 29.09.2013).

12.             Правда о первых взрывах [Электронный ресурс]. — URL: http://www.novayagazeta.ru/inquests/29980.html (дата обращения: 29.09.2013).

13.             Психология терроризма [Электронный ресурс]. — URL: http://psyfactor.org/lib/terror21.htm (дата обращения: 29.09.2013).

14.             Терроризм [Электронный ресурс]. — URL: http://articlekz.com/taxonomy/term/210 (дата обращения: 29.09.2013).

15.             Терроризм [Электронный ресурс]. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/39844 (дата обращения: 29.09.2013).

16.             Терроризм и террористы. Исторический справочник [Электронный ресурс]. — URL: http://slovari.yandex.ru/~ %D0 %BA %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B3 %D0 %B8/ %D0 %A2 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %80 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BC %20 %D0 %B8 %20 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %80 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8B/ (дата обращения: 29.09.2013).

17.             Уволен по собственному желанию [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kommersant.ru/Doc/582233 (дата обращения: 29.09.2013).

18.             «Факты и мифы Беслана» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.reyndar.org/ (дата обращения: 29.09.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): ЧОП, образовательное учреждение, комплексная безопасность, антитеррористическая защищенность, Обеспечение, террористический акт.


Похожие статьи

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений

Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Особенности преступности несовершеннолетних правонарушителей

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений

Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Особенности преступности несовершеннолетних правонарушителей

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос