В статье автор анализирует представленные в современной научной литературе и нормативно-правовых документах понятия полихудожественный подход, полихудожественное воспитание, воспитательная технология. Обосновывает необходимость использования личностно-ориентированных технологий в воспитании. Определяет структурные составляющие воспитательной технологии. На основе проведённого анализа предлагает собственную личностно-ориентированную технологию полихудожественного воспитания старших подростков.
Ключевые слова: полихудожественный подход, полихудожественное воспитание, образовательная технология, личностно-ориентированная технология, технология полихудожественного воспитания.
Искусство имеет уникальные возможности воздействия на человека, поэтому художественно-эстетическое воспитание нужно рассматривать не только как процесс приобретения художественных знаний и умений, а прежде всего как универсальное средство личностного развития школьников на основе выявления индивидуальных способностей, разносторонних эстетических потребностей и интересов.
Как указано в Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования Украины — идеалом воспитания является гармонично развитый, высокообразованный, социально активный и национально сознательный человек, который наделен глубокой гражданской ответственностью, высокими духовными качествами, семейными и патриотическими чувствами, является носителем лучших достижений национальной и мировой культуры, способный к саморазвитию и самосовершенствованию [4].
Важное значение для нашего исследования имеет обоснованный в начале 90-х гг. XX в. лабораторией комплексного взаимодействия искусств под руководством Б. Юсова полихудожественного подход к преподаванию дисциплин художественного цикла. Он предусматривает не автоматическое смешение искусств, а возможность каждого из них собственными средствами выразительности рассказать об одном и том же явлении действительности, развивает умение детей сравнивать и сопоставлять художественные образы на основе вербальных и невербальных форм. Этот подход нашел свое отражение в работах Е. Ермолинской, Е. Кабковой, Н. Новикова, Л. Печко, Л. Савенковой, О. Стукаловой.
Концептуальной основой полихудожественного подхода, по определению Б. Юсова, является положение об общем художественно-эстетическое развитии детей, согласно которому искусство как специфический учебный предмет в школе, передает эмоционально-ценностный и нравственный опыт поколений, формирует эмоционально-образное мышление учащихся. Полихудожественное воспитание, как целостный интегрированный педагогический процесс включает, по мнению ученого, следующие взаимосвязанные компоненты:
- Полифоническое воображение;
- «Живое» искусство;
- Полифоническую иерархию как организацию видов проявлений учащихся [3].
Полифоническую иерархию Б. Юсов видит в виде пяти восходящих слоев:
1) слой обобщенных картин (технизированная культура);
2) слой звуко-двигательный (танец, движение, театр, жест, мимика, инструментальный звук, пение);
3) знаковый слой (слово, язык, письменность, нарисованный знак);
4) визуально-символический слой: форма (рисунок), цвет (живопись), пространство (архитектоника)
5) резонансный слой: аромат (структура, композиция), звук-ритм (вибрация, интонация), свет — радуга — цвет.
Определяя основные цели полихудожественного воспитания, Б. Юсов пишет: «Вектор будущего — воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в большинстве искусство прошлого, немного — современного и совсем не приучаем к размышлению о том, что будет, что нового могут сказать дети... культурное будущее человечества куется учителем школы. Культура создается здесь, в школе» [17, с.28].
Целью полихудожественного воспитания Л. Масол, видит в том, чтобы дать возможность учащимся осознать истоки различных видов художественной деятельности и приобрести знания, умения и навыки в области каждого искусства. [5]
Цель полихудожественного воспитания и интегрированного обучения школьников, отмечает Л. Савенкова, заключается в развитии полихудожественных творческих возможностей ребенка, понимаемых как средства познания мира ребенком, как форма художественно-образного осмысления ребенком информации об окружающем мире, естественная потребность ребенка в духовном росте, средство выражения внутреннего эмоционально-образного (понятийного, чувственного, интеллектуального и т. д.) состояния, средство развития воображения, фантазии и творчества, способ освоения культуры и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего [11].
Сущность полихудожности, по мнению Н. Бондаревой, заключается в восприятии и отражении художественных образов, в выходе за пределы «одного искусства», в умении понять и выразить действительность, то или иное явление художественными способами: звуком, пластикой, движением, цветом, ритмом, словом, знаком, символом [2, с.6].
Понятие «полихудожественного воспитание» как личностно ориентированное планомерное вовлечение учащихся к различным видам искусств в их взаимодействии — определяет Л. Масол. Результатом такого взаимодействия она видит — формирование интегральных эстетических свойств личности, полихудожественного сознания и способности к полихудожественного деятельности, в которой проявляется комплекс приобретенных эстетических компетенций, обеспечивающих готовность к художественно-творческой самореализации и художественно-эстетического самосовершенствования. [6, с.184]
В диссертационном исследовании О. Чайковськой полихудожественного воспитание определяется как процесс формирования у учащихся эстетического отношения к различным видам искусства на основе осознания универсальных и специфических закономерностей художественно-образного воспроизведения действительности [14].
Обобщая определения вышеуказанных понятий, можно сделать вывод, что главным для полихудожественного воспитания является формирование у учащихся эстетического отношения к различным видам искусства в их взаимодействии, приобретение базовых представлений и навыков из сферы каждого искусства, обеспечивающих готовность к художественно-творческой самореализации.
Обеспечить качественный переход от низкого уровня полихудожественной воспитанности к более высокому требует применения активных форм педагогической работы. Успешность полихудожественного воспитания зависит от детального проектирования учебно-воспитательного процесса со всеми его составными компонентами — цель, задачи, содержание, учебно-воспитательные средства и т. п. Таким образом, возникает необходимость перевода его на технологическую основу, которая позволяет значительно активизировать процесс полихудожественного воспитания.
Современный учебно-воспитательный процесс предполагает использование личностно ориентированных педагогических технологий, позволяющих учителям свести к минимуму экспромты в практической деятельности.
Технологический подход к учебно-воспитательному процессу предусматривает трансформацию педагогического замысла в технологическую цепочку педагогических действий, выстраиваются в соответствии с целевых установок, и превращаются в форму конкретного результата.
С термином «технологический подход» связано понятие «технология». Наиболее общее, метапредметная трактовка этого понятия заключается в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяется человеком с целью превращения окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей [16, с.11].
Образовательная технология, как указано в российском педагогическом энциклопедическом словаре, это — «система деятельности педагога и ученика, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов обучения» [9, c.174].
Г. Селевко дает следующее определение педагогической (образовательной) технологии: «это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и которая направлена на достижение определенных результатов» [12, с.17]. Технологический подход, отмечает ученый, открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности и позволяет:
- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и учебно-воспитательные проблемы;
- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на ребенка;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения педагогических проблем. [8]
Украинская исследовательница С. Сысоева, в Энциклопедии образования, предложила следующее определение понятия «педагогической технологии»: «педагогические технологии — технологии, которые обеспечивают преобразование педагогического процесса в образовательном учреждении на целенаправленную деятельность всех его субъектов». [13, c.661]
«Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели». [9, c.191]
Понятие «воспитательная технология» И. Бех определяет как «научно-обоснованное средство, содержащее необходимые и достаточные условия для развития и реализации личностного потенциала воспитанника, сознательного привлечения его к системе выработанных человечеством ценностей». [1, с.94]
Итак, обобщая приведенные выше определения понятий, понятие «воспитательная технология» мы будем понимать, как научно и практически обоснованную систему деятельности педагога и учащихся, направленную на достижение запланированного учебно-воспитательного результата.
Исследователи отмечают, что любая педагогическая технология должна соответствовать основным методическим требованиям — критериям технологичности, а именно:
- концептуальность — предполагает опору на научную концепцию, которая включает философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование образовательных целей;
- системность — требует от педагогической технологии наличия всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи его частей, целостности и т. д.;
- управляемость — предусматривает возможность диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
- эффективность — указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
- воспроизводимость — подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [15, c. 115].
Согласно приказу МОНМС Украины № 1243 от 31.10.2011р «Про основные ориентиры воспитания учащихся 1–11 классов общеобразовательных учебных заведений Украины» [7] воспитательная технология должна иметь такую ориентировочную структуру: конкретизированная (конкретная) цель воспитательной деятельности (1); задачи, конкретизирующие эту цель (2); целевая группа воспитательной деятельности (конкретный ученик, группа, класс, школа) (3); ожидаемый конечный результат (4); критерии, по которым будут оцениваться результативность и эффективность воспитательных воздействий (5), собственно содержание воспитательной деятельности как совместной деятельности воспитателя и воспитанника (6); формы воспитания (7); методы осуществления воспитательной работы (8); временной промежуток, в течение которого будет осуществляться воспитательная работа по данному проекту (9).
Опираясь на вышеизложенные положения нами предложена технология полихудожественного воспитания старших подростков которая включает: цель (полихудожественного воспитанность старших подростков); задачи (воспитание устойчивого интереса к искусству, развитие потребности общения с разными видами искусства в их взаимодействии, воспитание эмоционально — ценностного отношения к искусству; обогащения художественно-эстетического опыта, развитие самостоятельности в художественный деятельности); целевая группа (старшие подростки); конечный результат (полихудожественного воспитанность старших подростков); критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный); содержание воспитательной деятельности (система знаний о различных видах искусства; опыт полихудожественного деятельности, система логических приемов художественного мышления, система практических действий, методов i средств художественно — творческой деятельности с применением мультимедийных средств опыт эмоционально — ценностного отношения к искусству, окружающему миру, учеников друг к другу); формы воспитания (коллективную, групповую, индивидуальную); методы (метод художественно-педагогического анализа, метод мозгового штурма, метод проектов, диалог, беседа, рассказ, создание проблемных ситуаций, метод художественно-педагогического общения); временные рамки.
Литература:
1. Бех І.Д. Виховна технологія / І.Д. Бех // Енциклопедія освіти / АПН України; гол. ред. В. Г. Кремень. — К.: Юринком Інтер, 2008. — С. 94–95.
2. Бондарева Н. И. Развитие у школьников системных представлений о культуре поведения на основе полихудожественного похода: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Н. И. Бондарева. — Астрахань, 2003. — 24 с.
3. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под ред. Г. П. Шевченко, В. П. Юсова. — Луганск, 1990. — 180 с.
4. Концепція виховання дітей і молоді в національній системі освіти // Актуальні проблеми управління закладами освіти: зб. матеріалів / упоряд. Л. Келебет, О. Нижник, Г. Пониполяк. — Івано-Франківськ: ОІППО, 2002. — С. 228–244.
5. Масол Л. М. Загальна мистецька освіта: теорія і практика: монографія / Л. М. Масол. — К.: Промінь, 2006. — 432 с.
6. Масол Л. М. Теоретико-методологічні засади загальної мистецької освіти та поліхудожнього виховання (культурно-антропологічний підхід) / Л. М. Масол // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи. — 2009. — Вип. 30. — С. 180–188.
7. Наказ Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України «Про Основні орієнтири виховання учнів 1–11 класів загальноосвітніх навчальних закладів України» від 31 жовтня 2011 р. № 1243 [электронный ресурс]. — режим доступа: http://osvita.ua/legislation/Ser_osv/24565/.
8. Официальній сайт Селевко Г. К. [электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.selevko.net/1nosnov.php.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. — М.: Большая Рос. энциклоп., 2003. — 528 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. — М.: Большая Рос. энциклоп., 2003. — 528 с.
11. Савенкова Л. Г. Человек в пространстве мира и культуры / Л. Г. Савенкова. — М.: ООО Издат. Дом Магистр «Пресс», 2000. — 228 с.
12. Селевко Г. К. Социально — воспитательные технологии// «Школьные технологии» № 3 2002., С.5–173
13. Сисоєва С. О. Педагогічні технології / С. О. Сисоєва // Енциклопедія освіти / АПН України; гол. ред. В. Г. Кремень. — К.: Юринком Інтер, 2008. — С. 661–662.
14. Чайковська О. А. Формування музичних знань молодших школярів засобами мультимедійних технологій навчання: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теорія і методика навчання» / О. А. Чайковська. — К., 2002. — 19 с.
15. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г. К., М.: 2006. Т.1–816 с.
16. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г. К., М.: 2006. Т.2–816 с.
17. Юсов Б. П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б. П. Юсов // Педагогика искусства: В творческом порске: материалы Всерос. совещания-семинара, 3–6 дек. 1996 г., Самара. — М.; Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 1996. — С. 28.