Вопросам перехода системы высшего профессионального образования России на образовательный стандарт ФГОС-3 в последние несколько лет посвящено множество работ. Среди этого множества имеет место быть и ряд трудов профессорско-преподавательского состава Московского государственного университета пищевых производство (МГУПП) [1–3]. Данные вопросы является наиважнейшими на сегодня применительно и к области образовательной системы по подготовке кадров для пищевой промышленности [4–7]. Формулируя настоящую статью по теме переход дисциплины «Менеджмент и маркетинг» от специалитета к магистратуре, стоит отметить, что с одной стороны в последние годы в научной литературе имеется интерес к анализу учебного процесса по предмету «Менеджмент и маркетинг», а с другой стороны — данной работой автор следует традициям вуза в вопросе научно-методического формулирования внедрения инноваций в методологию преподавания учебных курсов в вузе [8–11].
В настоящее время, в период активной фазы производимой реформы системе науки и образования в России, происходят определенные изменения административно-учебного свойства и в МГУПП. В частности, дисциплина «Менеджмент и маркетинг» читавшаяся в преддипломном семестре для студентов неэкономических специальностей преподавательским составом узкоспециализированной кафедры «Организация производства и маркетинг» с учебного 2013/2014 года находится в нагрузке молодой, динамично развивающейся многопрофильной кафедры «Современные торговые операции север-юг». Причем, если в предыдущие годы данная дисциплина читалась только для последнего курса специалитета, то теперь параллельно и для магистров неэкономических специальностей 1 года обучения. Данная ситуация будет продолжать осуществляться на протяжении последующих 2 лет, т. к. последний выпуск специалистов МГУПП будет завершен летом 2015г. После этого наш Университет перейдет в полном объеме на общероссийский образовательный стандарт ФГОС-3. Аналогичная ситуация в ряде случаев имеет место оставаться быть и в иных высших образовательных учреждения РФ, поэтому данную проблему нельзя назвать локальной.
Часть выпускников специалитета поступают и будут в ближайшие два года поступать в магистратуру, где в отличии от выпускников бакалавриата будут вновь встречаться с той –же дисциплиной, что проходили на последнем курсе специалитета. Теоретически, в переходный период данную проблему можно разрешать через осуществление «перезачета», но по нашему мнению имеются и иные возможные решения.
Основное различие по нашему мнению в получаемых знаниях по дисциплине менеджмент и маркетинг для пятикурсников специалитета и первокурсников магистратуры неэкономических профилей это временной промежуток на решения постановляемых задач. Для специалиста — это в лучшем случае полугодие, а в среднем менее квартала, для магистра — полугодие — это минимальный временной промежуток, тогда как максимум может охватывать и полуторалетний период. Соответственно, некоторые из основных различий в проекте постановляемых проблематик на предмете Менеджмент и маркетинг у специалистов и магистров сформулированных автором представлены в таблице 1.
Таблица 1
Различия в учебном плане дисциплины Менеджмент и маркетинг
№ |
Специалитет |
Магистратура |
1 |
Получение вводных знаний и навыков по истории и основам менеджмента и маркетинга |
Получение знаний и написание эссе по истории и основам менеджмента и маркетинга |
2 |
Получение знаний и навыков в проведении маркетинговых репрезентативных исследований по выбранной тематике |
Получение знаний и проведение маркетинговых репрезентативных исследований по утвержденной тематике |
3 |
Получение знаний и навыков в формировании планирования маркетинговой деятельности компании |
Получение знаний и навыков по реализации формирования и планирования маркетинговой деятельности компании |
4 |
Получение знаний и навыков в управлении организацией |
Получение знаний и практических навыков управления организацией. Формирование элементов новых знаний |
5 |
Получение знаний и навыков в применении элементов математического аппарата при расчетах практических задач по менеджменту и маркетингу |
Изучение с написанием эссе по применяемым математическим методам в системах менеджмента и маркетинга |
Изменения познания по этому предмету у магистров неэкономических профилей относительно аналогичных специалистов позволит в дальнейшем для выпускников данных направлений более целостно понимать данный предмет. Полученные дополнительные знания соответственно предоставят и большие перспективы как для последующей работы на производстве, так и при написании научных работ в период возможного поступления на третью образовательную стадию — в отечественную аспирантуру или зарубежную докторантуру.
Литература:
1. Еделев Д. A., Майорова Н. В. Стратегические противоречия реформ высшего образования// Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4–3. С. 234–237
2. Майорова Н. В. Управленческие противоречия реформирования системы высшего образования// Экономика и менеджмент систем управления. 2012. № 4.1. С. 132–138
3. Ярыгина Н. А. Обеспечение непрерывного профессионального образования с сокращением срока обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 268–270.
4. Лабутина Н. В. Двухуровневая структура ВПО для сферы производства продуктов питания из растительного сырья — методологические и практические аспекты // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2009. № 11. С. 23а-25.
5. Еделев Д. А., Кантере В. М., Матисон В. А., Игнар С. Система подготовки кадров высшей квалификации для пищевой отрасли на основе рамок квалификаций // Пищевая промышленность. 2013. № 1. С. 26–30.
6. Еделев Д. А., Кантере В. М., Матисон В. А. Внедрение в Московском государственном университете пищевых производств новых профилей обучения бакалавров «Технология обеспечения безопасности и качества продуктов питания» и «инновационные технологии спортивного питания» по направлению 260100 «Продукты питания из растительного сырья»// Пищевая промышленность. 2012. № 8. С. 10.
7. Гаврилова М. И. Концепция системы качества подготовки специалиста пищевых производств // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С.23–25.
8. Квашнина С. И. О возможности оптимизации учебного процесса на кафедре «Биомедицинская электронная техника» путем введения новой дисциплины по направлению — менеджмет и маркетинг в здравоохранении// Успехи современного естествознания. 2007. № 10. С. 60–62.
9. Калашников Г. О., Скляренко С. А. Дисциплина «Сопротивление материалов» для подготовки специалистов пищевой отрасли в профильных вузах. ХХI век//Молодой ученый. 2013. № 8. С.400–402
10. Показеев К. В., Куркин Ю. П. Курс физики как основа инженерного университетского образования// Физическое образование в ВУЗах. 2001. Т.7. № 2. С. 49–56.
11. Иванов Г. С., Дмитриева И. М. Интегрированный курс геометрии и линейной алгебры как средство формирования математической подготовки студентов технических вузов // Омский научный вестник. 2010. № 5–91. С.205–208.