Производственная инфраструктура организации как двигатель в формировании кластера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 03.10.2013

Статья просмотрена: 588 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, М. Г. Производственная инфраструктура организации как двигатель в формировании кластера / М. Г. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 408-409. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7935/ (дата обращения: 15.11.2024).

В первые годы 2010-х гг. доля научных статей, в которых представлены методологические разработки по формирование кластеров в общей сумме научных работ по экономической теории в России значительно приросла. Во многом это связано с активизацией процессов кластеризации экономики России, старт которой был дан руководством страны на рубеже 2000–2010 гг. [1]. В настоящей статье автор предлагает несколько измененный взгляд на теоретическое построения картины мира по вопросам формирования экономических кластеров.

«Кластер — это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний и институтов, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Компании кластера выпускают аналогичную продукцию или предоставляют схожие услуги, но имеют значительно более широкие возможности для увеличения доходов по сравнению с компаниями, действующими самостоятельно». [2]

В научной литературе посвященной вопросам организации и эффективному развитию кластерных формирований в большинстве случаев в ядре (движущей силе) кластеров указываются активные участники объединения от бизнес-структур, направляющие органы по развитию кластера от госструктур (департаменты, управления и т. п.), профильные по направлениям деятельности кластера — научно-образовательные учреждения. [3]

Одной из основных эффективных совместных деятельностей участников кластера в научной литературе можно встретить — скооперированные логистические процессы, которые при эффективном их использовании дадут значительный экономический эффект для каждого из участников. Аналогичные процессы скооперированных действий по нашему мнений по иным совместным действиям по обслуживанию производств и инфраструктурных объектов (теплоснабжение, ремонт и т. п.) организаций кластера по нашему мнению могут принести не меньший эффект. Особенно заметным этот эффект становится в период ускорения уровня повышения тарифов и цен на инфраструктурные услуги относительно ускорения роста цен на конечную продукцию промышленности, образования и сферы услуг.

Для институционализации данного вопроса через более полное теоретическое осмысление, возможно построение иной модели формируемого кластера — где в его ядре (движущей силе) будет поставлен не активный участник от бизнеса, власти или науки, а объем работ по обслуживанию инфраструктурных объектов (производственных инфраструктур организаций) участников сформированного кластера. Исследование проблематики производственных инфраструктур промышленных предприятий в последние годы проводятся в незначительном объеме, однако, они имеют место быть [4–10]. Определенные элементы проектов кооперации труда на производственно-инфраструктурных объектах предприятий сахарной промышленности в рамках единого холдинга можно встретить в большом объеме работ у Мансурова Р. Е., а также у ряда других авторов [11–13]. Так у доц. Мансурова основной идеей его исследований становится процессы кооперации труда для сбалансированной работы либо по вырабатываемой энергетике, либо по трудовым затрат ремонтных служб. В работе коллектива авторов Скляренко С. А., Панченко Т. М., Селиванова И. А., Головенко М. В. — главной становится идея возможности перепрофилирования производства с помощью обслуживающих производств в период кризисных ситуаций.

Обобщая рекомендуемые наработки, т. е. экстраполируя их от узкоспециализированной тематики к широкопрофильной доктрине, мы формулируем идею об эффективности построения модели сбалансированной конкуренции и кооперации в обслуживании основных фондов участников кластера. Основная суть нашей обобщающей модели состоит в следующем: эффективно работающая внутрикластерная конкуренция и кооперация служб по обслуживанию инфраструктурных объектов данных организаций, контроль по развитию которой будет возложен на единый центр, формирующийся по принципу служб торгов по государственным закупкам, только в более оперативном с точки зрения принятия решений формате — создаст для участников не только экономический эффект (по нашим расчетам снижение затрат на эксплуатацию инфраструктуры у каждого из членов объединения будет достигать до 30 %), но и выявит потенциалы более тесных взаимовыгодных конкурентно-кооперативных отношений между участниками объединения и по основной сфере их деятельности.

Стоит заметить, что полный уход от анализа эффективности функционирования основной деятельности участников кластера при анализе проблематики нежелателен, т. к. в противном случае от вопросов создания кластеров мы переходим к вопросу проблем формирования конгломератов или развития городских агломераций, что далеко нас отодвигает от основной сути постановляемого вопроса [14].

Литература:

1.                  Скляренко С. А., Мастихин А. А., Филиппова М. Г., Каппушева Ф. М. Формирование инновационного кластера взаимодействия образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и предприятий пищевой промышленности // Пищевая промышленность. 2013. № 3. С. 58–59.

2.                  http://www.unido.ru/resources/clusters/.

3.                  Еделев Д. А., Тарасов Н. А. Кластеризация регионального экономического пространства // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2012. № 3. С. 5–10.

4.                  Скляренко С. А., Панченко Т. М., Суворов О. А., Лабутина Н. В. Производственная инфраструктура предприятий хлебопекарной промышленности — вчера, сегодня, завтра // Хлебопечение России. 2012. № 2. С. 10–11.

5.                  Скляренко С. А., Панченко Т. М. Анализ показателей энергопотребления на предприятиях пищевой промышленности // Пищевая промышленность. 2010. № 4. С. 32–34.

6.                  Скляренко С. А. Научно-методические подходы к формированию стратегии развития производственной инфраструктуры предприятий пищевой промышленности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / М., МГУПП. Москва, 2011.

7.                  Скляренко С. А. Научно-методические подходы к формированию стратегии развития производственной инфраструктуры предприятий пищевой промышленности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / М., МГУПП. Москва, 2011.

8.                  Михайлов Ю. И., Первов К. В. Методические подходы к формированию системы управления производственной инфраструктурой промышленного предприятия// Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2011. № 04. С.57–61.

9.                  Хасянова Р. М. Процессные инновации как инструмент развития производственной инфраструктуры предприятий пищевой промышленности Республики Татарстан//Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № 24. C.147–149.

10.              Агарков А. П., Ерохина Е. А. Организационно-экономические основы формирования системы производственной инфраструктуры машиностроительного предприятия// Экономика и управление в машиностроении. 2012. № 4. С.3–6.

11.              Мансуров Р. Е. Интеграция сахарных заводов и энергетических компаний // Сахар. 2007. № 10. С. 32–33.

12.              Мансуров Р. Е. Повышение эффективности деятельности сахарных заводов при реализации аутсорсинга вспомогательных производств // Сахар. 2007. № 8. С.8.

13.              Скляренко С. А., Панченко Т. М., Селиванов И. А., Головенко М. В. Перспективы развития промышленного туризма в России // Российское предпринимательство. 2011. № 10–1. С. 146–150.

14.              Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика. 2010. № 12. С. 121–139.

Основные термины (генерируются автоматически): движущая сила, научная литература.


Похожие статьи

Система управленческой деятельности строительного предприятия как важный фактор его коммерческого успеха

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Брендинг как элемент повышения конкурентоспособности организации

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Концепция маркетинга в формировании инновационных образовательных и производственных кластеров

Роль сетевой модели OSI в построении промышленных сетей

Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций

Похожие статьи

Система управленческой деятельности строительного предприятия как важный фактор его коммерческого успеха

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Брендинг как элемент повышения конкурентоспособности организации

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Концепция маркетинга в формировании инновационных образовательных и производственных кластеров

Роль сетевой модели OSI в построении промышленных сетей

Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций

Задать вопрос